Как сделать газ доступней: предложения от якутских предпринимателей
YAKUTIA.INFO. Всего пару лет назад попытки вывести власть на диалог по снижению тарифов на газ наталкивались на жесткое сопротивление. Представители Госкомцен РЭК, УФАС и высокопоставленные республиканские чиновники в один голос заявляли, что утвержденные тарифы незыблемы.
Но, как говорится, вода камень точит. Упорство, с которым предприниматели поднимали проблему дороговизны газа, начало давать скромные результаты.
Перелом ситуации наступил после визита в Якутию президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александра Калинина в ноябре 2017 года. После этого республиканская власть признала, что тема подлежит обсуждению. Затем была сформирована совместная рабочая группа из предпринимателей, представителей министерств и ведомств для поиска путей оптимизации расходов.
Однако с самого начала работа совместной группы не заладилась из-за откровенного саботажа со стороны назначенного на тот момент руководителя, экс-первого заместителя председателя правительства Якутии Михаила Осипова. Казалось, что инициатива зашла в тупик. Однако после отставки Егора Борисова по инициативе исполнительного директора якутского отделения «ОПОРА России» Натальи Местниковой рабочая группа продолжила изучение вопроса.
«Я выступила с инициативой продолжить работу рабочей группы по тарифам на газ, так как с момента её образования со стороны предпринимателей без ответа осталось много вопросов. Текущие предложения рабочей группы я считаю промежуточными. Надеемся, что после избрания нового главы в сентябре этого года работа по снижению тарифов перейдет на новый уровень. И препоны, о которых говорили мои коллеги, будут устранены. Ведь субсидии – это не выход из ситуации. Уже давно назревает необходимость проверки эффективности расходования средств нашим газовым монополистом и серьезная оптимизации его деятельности», – прокомментировала Наталья Местникова.
Возобновив работу, группа получила через Госкомцен – РЭК документы по хозяйственной деятельности газового монополиста – компании «Сахатранснефтегаз». Их содержание вызвало вопросы у экспертов группы Ирины Высоких и Олега Маклашева.
«Мы добились через Госкомцен РЭК доступа к кое-какой первичной документации по расходам «Сахатранснефтегаза». Из того, что мы увидели, возникло ещё больше вопросов. Поскольку, несмотря на и так высокие расценки, они опять собираются их повышать. При этом у компании огромный автопарк – большое количество автомобилей, в том числе, премиум-класса. Но в то же время у них имеются существенные расходы на услуги такси. Есть немалые расходы на авиаоблёты газовой магистрали. Здесь надо отметить, что ранее представители компании говорили: «Вот если бы у нас были дроны (беспилотники), то наши расходы на авиаоблёты сократились бы». Дроны у них появились – они их купили этой весной, а вот расходы не уменьшились. Тем не менее, мы добились исключения расходов на приобретение нового лэнд-крузера. Мне также непонятна строка расходов на рекламу. Как будто без рекламы у них станут меньше покупать газ. Я бы эту статью расходов вообще убрала», - комментирует Высоких.
По мнению Олега Маклашева, необходимо пересмотреть существующую систему регулирования цены на газ, поскольку она не учитывает эффективность расходования средств. Акцент в ней сделан на амортизационные отчисления. В этой ситуации Маклашев предлагает изучать расходы за прошлые периоды.
«Если какие-либо статьи расходов им могут срезать, то убрать амортизационные затраты – никогда. Стоимость имущества увеличивается в объеме амортизационных отчислений. Поэтому нужно смотреть не на периоды будущего роста цен или изменения будущей цены, а на прошедшие периоды. Смотреть в них обоснованность повышения цены и на что они тратили деньги. К примеру, они заложили повышение тарифа с учетом капвложений, но получилось так, что расходы не были связаны с капвложениями. Допустим, они потратили эти деньги на зарплату или на какие-то иные расходы. Таким образом, эти расходы считаются необоснованными. Соответственно, эту сумму надо вычитать из программы расходов, утверждаемой на будущий период», - говорит Олег Маклашев.
