Жизнь 8:00 / 21.3.2018 Просмотров: 12409

Анастасия Божедонова: жить в состоянии враждебности с Западом неправильно

  • Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Наша сегодняшняя героиня – личность для Якутии знаковая. Проработав много лет в должности простого учителя и преподавателя, она спустя годы стала одной из тех, кто открыл республику мировому сообществу в сложные 90-е годы. Плоды ее деятельности отразились во многих сферах республики – образовании, дипломатии и даже бизнесе.

История жизни Анастасии Божедоновой – яркий пример того, как человек из якутской глубинки может подняться высоко, открыть для себя большой мир, при этом не растворившись в нем, и привнести из этого мира что-то важное и полезное для родной земли.

17 марта Анастасия Николаевна отметила 70-летний юбилей. Будучи на пенсии, наша героиня продолжает заниматься активной работой.

Она стала одной из тех, кто открыл Якутию мировому сообществу в 90-е годы

Работа в школе помогла по жизни

Я 25 лет посвятила французскому языку — пять лет на его изучение и 20 лет на его преподавание. Уже позже, из-за необходимости, изучила английский. Работа в школе приносит то самое удовольствие, которое испытывает человек, дающий незнающему знание. Детям, помимо языка, мы давали какие-то новые познания о стране, язык которой изучаем, ее быте и культуре. Мы проводили уроки в игровой форме — приносили одежду, самодельные «деньги» - франки. Играли в магазин — они покупали одежду, должны были учиться здороваться, благодарить, просить показать товар. Все это на французском языке. Все это мы придумывали сами — выписывали журнал «Иностранные языки в школе», где вычитывали сценарии целых уроков. Работа в школе дает ответственность и то качество, которого в других профессиях есть, но в меньшей степени — учитель должен передавать детям как можно больше знаний и навыков. Учитель не должен никогда замыкать знания в себе. И эта работа потом помогает в других сферах и вообще в жизни — быть открытым, делиться.

О сегодняшней системе обучения в школе

Я по своему внуку вижу, как сейчас у нас преподают — взять тот же английский язык. У нас в советской школе были основные принципы дидактики — от простого к сложному, от известного к неизвестному, от меньшего к большому, от низшего к высшему. Система обучения была очень логичной. Сейчас же дети учат английский алфавит пением, а когда говорю внуку — расскажи мне алфавит устно наизусть, он начинает напрягаться и про себя петь, чтобы вспомнить его. В сегодняшнем обучении нет такого, чтобы дети шли от известного к неизвестному.  В третьем классе им дают задание рассказать про наследие ЮНЕСКО. Хорошо, что у нас в Якутии есть утвержденные и признанные объекты наследия, а если бы их не было? И вообще, что такое ЮНЕСКО — знают ли они? Их учат каким-то сложным терминам, изучают флаги стран, но про сами эти страны ничего не знают.

Об открытии мира

Каждый человек должен на определенном этапе жизни выйти из своего маленького мира — будь то деревни, района, городка — в большой мир. Я открыла для себя большой мир в 60-е годы в Артеке. У нас были дети из разных республик СССР, но и были и иностранцы — например, из ГДР. Общение — просто сказка, праздник, который живет в душе и по сей день. Именно в Артеке я, маленькая девочка из далекой якутской деревни и простой якутской семьи, в первый и единственный раз пела со сцены соло. К нам приезжали в гости многие известные люди, иностранцы.

А второй мой выход в большой мир произошел у меня на третьем курсе ЯГУ в 1969 году. Я была в составе первой групповой стажировки студентов за рубежом. Летом мы поехали учиться по программе «Французский язык для иностранцев» во Францию. Тогда Советский Союз активно развивался — советская молодежь должна была быть на одном уровне с иностранцами. Что бы ни говорили, Советский Союз старался быть открытым в определенных сферах.

С главой Якутии Егором Борисовым

О первом опыте работы с иностранцами

Первые крупные международные связи нашей республики начались с приезда делегации из 10 человек из северо-западных территорий Канады. Это было в 1997 году. Оттуда приехала группа в сопровождении Дэнниса Паттерсона, а я в это время работала в 14-й школе Якутска. Составители культурной программы решили сводить их на спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря». Он идет на якутском языке. И организаторы стали искать переводчиков, которые могли бы переводить с якутского на французский. Позже выяснилось, что половина группы была англоязычной, но большинство все-таки владели французским. Я должна была подготовить им рассказ — перевод этого спектакля.

