Культура 16:37 / 6.5.2019 Просмотров: 4312

Фабио Мастранджело: я могу жить без Якутска, а вот Якутск не может без симфонического оркестра

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. В канун празднования Дня Победы Филармония Якутии представила знаменитую Ленинградскую Симфонию Дмитрия Шостаковича. Исполнение этого эпохального произведения еще и посвящено 75-летию снятия блокады Ленинграда и, что также нельзя не отметить, симфония прозвучала в Якутии впервые.

За дирижерским пультом стоял главный дирижер Филармонии Якутии Фабио Мастранджело, а состав оркестра «Симфоника артика» специально был дополнен музыкантами из других коллективов. В том числе двое прибыло из Москвы. И музыка прозвучала. В зале были люди, которые не смогли сдержать эмоций. Исполнение было на высоте. Во всяком случае, дирижер остался, по его собственным словам,  доволен. Хотя, конечно, он, как всегда, не скрывает своей озабоченности тем, что у оркестра нет хорошего собственного зала. В интервью «Якутия.Инфо» Фабио Мастранджело рассказывает об уже «почти своем Петербурге» и исполнении Ленинградской симфонии, а также говорит о насущных проблемах Филармонии Якутии и будущих программах. 

Близкий Петербург

С Петербургом меня уже связывает 20 лет жизни. И в этом городе человек, который хочет называть себя дирижером, не может не знать эту симфонию и не может ее не дирижировать. Считаю, что Седьмая симфония – это уже ДНК Петербурга. И я, в свою очередь, достаточно сильно погрузился в жизнь  и    историю этого города. Конечно, вместе с тем нельзя не сказать, что какой-то, например, японский дирижер не сможет успешно исполнить эту музыку.  К этой симфонии, разумеется, можно подойти по- разному. Но когда ты подходишь к этому произведению не просто как грамотный музыкант, но еще и как житель Петербурга, которому посвящена эта музыка, то сложно, конечно, сдержать эмоции. Это очень сильная партитура и в ней очень сильное эмоциональное содержание.

Ленинградская симфония. Исполнение в Якутске

Мы исполнили произведение с минимальными паузами между частями, а также сделали так, как указал сам композитор – не делать паузы между последними двумя частями. В этой симфонии есть все - она по-настоящему комплексная. Здесь есть динамика, есть самые разные эмоции – от мирной жизни до ада. И технически симфония, конечно, сложна. Для каждого инструмента есть определенные трудности. А есть еще и длительность - восемьдесят минут, которая тоже требует физических сил. И, кстати, именно поэтому я провел только небольшую репетицию – чтобы музыканты показали настоящий драйв на концерте. И это получилось. Исполнение было сосредоточенным и могу точно сказать, что концерт показал еще, насколько вырос оркестр за эти годы.

И я говорю так не потому что я главный дирижер - я стараюсь быть объективным. Сегодня оркестр был на высшем уровне. На сцене были еще музыканты и из других коллективов. Но хотелось, чтобы оркестр всегда был таким. Разница чувствуется сразу. И такому оркестру уже давно положен нормальный зал.

Собственный зал

Я не полностью уверен, что зал будет. И поверю, что он есть  только тогда, когда продирижирую в этом новом зале концерт, ну или хотя бы проведу репетицию .И если поверить что зал появится к 2022 то, это будет как раз ровно 10 лет с тех пор, когда я в марте 2012 года я на пресс конференции сказал, что нужен зал. Я год от года не перестаю повторять, что для развития оркестру необходим свой зал. Конечно, ребята-музыканты ведут себя просто героически выступая в таких условиях. Единственно мы получаем удовольствие, когда играем на гастролях. Особенно в Мариинке. А музыканты, как я считаю, сегодня еще раз доказали, что они достойны выступать в своем зале. И можно только представить, как прозвучала бы эта симфония в хорошей акустике. Даже так мы произвели сильное впечатление на публику. А при хорошей акустике у публики был бы просто    положительный музыкальный шок. Вообще, скорее должно было быть наоборот – сначала построить зал, а потом создать оркестр.

О насущном

Что значит иметь Симфонический оркестр? Я не побоюсь сказать, что республика дает не достаточно средств на развитие оркестра. А здесь в Якутии особенно нужно давать в десять раз больше, чем в Москве, поскольку оркестр здесь фактически один, а в столице их десятки и у каждого есть своя публика.  Мы здесь создали наших слушателей фактически с ноля. А так как Филармония чувствует себя в экономически стесненных обстоятельствах, то естественно нужно идти на компромисс и исполнять, в том числе, и не очень серьезные программы. И страдают от этого музыканты. Нужно зарабатывать. Это как у художника – его картины может купят, а может и нет и поэтому нужно еще кем-то работать. И я все это готов сказать  лично главе.

А говорю все это не потому что я чувствую себя выше. Нет. В конце-концов,  я могу позволить себе жить без Якутска, а вот Якутск уже не может позволить себе жить без симфонического оркестра. Но власти это еще не совсем поняли. Да, конечно, обещали, что построят зал. Но там будет сразу несколько учреждений. И может быть будет бардак. Но надеюсь это как- то будет урегулировано. Но – нельзя бросать своих детей! У меня их много и это не простая задача, но  нужно быть ответственным за их будущее. Надеюсь, что мои слова будут восприняты правильно. И я еще раз говорю, что готов обсудить эти вопросы напрямую с властями. Но главное – это поддержка Филармонии Якутии.

Следующий сезон

Пока еще конкретных идей на следующий сезон нет. Сыграть хочется многое. Например, сейчас у нас есть хор и можно было сыграть «Колокола» или «Весну» Рахманинова. Симфонический репертуар тоже обширен – сыграть все симфонии Брамса или Прокофьева. Или что-то из оперного репертуара. Интересны и оратории.  Если говорить о приглашении таких артистов как Хибла Герзмава, то здесь опять таки  все упирается в отсутствие нормальной площадки. Та же Хибла после выступления мне говорила о том, что ей по-настоящему было тяжело петь. И поэтому,  честно говоря, язык не поворачивается приглашать маститых артистов. И это даже не поза. Есть определенные компромиссы, на которые музыканты высокого уровня могут себе позволить пойти. Если оторвать  у певца звук, то  он потеряется.  И вот опять возвращаемся к теме зала. А ведь приезд артистов мирового уровня помогает росту и музыкантов нашего оркестра.