Коммунист Айаан Васильев: «Выборы 9 сентября станут отправной точкой по демонополизации «Единой России»
YAKUTIA.INFO. Несомненно, отличительной особенностью выборов 9 сентября является то, что предвыборная кампания протекает на фоне резонансных решений федерального правительства: проведения пенсионной реформы, повышения НДС и других налогов и сборов, роста цен на жилищно-коммунальные услуги и бензин.
Все это обусловит начало кардинальных изменений политической карты республики и страны в целом, считает кандидат в депутаты Якутской городской Думы по партийному списку КПРФ, известный в республике политик Айаан Васильев.
– Айаан Ильич, можете пояснить свою мысль – как именно изменится политическая конъюнктура в республике после выборов 9 сентября?
– Последние инициативы федерального правительства, направленные на дальнейшее обнищание подавляющего большинства населения в пользу небольшой кучки власть предержащих и олигархов, и, в первую очередь, необоснованное, даже грабительское повышение пенсионного возраста граждан, значительно подорвет политическую монополию «Единой России». Влияние политических течений, представляющих патриотический фронт, начнет усиливаться.
– Вы верите, что количество депутатов-единороссов в Якутской городской Думе по результатам выборов снизится? (на данный момент из 30 депутатов 20 человек относятся к партии власти – от авт.)
– Убежден, что уменьшится число единороссов не только в Гордуме, но и в Госсобрании (Ил Тумэн), представительных органах власти местного самоуправления. Возможно, «Единая Россия» и сохранит большинство, но ее преимущество будет уже не столь подавляющим. Для развития города и республики необходима здоровая политическая конкуренция, когда из нескольких вариантов, сценариев формируется действительно оптимальный путь решения проблемы. «Единая Россия» должна научиться слушать и слышать мнения оппозиционных партий, учитывать желания различных категорий населения.
Признаюсь, некоторые из моих знакомых, даже друзей - члены «Единой России» - находятся, мягко говоря, в недоумении из-за поддержки своих партийных руководителей губительных, антинародных мер правительства.
– По вашему мнению, единороссы сами себя загоняют в тупик. Наверное, есть еще и другие причины роста влияния КПРФ и ее союзников?
– Конечно, наша партия на этих выборах предлагает доступную и ясную предвыборную программу, отвечающую чаяниям народа. Кандидаты в депутаты Ил Тумэн, представительных органов власти муниципалитетов идут на выборы с едиными тезисами, единой платформой. В первую очередь, мы против грабежа народа через так называемую пенсионную реформу, когда сегодня менее половины мужчин доживает 65 лет. Средства в бюджет легко изыскать и без этого – для этого предлагаем национализировать минерально-сырьевую базу, внедрить прогрессивное налогообложение, когда не малоимущие, а представители крупного капитала с огромными прибылями должны выплачивать до 50% своих доходов в виде налогов в бюджет страны. Мы требуем остановить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на бензин – и это в стране, являющейся мировым лидером по добыче нефти и газа! КПРФ также требует отменить рост НДС до 20%, что ведь это может вызвать гигантский скачок цен на продукты, на товары первой необходимости. Повышенный НДС сильно ударит по малому и среднему бизнесу, вызовет рост безработицы. По сути, власть делает все, чтобы предприниматели еще активнее переходили на «черные зарплатные конверты», на полный отказ от соцпакета для наемных сотрудников.
По данным Росстата, граждане России все меньше и меньше потребляют мясо, кисломолочные продукты, овощи и фрукты. Сегодня люди стараются экономить на всем – на еде, одежде, учебе. При этом здравоохранение становится все менее доступной и качественной для большинства населения. К сожалению, экономический кризис наиболее сильно ударил по жителям северных регионов, северных городов. К примеру, средний уровень продолжительности жизни коренных малочисленных народов едва достигает 60 лет. Как же им добраться до пенсионного возраста? А ведь есть мировой опыт эффективной государственной политики по развитию северных территорий, который нам следовало бы изучить и попытаться применить, в частности, и в Якутии с учетом наших условий.
– О каком зарубежном опыте вы говорите?
