Моцарт закатил глаза и улыбнулся: «хулиганская» премьера в ГТОиБ
YAKUTIA.INFO. Именно так отреагировал великий Вольфганг Амадей на премьеру Театра оперы и балета, которая состоялась в минувшие выходные. Точнее не он сам, а его анимированный портрет, появившийся на огромном экране в финале оперы «Директор театра», ознаменовавшей закрытие сезона. А еще на сцене были уборщица, панк, девочка с синими волосами, белка и олень, «бегущие с халтуры» и, наконец, оркестр филармонии в полном составе. Неожиданно? Да. Смело? Безусловно!
Но обо всем по порядку.
Такого «хулиганского» прочтения классики на сцене якутского театра оперы еще не было. Перенесенный в XXI век незатейливый сюжет оперы Моцарта о борьбе двух оперных див за место примы предстал перед зрителями в таком неожиданном ключе, что временами казалось, еще чуть-чуть – и грань между экспериментом и безвкусицей исчезнет. Но, забегая вперед, скажем: все обошлось, и новаторский спектакль молодого режиссера Светланы Шадриной стал ее достойным дебютом.
Светлана Шадрина - выпускница ГИТИСа. Опера «Директор театра» стала ее первой самостоятельной работой, которая, к тому же является дипломным спектаклем молодого режиссера. От момента рождения идеи до премьерных оваций прошло несколько месяцев, а на постановку ушло всего две с половиной недели. Задача стояла непростая – поставить классику, но при этом найти к ней малобюджетный подход.
Режиссер Светлана Шадрина: «Изначально задумки и амбиции были другие. Но чтобы решить две главные задачи – поставить быстро и с минимальными расходами, пришлось найти подходящую классику, которая не боится эксперимента. И мы справились».
Если говорить о материале, то оригинал, созданный двести тридцать лет назад, был серьезно дополнен. Вероятно, либреттист Готлиб Штефани, писавший комедийную историю для самого императора Иосифа II был бы весьма удивлен, узнав, что помимо его пяти персонажей, в сюжете начнут фигурировать еще полтора десятка действующих лиц. Причем, самых невероятных, от означенных выше татуированного панка и ряженого оленя до девиц в джинсах, устроивших потасовку во время прослушивания. Но, пусть простит нас мастер, это было необходимо.
Изначально зингшпиль Моцарта (зингшпиль - комедийный оперный жанр, где присутствуют не только музыкальные, но и драматические фрагменты, а артисты кроме вокальных партий вступают в диалоги. - Авт.) был небольшой оперой, написанной для праздника при императорском дворе, продолжительность которого едва ли превысит полчаса. Поэтому режиссер решила дополнить авторскую версию номерами из других произведений Амадея. Благо в репертуаре каждого артиста ТОиБ есть творения великого австрийца.
В результате музыкальная составляющая оперы и ее хронометраж существенно расширились. В нее вошли арии из опер «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба фигаро» и др., исполненные на русском и иностранных языках ведущими солистами театра. А в заглавных партиях блистали Егор Колодезников (Директор), Григорий Петров (Продюсер), Альбина Борисова (Мадам Герц), Екатерина Захарова (Мадемуазель Зилберкланг).
Отдельно хочется рассказать об общей атмосфере спектакля. Легкость и общий кураж сделали действо по-настоящему веселым, что моментально почувствовал зал. По признанию режиссера артисты с удовольствием решились на эксперимент, ведь иногда «похулиганить» на сцене полезно, дабы разбавить излишний оперный консерватизм.
Не отстали и музыканты оркестра. Они были не просто живыми декорациями, но активными действующими лицами. Особенно дирижер Николай Пикутский, становившийся постоянным объектом внимании эмоциональных героинь, вследствие чего, был вынужден переодеваться, уклоняться от объятий назойливых поклонниц и даже дирижировать лицом к зрителям.
А теперь капелька дегтя. Наиболее спорным моментом спектакля стала сценография. Точнее, ее отсутствие. Кроме большого экрана, уныло отображающего пустой зрительный зал, сцену украшал обычный офисный стол с табличкой «Директор театра» … и всё, если не считать оркестра.
По замыслу создателей спектакля, события разворачиваются в пустом театре, и антураж самого ТОиБ должен являть собой естественные декорации. Должен. Но не являл. Все-таки, каким бы современным не было прочтение классики, какие бы лаконичные и бюджетные задачи не ставили перед собой создатели, зрителю хочется видеть настоящую работу художника-постановщика. Здесь ее разглядеть не удалось. Но, добавляя позитива в критику, выразим надежду, что театр, в отличие от, например, кинематографа, всегда имеет возможность исправлять ошибки и недочеты.
Что ж, подведем итог. Главным, без сомнения, достоинством новой оперы стало то, как воспринял авангардную постановку зритель. Зал реагировал живо, каждого нового персонажа публика встречала аплодисментами. Дружный смех звучал постоянно, что для классической, пусть и комедийной оперы, дело довольно необычное. Юмористические вкрапления, которыми было щедро сдобрено действо, воспринимались на ура и после завершения оперы зрители долго благодарили овациями артистов и режиссера.
Этого достаточно, чтобы понять – эксперимент удался. А значит, спектакль имеет право на жизнь. Тем более что, по словам Светланы Шадриной, он будет расти, развиваться и, возможно, дополнится мужскими партиями. Будем надеяться, что «Директор театра» войдет в репертуар ТОиБ, начнет активную гастрольную жизнь, и мы сможем вновь удивиться и рассмеяться вместе с Моцартом.