Для получения как можно большего представления о деятельности поставщиков газа необходимо изучить большое количество информации по торгам, конкурсам и в целом о хозяйственной деятельности. Но эта информация не выкладывается в открытый доступ. Особенно закрытой является информация по деятельности «ЯТЭК».
«Нам дали посмотреть договора, общую отчетность «СТНГ» и «ЯТЭК», но до серьезных данных (отчеты, бухгалтерия) нас не допустили. Эту фактуру нам не дали, сославшись на то что у РЭКа она есть. Но чтобы предоставить эти данные нам, РЭК должен получить разрешение у «СТНГ». По «ЯТЭК» данных в РЭК нет, поскольку это частная компания. Вся их инвестпрограмма есть только на бумаге. «ЯТЭК» республике и РЭК никакой отчётности не предоставляет – только федералам. По словам первого заместителя руководителя Госкомцен РЭК Марины Лыковой, когда они запрашивала информацию по инвестпрограмме ЯТЭК в Министерстве энергетики, что им «ЯТЭК» никаких отчетов не давал», - говорит Высоких.
Тем не менее, на основе уже полученных данных от Госкомцен рабочая группа сформулировала предложения по снижению тарифов. Они направлены в Федеральную антимонопольную службу.
«Чтобы полностью избежать повышения тарифов или сделать их более доступными для 6-й и 7-й группы (малый и средний бизнес) нужно 168 миллионов. Эти средства можно субсидировать на 50% за счет федерального или республиканского бюджета. В этом случае поставщики газа ничего не потеряют. Если же вариант с субсидией не пройдет. То есть второй вариант – перекрестное субсидирование внутри групп потребителей. Когда разницу от снижения тарифов для малого и среднего бизнеса прибавят к тарифам для крупных потребителей газа из первой группы. При этом поставщик газа опять же потерь не несет. В этом случае произойдет 10% снижение. Конечно же возникнет незначительная нагрузка на потребителей первой группы. Это к примеру, ЯГРЭС и ЯГРЭС-2. Но в Госкомцен РЭК нас уверяют, что в течении трех лет, пока действует указ о выравнивании тарифов, поставщики электроэнергии не имеют права повышать свои тарифы в ответ.», - прокомментировала Высоких.
Стоит отметить, что федеральной субсидии пока что смог добиться только Сахалин. Но учитывая экономические реалии, возможность добиться субсидии для Якутии выглядит весьма туманно. Более реальным кажется 10-процентное снижение тарифов для 6-й и 7-й групп потребителей (малый и средний бизнес). Но в этом случае выпадающую сумму будут доплачивать крупные потребители, среди которых ЯГРЭС и ЯГРЭС-2. Но для них рост тарифа будет не таким существенным.
Отметим, что основной задачей рабочей группы по оптимизации расходов, является улучшение условий для малого и среднего бизнеса в республике.
В то же время упорство, с которым некоторые чиновники и представители газовой отрасли отрицают возможность снижения тарифов, становится всё менее объяснимым. На основе полученных данных выяснилось, что в общей сумме доходов «Сахатранснефтегаза» поступления от предпринимателей занимают всего 2%. Это в разы ниже убытков «СТНГ», связанных с расходами на амортизацию. Поэтому ощутимых потерь от снижения тарифов для предпринимателей у газового монополиста не будет.
В любом случае процент выпадающих доходов от сниженного тарифа (который предприниматели и так будут оплачивать) будет невелик. Напомним, что поступления от предпринимателей занимают всего 2% от общих доходов «СТНГ». Это минимальное выпадение доходов можно компенсировать не только субсидией, но и как минимум за счет оптимизации деятельности самого газотранспортного предприятия.
Но зато какой будет эффект — за счет снижения тарифа у бизнеса освободятся немалые средства, которые можно будет вложить в собственное развитие. А это повлечет за собой создание новых рабочих мест, снижение цен на товары и услуги. И в целом будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Якутии, по показателям которой мы находимся не на самой лучшей позиции.