– Прежде всего, о канадском. В Канаде, в стране с федеративным устройством и такими же, как и в России, обширными территориями, находящимися в северных широтах, более десяти лет назад была принята Северная Стратегия, одним из ключевых положений которой является создание системы по обеспечению полноценного участия крупного бизнеса в развитии северных территорий и повышении уровня благосостояния северян. Совместными усилиями федерального и региональных правительств Юкона, Северо-Западных территорий, Нунавута, а также муниципалитетов была создана законодательная и нормативно-правовая база по обеспечению участия крупного капитала в обеспечении устойчивого роста экономики северных регионов. При этом регионы, как правособственники многих земель и недр, стали эффективно управлять природными ресурсами. В рамках такой системы крупные добывающие корпорации были вынуждены, помимо осуществления рентных платежей в муниципалитеты и регионы и компенсаций за вред окружающей среде, наносимой в процессе разработки месторождений, создавать и регистрировать на местах промышленные предприятия, соучредителями которых становились местные власти. Соответственно, существенно стали пополняться региональные бюджеты. В качестве других требований к бизнесу можно отнести и привлечение местных кадров, их подготовку и переподготовку. Кроме того, сегодня в Канаде через механизмы муниципально-частного партнерства ведется строительство объектов социальной инфраструктуры: больниц, детских садов и школ.
К сожалению, в нашей стране крупные добывающие корпорации заинтересованы только в извлечении прибыли. Развитие территорий, из которых извлекают ценнейшие природные ресурсы, рост благосостояния населений северных регионов их интересуют в последнюю очередь. Более того, некоторые руководители государства попустительствовали, или, что страшнее, сами участвовали в распродаже за бесценок в частные руки активов государства, создававшихся трудом нескольких поколений советских граждан – а это крупные промышленные предприятия, объекты и месторождения. Так наши крупные республиканские предприятия, такие как «Якутуголь», «Якутзолото», «Якутскэнерго», «Якутгазпром», ЯТЭК теперь принадлежат олигархическим структурам ОАО «Стальная группа «Мечел», ПАО «Полюс», ПАО «РусГидро», ООО «Группа Сумма» соответственно. Мы видим, что эти бизнес-монстры минимально, крайне неохотно участвуют в строительстве объектов социальной инфраструктуры: больниц, детских садов и школ.
– Кстати, о школах. Вы как директор Мархинской средней школы № 2, как депутат Якутской городской Думы III созыва, многое делаете для развития образования в городе. Не могли бы вы поделиться о своих планах в этой области?
– Как вы знаете, главная проблема общего образования Якутска – нехватка школ. Благодаря совместной работе с коллегами-депутатами и Окружной администрацией нам удалось сдвинуть эту проблему с мертвой точки. На сегодня принята Дорожная карта перевода школ города на односменный режим, в которой четко прописаны все мероприятия на несколько лет вперед. Это и строительство новых зданий общеобразовательных учреждений, и выкуп помещений под образовательные нужды, и осуществление пристроев и надстроев к некоторым существующим школам, где это возможно по техническим характеристикам. И обязанность нового созыва Якутской городской Думы, в которой я, если мне будет оказана честь, буду работать – контролировать ход мероприятий по решению проблемы нехватки ученических мест в столице республики.
– Айаан Ильич, в заключение нашей беседы хотелось бы задать вам еще один вопрос. Я знаю, вы учились в США и Дипломатической академии при МИД России, долгое время работали в министерстве внешних связей республики. Казалось бы, вам предстоит типичный путь по карьере госслужащего. Что вас побудило вступить в ряды КПРФ и заниматься общественной и политической деятельностью как коммунист?
– Что в стране не всё ладно и власть ведет народ не туда впервые задумался еще в начале 90-х годов, после распада Советского Союза и тотального обнищания населения. Расстрел парламента в октябре 1993 года только усилили мои сомнения. С середины 90-х стал постоянно голосовать на выборах за коммунистов, а в марте 2003 года, когда ушел с госслужбы, я стал членом партии. Это искренние убеждения. КПРФ является единственной реальной оппозиционной силой действующей власти. И я верю, что гораздо больше избирателей проголосуют за кандидатов от нашей партии 9 сентября!
Оплачено из средств специального избирательного счета Избирательного объединения «Якутское городское местное отделение ЯРРО ПП «КПРФ».