Как Якутия открылась миру

В 1989 году в Якутию приехала маленькая делегация города Фэрбанкса устанавливать побратимские связи. В 1991 году был составлен договор двух наших городов о сотрудничестве по многим хозяйственным вопросам. Этот документ был составлен на трех языках — русском, английском и якутском. И все три имеют одинаковую юридическую силу. Документ был подписан мэрами обоих городов — Павлом Бородиным и Хуанитой Хэлмс. Более того, этот договор был потом ратифицирован Городским советом трудящихся.

В первые годы мы очень много общались между с Фэрбанксом — самолетами друг к другу летали. В 90-е годы в Якутск приезжали толпы американцев. Я тогда работала в Комитете по делам семьи и меня попросили принять в Якутске группу женщин пенсионного возраста, группу банкиров. Это была очень большая народная дипломатия. Потом, конечно, времена изменились — августовский обвал цен, смена президентов и другие причины.

О Михаиле Николаеве

Все время жить в изоляции, в отдалении — это неправильно. Период правления Михаила Николаева, особенно его первый срок, пришелся на период большой неопределенности. Было неизвестно, каким путем пойдет страна. Но в целом был взят курс на открытость и было бы странно остаться в стороне от этого. Народ у нас восприимчив к образованию, к новинкам. Наш народ имеет багаж старого, веками сохраненного наследия материальной и духовной культуры. Имея такой большой ценностный багаж, мы не должны были пропасть. В целом курс Михаила Николаева на открытость был правильным, потому что иначе мы могли бы совсем отстать.

Конечно, есть и негативные моменты. Не все молодые люди вернулись после стажировок, которые тогда проводились массово. Кто-то вообще не хочет думать о Якутии. Но кто-то, живя за границей, все равно чем-то помогает Якутии и поддерживает связь с родиной.

Но в 90-е годы северные регионы были предоставлены сами себе. Мы искали выход – комсомола нет, партии нет, в какую сторону развиваться? В то же время мы объявили суверенитет, у нас появились деньги от продажи алмазов. Было выбрано направление для инвестиций – это человеческий капитал. Нужно было развиваться и получать знания не только за пределами республики, но и за пределами страны.

Именно по заданию Михаила Ефимовича я в свое время создала Международный детский фонд «Дети Саха –Азия». Я очень горжусь этим, так как создание Международного и благотворительного детского фонда внутри нашей республики было делом новым и достаточно сложным. Руководила им в 1993-97 годы. Мы имели много зарубежных партнёров, спонсоров и наш фонд стал известным своими действительно благотворительными делами, причём за счёт внебюджетных, привлечённых средств. Фонд и сейчас продолжает свою работу.

С руководителем Департамента внешних связей Якутии Владимиром Васильевым

Об архиве Михаила Винокурова

Сейчас мы работаем над архивом Михаила Винокурова — человека, который в 1921 году эмигрировал в США из Якутии. Советскую власть он не принял и мигрировал. Ну, уехал человек — бог с ним. Но он ведь собрал 105 коробок разного материала, издававшегося в США, на русском языке. Отдельно он собирал все, что касалось Якутии в Америке. И теперь это огромная коллекция находится в штате Аляска. Наши ученые ездят туда, чтобы познакомиться с информацией о жизни того периода глазами этого человека.

Сейчас я на пенсии, но сидеть без дела не могу – мне нужна какая-то деятельность. Работаю библиотекарем на полставки Научно-исследовательского центра книжных памятников Национальной библиотеки. Бывший губернатор Аляски Сара Пейлин лично дала нам допуск к ней.

О жизни в Анкоридже

Я представляла Якутию в Анкоридже с 1999 по 2013 годы.

Мои дети не захотели поехать на Аляску, муж умер. Я была единственным человеком от Якутии в Анкоридже – республика мне платила зарплату около 70 тысяч в переводе на рубли, за квартиру мне платил Северный форум (Северный форум — международная неправительственная организация северных регионов – «ЯИ»). В Северном форуме было около 20 международных проектов, и мы участвовали в большинстве из них. Авторитет Якутии в рамках Северного форума был непререкаемым.

У северных регионов мира схожие проблемы. Например, это вопросы взаимодействия местного населения с промышленными компаниями – в Канаде и на Аляске уже есть сложившаяся практика.

К сожалению, республика закрыла секретариат Северного форума в Анкоридже, на то были разные причины. Но несмотря на это, нам необходимо поддерживать и развивать связи с Северным форумом.

