Культура 14:31 / 9.10.2018 Просмотров: 4457

На фестивале «Северное сияние» солирует флейта

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. Известный российский флейтист, солист Мариинского театра Денис Лупачев выступил в Якутске на фестивале «Северное сияние» и в рамках сотрудничества Филармонии с образовательной площадкой «Башмет центр».

Полноценные концерты, где флейта выступает как солирующий инструмент, бывают довольно редко, а в Якутск тем более. Поэтому Денис Лупачев постарался подобрать такие произведения, которые бы максимально широко могли дать представление о флейте, исполнив со струнным оркестром Филармонии Якутии «Арко артико», а также под аккомпанемент фортепиано музыку разных эпох. Помимо концерта, солист дал еще несколько мастер классов для студентов и преподавателей ВШМ.

О представленной на концерте программе, о том, чем полезны подобные мастер-классы, а также об организуемом им фестивале «Виртуозы флейты» Денис Лупачев рассказывает в своем интервью.

Во-первых, мы с музыкантами из «Арко артико» исполнили сюиту Си минор Баха, которая как раз заканчивается очень известным номером «Бадинери» или «Шуткой», а вторую часть нашего концерта мы посвятили музыке для флейты и фортепиано и сыграли произведения из разных эпох, начиная от Карла Филиппа Эммануила Баха и до музыки, написанной уже в 20 веке. Вообще концерт получился немного спонтанным, поскольку я приехал в Якутск в первую очередь давать мастер-классы. Но благодаря хорошим отношениям, сложившимся между Мариинским театром и Филармонией Якутии, нам удалось еще и сыграть полноценную программу. В первую очередь если говорить о представленных произведениях, то, конечно, было интересно сыграть и, соответственно, сравнить в одной программе музыку отца и сына Бахов. Также мы представили произведение, написанное флейтистом и композитором Эрнестом Келлером, который, можно сказать, был моим предшественником в оркестре Мариинского театра на рубеже 19 и 20 веков. Еще мы исполнили пьесу достаточно малоизвестного композитора Жоржа Бруна, которую он написал для флейтиста Жоржа Баррера. А в заключении концерта нельзя было обойти вниманием творчество еще двух венгерских флейтистов, братьев Франца и Карла Допплеров. Мы сыграли «Венгерскую фантазию» и я был очень рад исполнить с коллегой из Якутии Леной Дедюкиной Анданте и рондо Франца Допплера. Таким образом, я считаю, что флейта была показана в музыке композиторов разных периодов - как барочного, так и романтического, и слушатели могли по-настоящему услышать разную музыку.

Сейчас современные композиторы много пишут музыки для флейты?

Пишут много, но у современных композиторов есть такая специфика, что если композитор известен, то он заключает договор с издательством и, соответственно, существуют авторские права. А таких композиторов-бессеребреников, которые «пишут в стол», на Западе очень мало. У нас же, может быть, еще кто-нибудь и даст что-то исполнить. Но, в общем, современные известные флейтисты сами инициируют создание новых произведений для флейты – и эта музыка, в свою очередь, не должна ассоциироваться с чем-то безумно сложным и скучным - музыка бывает талантливая и неталантливая.

Где то можно услышать эти произведения?

Да, например, у нас есть фестиваль «Виртуозы флейты», который я организую в Мариинском театре. В следующем году он пройдет уже в третий раз. А на последний приезжал, пожалуй, самый именитый флейтист планеты Эммануэль Паю, солист Берлинской филармонии. А на следующий приедет другой известный флейтист Жульен Бдимо, который как раз исполнит произведение современного композитора Гийома Конессона, которое было написано по заказу Чикаго симфони. Это произведение фрагментами напоминает музыку известного американского композитора Джона Уильямса и это действительно эффектная, современная и очень яркая музыка.

На этом фестивале представлена только академическая музыка?

Пока да. Но в будущем у меня есть планы привлечь к фестивалю джазовых флейтистов.

Вообще, я стараюсь делать  фестиваль не флейты  для флейтистов и специалистов, а для публики, которая любит музыку и показать, что у нас помимо трех иснтрументов -  фортепиано, скрипки и виолончели, которые могут играют с оркестром и это всегда яркие   и запоминающиеся выступления,   еще есть и флейта в том числе.

Например, на последнем фестивале мы сделали небольшой спектакль на музыку Клода Боллинга - это джазовая сюита, в которой участвуют флейта, рояль, контрабас и ударные, и куда мы привлекли музыкантов из Мариинки и Санкт Петербургской Филармонии. Этот спектакль имел большой успех у зрителей и это своего рода доказательство того, что лучше сыграть один яркий и запоминающийся концерт, нежели делать бесконечный парад концертов для флейты среднего качества.

Как солист вы выступаете часто?

Опять таки, в силу того, что репертуар для фортепиано, скрипки и виолончели богаче, чем у флейты, хотя мы играем и переложения, ниша именно солистов такого уровня как Эммануэл Паю, очень маленькая и никто из них не строит карьеру как солист. Все работают в выдающихся оркестрах и я, соответственно, иду по этому пути. Большая часть работы, конечно, в Мариинском театре.

Главная ваша миссия в Якутске - это проведение мастер-классов по линии «Башмет центра». Несколько слов об этом.

Это уже четвертый проект  в рамках моего сотрудничества с центром - до этого я уже был с мастер-классами в других городах России. Причем, что интересно, они в «Башмет центре» посылают в регионы не каких-то знакомых музыкантов, а именно узнают мнения на местах, спрашивают, в приезде каких музыкантов они заинтересованы. Я с этой организацией был сначала знаком заочно, по переписке и, наконец, потом познакомился с Яной Чеботаревой, которая отвечает за эту программу. Причем получилось в первый раз забавно – для проведения мастер-класса мне пришлось отпрашиваться с работы в Мариинском театре, причем как раз с концерта Юрий Башмета, чтобы дать этот мастер класс в Воронеже. И только потом мы уже познакомились в Москве очно.

Что дают эти мастер-классы?

Цель этих мастер классов конечно не в том, чтобы научить за три дня играть на флейте, а определить проблему, в том числе я даю параллельно мастер классы   и для педагогов. И моя задача дать инструмент для решения той или иной проблемы. Например, я вижу эффекты от таких мастер классов и для моих студентов. Например, у меня один студент закончил пятый курс и уехал в Германию и он долго не мог решить проблему с вибрацией. И я устроил его на мастер класс как раз к Эммануэлю Паю и он простыми словами за полчаса объяснил как исправить эту проблему – нужно заниматься вибрацией  с метрономом. А я не мог найти такого решения.

А что можете сказать о студентах ВШМ, после работы с ними.

Во-первых, их много, разных возрастов и это радует. Во-вторых среди них есть играющие, ведь  всегда важен пример и ориентир. Я знаю, что собираются построить новый концертный зал, и дай бог, что это произойдет и тогда это будет еще одним большим стимулом для развития.

Конечно, не все из ребят станут профессиональными музыкантами, но они приобщаться к ней и будут разбираться в музыке. А помимо узкопрофессиональных знаний музыка позволяет развиваться ребенку, человеку и мыслить непрямолинейно, а более абстрактно, что поможет в дальнейшем в других областях, даже не связанных с музыкой.