«Желанный голубой берег...» Киргизия: вспоминая великий спектакль в связи с недавними событиями
YAKUTIA.INFO. Совсем скоро в Якутске состоится театральный фестиваль «Желанный берег». Десятый по счету, юбилейный, то есть. Этот фестиваль всегда был праздником театра, тем более его лауреатов объявляют в Международный день театра 27 марта. А в этом театральном году это событие тем более значимое.
Но вот только фон, на котором будет проходит фестиваль (впрочем, он уже потихоньку идет), как это ни печально констатировать, очень тревожный. И от него ни за какими театральными подмостками и декорациями не спрятаться. Тем более, что театр - это, пусть и не всегда, но все же отражение общества. А что такое фестиваль «Желанный берег»? Это прежде всего спектакль «Желанный голубой берег мой» якута Андрея Борисова и русского Геннадия Сотникова, поставленный по повести киргиза Чингиза Айтматова. Спектакль замечательный, о достоинствах которого написано столько, что добавить, наверное, уже и нечего. Во всяком случае, не в этом контексте.
Тут можно было бы и закончить. В общем-то, все понятно - якут, русский и киргиз. Результат - безусловный шедевр, во многом благодаря которому театр в Якутии занимает особенное место и благодаря которому фестиваль «Желанный берег» вот уже десятый раз на протяжении двух десятилетий дарит праздник театра.
А убрать одну составляющую - и ничего не будет. Но происходящее сейчас как раз похоже на то, что кто-то пытается убрать одну из этих самых составляющих. Дело опасное и уроки истории это только подтверждают. Нельзя переходить какие-то грани и наказывать за проступки одного или нескольких целую группу, общность, народ, нацию. В общем-то все это прописные истины, но в то же время они кем-то до конца то ли не прочитаны, то ли не поняты. Вспышки такой агрессии, к сожалению, случаются во многих уголках планеты, включая и Россию, несмотря на ужасы концентрационных лагерей, черт оседлости, различных гетто, апартеидов и режимов сегрегации. Список можно продолжить.
Можно, конечно сказать, что здесь все не так, и это некоторое преувеличение. Можно, конечно. Но не стоит забывать, что всегда сначала подготавливается необходимая почва, а только потом действия переходят в горячую фазу.
Сейчас в Якутске все те точки (или почти все), где работали приезжие – а это в первую очередь фруктовые лавки и магазинчики – закрыты. Ответ почти неизменный – боятся выходить на работу. Страх. Только в одном из супермаркетов фруктовый отдел работает. В нем продавец женщина и, как выясняется из разговора, как раз из Киргизии. В понедельник, по ее словам, к отделу подошла группа из двадцати людей и в грубой форме стала выяснять, почему она продолжает торговать. Она говорит, что, конечно испугалась, но вмешались охранники магазина (отдел находится внутри супермаркета) и смогли выпроводить этих людей.
По мнению самой продавщицы, ее спасло только то, что она женщина. Впрочем, конечно можно предположить, что это идет агрессивный передел рынка путем закрытия мелкой розничной торговли и ее переноса в пространства больших торговых залов. Но кажется, что все-таки это не так. А дело именно в антимигрантской направленности этого движения. И о нем уже знает вся Россия. Кто подстрекал и кто руководил - это уже другой вопрос. Но важно именно то, что сомнительные призывы мобилизовали людей.
Говорят еще, что хотят покончить с незаконным предпринимательством. А что, все те (Как назвать эту группу людей? Мигранты? Иммигранты? Приезжие? Хотя у многих есть паспорта РФ), кто закрыл свои фруктовые и съестные лавки - это все незаконные предприниматели? Все поголовно? Сомнительно. Они попросту боятся выходить на работу.
Конечно, хочется надеяться, что напряжение спадет и горячие головы остынут. Может, власти и наведут какой-то порядок. А может будет и так, как это зачастую бывает в подобных ситуациях - пройдет неделя, и все обо всем забудут.
Но когда «эти приезжие» из Киргизии откроют свои фруктовые лавки, стоит все-таки помнить, что они, киргизы, привезли в Якутию не только фрукты, но ранее один из представителей этого народа еще и способствовал расцвету якутского театра, а фестиваль «Желанный берег» имеет и киргизские корни. А можно еще вспомнить параллели между героическими эпосами «Манас» и «Олонхо», а также судьбу Максима Аммосова. В общем, исторических и культурных связей много и глупо и опасно вот так разом эти связи нарушать.