Культура 17:44 / 14.11.2018 Просмотров: 4038

Еще один спектакль по Ойунскому от Сергея Потапова

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. Режиссер Сергей Потапов не остался в стороне от 125-летия со дня рождения Платона Ойунского и поставил на сцене родного театра спектакль «Сурэх», основанный сразу на нескольких рассказах писателя. Получился в итоге такой альманах в духе, например, «Кентерберийских рассказов», где собраны небольшие истории, сыгранные одними и теми же артистами (здесь стоит особенно отметить работу актера Валентина Макарова), но перенесенными с туманного Альбиона на бескрайние просторы Якутии, в то время почти уже советской.

Причем жанр рассказов варьируется от сказочных сюжетов до драмы и мистики и комичные ситуации, связанные главным образом с народным фольклором, записанным Ойунским, перетекают в трагические события и, в первую очередь, конечно, относящиеся к периоду гражданской войны. И, таким образом, в спектакле можно увидеть как раз    противоречивость и антагонистичность той эпохи, где, например, старые традиционные устои вынуждены мириться с советской  властью и как новое, пусть не совсем уверенными шагами, но активно вторгается в деревенский быт.  

«Мне кажется, что именно эти рассказы не так известны зрителю и, к тому же еще хотелось немного очеловечить Ойунского – показать, что он не только памятник, но еще он был живым человеком, который радовался жизни, огорчался. А еще мне обратить внимание на некий диссонанс – показать деревню, где люди все месте живут – шутят, охотятся, а потом приходит Гражданская война и люди начинают друг друга убивать. И гражданская война – страшно. А Ойунский был человеком своего времени и эта война война была у него в крови», - рассказывает о спектакле Сергей Потапов.

Режиссерские приемы Потапова в этом спектакле может быть не так заметны и постановка выполнена по большей части скорее в русле классического драмтеатра, хотя местами его легко узнаваемый подчерк конечно виден. Сценография, как это почти всегда бывает у Сергея Потапова, лаконична - ничего лишнего, и только красивый свет и стулья  иногда напоминают о том, что это собственно сцена. 

Конечно, этот спектакль, возможно, не совсем соответствует в полной мере большой форме. Но вместе с тем, учитывая, что его представили после уже известной работы режиссера «Безумный Ньукуус» (здесь как раз нельзя не отметить легко  узнаваемого Потапова), то вместе они как нечто целостное воспринимаются как полноценный вечер-спектакль, посвященный Платону Ойунскому и дающий зрителю неплохое представление о нем как о рассказчике и заставляющий переживать, а это все-таки самое главное.

К тому же «Сурэх» вполне можно назвать доделанной второй частю «Безумного Ньукууса», но не как истории, а как времени - продолжением рассказа о том времени. И еще хочется отметить мобильность подобных спектаклей - без лишнего сценического нагромождения такие работы легко могут быть показаны где угодно - прекрасный вариант для гастролей по республике, например.