На Ысыахе в Анкоридже, Аляска

Проникаясь чужой культурой, нельзя терять себя

Жить в состоянии постоянной враждебности с Западом неправильно. Но это очень глубокий и сложный вопрос. Взять ту же ситуацию по грантам от американских фондов. Если бы деньги давали просто на наше развитие – это хорошо. Но зарубежные гранты стали способом проникновения их взглядов в нашу жизнь, пропагандой их ценностей и образа жизни – тот же Хэллоуин или День Святого Валентина. Я человек очень открытый и доброжелательный, но даже у меня эти вещи вызывают настороженность. Проникаясь чужой культурой, мы не должны потерять себя.

Приведу пример. Стандартное классическое образование – это хорошо, но сидеть только на нем одном веки вечные тоже неправильно. В 90-х годах по всей стране распространилось движение грантов миллиардера Сороса. Сорос сказал: озвучьте ваши мнения и предложения – что нам делать с образованием? И все наше учительство – лучшее, передовое, экспериментирующее, стремящееся к чему-то новому – стало работать на эти фонды. И они отправили ему в обмен на гранты свои лучшие наработки в сфере образования. Что мы получили? В итоге теперь эта система – передовая, разработанная лучшими учительскими умами России – внедряется в Америке. А мы у них переняли систему ЕГЭ. Помню, мне несколько человек из-за рубежа говорили: «Анастасия, почему вы перенимаете у нас худшие образовательные системы? Мы стремимся к вашим лучшим наработкам, а вы у нас худшее берете!»

То есть Сорос за счет своих грантов получил ценнейшие знания о системе образования Советского Союза – аналитические материалы о слабых местах и прорывных идеях. В этом смысле зарубежные гранты – это опасная вещь для нашей страны. Но здесь дурную службу играет наша наивность – хочется верить, что дают средства из благих побуждений.

Об успешных проектах Якутии в рамках Северного форума

Зато в рамках Северного форума мы реализовывали совместно много проектов, которые дали хорошие плоды в будущем. Нам удалось перенять многое полезного зарубежного опыта – взять ту же солнечную и ветровую энергетику, опыт внедрения которой мы переняли на Аляске.

Из Якутии первым и самым верным бизнес-партнером Северного форума был предприниматель Егор Макаров. Он учился везде как вести бизнес, и в том числе с помощью Северного Форума с его программами поддержки малого и среднего бизнеса. Для этого он стал бизнес- партнером Северного форума и платил ежегодные взносы. Взамен в рамках организации получил возможность взаимодействия с другими бизнес-партнерами. В 2009 году, перед нашей поездкой в Канаду, он заранее попросил познакомить его с канадским бизнесменом, который занимался производством и поставкой чистой воды. Я сижу в Америке и прошу канадских коллег помочь Егору с организацией такой встречи. Через какое-то время вместе с Егором мы едем в Канаду непосредственно на производство к бизнесмену Полу Шеридану. Егор внимательно все изучает – вплоть до того, каким клеем крепится этикетка к бутылке. Внимательно смотрит, расспрашивает – не будь он членом Северного форума, ему бы такая возможность не представилась.

По возвращении в Якутск Егор уже знал «от и до», как организовать бизнес по производству и доставке чистой воды. То есть он научился вести грамотный цивилизованный бизнес по производству чистой воды именно благодаря Северному форуму. И, кстати, после всех этих поездок он построил свой ресторан «Муус Хайа» руководствуясь передовым зарубежным опытом.  

«По заданию Николаева я создала Международный детский фонд "Дети Саха –Азия"»

СПРАВКА: Анастасия Николаевна Божедонова

Внесла вклад в открытие специализированных школ по изучению французского языка в улусах и столице Якутии, в создание Якутского филиала Института «Альянс Франсэз» (1994) на базе кафедры французской филологии Якутского Государственного университета.

В течение 20 лет работала учителем французского языка в школах Якутска и несколько лет по совместительству преподавала французский язык студентам немецкого и английского отделений Факультета иностранных языков Якутского Государственного университета.

В 1992 году назначена на должность сопредседателя Национального комитета Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО.

С 1993 года она возглавила Комитет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Саха (Якутия).

В 90-е Анастасия Божедонова вела общее руководство Республиканским фондом поддержки семьи, охраны материнства и детства. Именно в эти годы в республике начала активно претворяться в жизнь новая семейная политика, в том числе материальная поддержка многодетных и малоимущих семей.

Указом Президента республики Саха (Якутия) Михаила Николаева в 1999 году Анастасия Божедонова была назначена представителем Республики Саха (Якутия) в Секретариате Северного форума в Анкоридже (США). Работала до 2013 года.