Георгий Туралысов. Первый сценограф Якутии
YAKUTIA.INFO. Имя художника Георгия Туралысова является одним из ключевых в истории театра Якутии. Поэтому, кажется, вопрос, кому посвятить вечер памяти в рамках выставки НХМ «Метафизика театра», посвященной работам художников-сценографов, у организаторов явно не стоял. И тем более в Год театра.
О таких личностях нужно рассказывать и тем более не забывать. Уже в середине 20-х годов будущий художник учился в Москве в знаменитом ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), что само по себе очень примечательно для молодого человека из далекой Якутии. Он фактически был первым из якутов, кто окончил художественный ВУЗ. По окончании этого института Георгий Туралысов начал работу в якутском национальном театре, где занимался оформлением спектаклей, а также поставил несколько спектаклей как режиссер. Но главным в его творческой жизни была именно сценография, и Георгия Туралысова совершенно справедливо называют основоположником якутской театрально-декорационной живописи.
Художник при жизни успел оформить огромное количество спектаклей – их более 200, и это еще учитывая, что этот талантливый человек, помимо оформительской работы, был еще актером и, как уже выше упоминалось, режиссером, в нескольких постановках.
Конечно, в то время у театра были совсем другие возможности. Очень скромные возможности. И это касается как сцены, которая была до реконструкции 1957 года очень небольшой, так и реквизита. Но Туралысов все же находил какие-то решения, порою весьма оригинальные. К тому же он дважды проходил стажировку в Большом театре, а также много раз бывал в творческих командировках в Москве, что, несомненно, способствовало обмену идеями с мастерами из других театров СССР и расширению творческого кругозора.
Вообще, несмотря на то, что кажется, что никто из нынешних художников-сценографов не был знаком с ним лично и не был напрямую его учеником, тем не менее, кажется, что благодаря тому наследию, что оставил после себя Туралысов, он как-то до сих пор присутствует на якутской сцене. А эскизы, элементы декораций и другие работы художника сейчас находятся в музеях и запасниках театров, а также в фонде НХМ.
«Он действительно оставил очень много работ после себя. Причем в хорошей сохранности. К сожалению, здесь на выставке нет макетов. А они очень впечатляющие. Я слышала много историй о его работах. Например, о том, как он сделал одни из элементов украшения платья из хлебного мякиша и они были очень красивыми. Но потом их, простите, съели мыши, такое бывает, и он почти разрыдался. Это мне рассказывал Ефим Степанов, замечательный артист и хранитель музея Саха театра. А вообще его наследие, этот багаж, который он после себя оставил незримо присутствует всегда. Поскольку планка, поставленная им, действительно очень высокая», - рассказывает художник театра Дария Дмитриева.
Искусствовед Зинаида Иванова-Унарова на этой встрече привела вот такое примечательное и во многом знаковое воспоминание о художнике известного историка Георгия Башарина. По его оценке, Туралысову принадлежит одно из самых замечательных мест в истории якутской театральной культуры. А именно – на рубеже 30-40-х шли дискуссии о месте Олонхо в культуре. Вопрос был в итоге решен положительно, а потом был поставлен спектакль «Нюргун Боотур», который впоследствии стал полноценной оперой, и их оформлением занимался как раз Георгий Туралысов. И это были первые опыты переноса эпоса на профессиональную сцену.
Кстати, уже в конце пятидесятых годов была представлена новая редакция оперы, а в работе над декорациями ему тогда помогали еще совсем молодые художники Афанасий Осипов и Владимир Иванов. И как раз в экспозиции выставки «Метафизика театра» выставлены именно эти совместные работы. Здесь стоит привести цитату из статьи известного якутского искусствововеда Иннокентия Потапова о достоинствах оформления оперы «Ньургун Боотур»:
«Эскиз, помимо того, что в нем умело решено сценическое пространство, отличается прекрасными живописными достоинствами. Он прозрачен, написан в легких переходных голубовато-зеленых тонах и как бы овеян чудодейственным дыханием самой сказки».
Художественный талант этого мастера нашел свое отражение и продолжение в его внучке, тоже известной художнице Терезе Пачеко-Чавес, которая, по ее словам, начала знакомиться с живописью как раз благодаря тем книгам, которые остались от Георгия Туралысова. По многочисленным свидетельствам его современников, Георгий Туралысов был очень веселым и одухотворенным человеком, увлекающимся и буквально утопающим в творческом процессе.
«Многие считали его человеком не от мира сего и вспоминают его очень подвижным и эмоциональным. Я знаю, что он настолько увлекался работой на сцене, что падал в оркестровую яму. И это было несколько раз. Но при этом он сразу вставал и продолжал работу».
Что добавить еще к этим словам? Разве что то, с чего началась эта статья - что история театров Якутии и в особенности Саха театра и Театра оперы и балета и их развитие связаны с именем Георгия Туралысова.
Справка ЯИ - ТУРАЛЫСОВ, Георгий Михайлович [p. 9 (22). IV. 1903] - якутский сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957) и нар. художник ЯАССР (1946). Основоположник якут. декорац. иск-ва. В 1929 окончил ВХУТЕИН (театр.-декорац. отд.). Работал художником в Вилюйском народном доме (1922 - 24). Работал режиссером и художником национальной труппы при Якутском театре (1929–30). Главный художник Якутского государственного музыкально-драматического театра (1930–1964). Преподавал в Якутском художественном училище (1964–1970). В 30 - 40-е гг. большое место в своих работах уделял пейзажу, придавая ему эмоциональность, поэтичность. Особенно удачны его картины суровой северной природы. С 50-х гг. в работах Т. живопись сочетается с объёмными декорациями, с тщательной разработкой планировки сцены.
Оформил спектакли: "Братья" Ефремова (1936, 1949); "Ньюргун Боотур" - муз. драма Сивцева (1940) и опера Жиркова и Литинского (1945, 1948, 1957), "Манчары" Протодьяконова (1942 и 1948), "Под майским небом" Гоголева (1963), "Любовь Яровая" (1942), "Человек с ружьём" (1947), "Недоросль" (1935), "Ревизор" (1938), "Коварство и любовь" (1952), "Отелло" (1955), "Снегурочка" (1964), "Лебединое озеро" (1961) и др.