Культура 19:00 / 23.7.2019 Просмотров: 6902

«Паразиты»: знакомые метафоры о бедных и богатых

  • Текст: Люмьер Поездатый

YAKUTIA.INFO. Южнокорейская кинокартина «Паразиты» вышла в начале июля в российский прокат. Фильм крайне необычный — говорят, в нем есть чем удивить даже искушенного корейскими фильмами зрителя. 

Люмьер Поездатый — парень хоть и простой, но иногда не прочь закосить под эстетствующего сноба. Ну, типа корейское кино — оно такое экзотичное, авторское и не совсем понятное, поэтому пойду-ка и я поэстетствую. С такими недалекими мыслями ваш старый друг и диванный кинокритик пошел в кино на вечерний сеанс. 

Сразу скажу: фильм цепляет с первых кадров. Причем даже неподготовленного к корейскому кино зрителя. Оно поначалу выглядит как типичная американская комедия. Семья неудачника Кима живет в полуподвале и перебивается не самыми достойными заработками. Последней их работой было складывание коробок для пиццы. Получается не очень, плюс дома шаром покати, а вечные соседи тараканы дополняют и без того неприглядный быт. 

В общем, все выглядит довольно гротескно, и сразу ясно — перед нами бедная семья. 

По ходу развития сюжета эта семья всеми правдами и неправдами проникает в дом к успешному бизнесмену Паку. У которого, напротив, все выпукло богато и успешно — интерьер, горничная, дорогие авто, подарки, вещи. 

Далее разворачивается взаимодействие обеих семей, и в этот момент происходит самое интересное. Американская комедия положений перетекает в какой-то фарс, затем вовсе в жуткий триллер, переходящий в грустную драму. Режиссер лихо сплел в единое полотно сразу несколько жанров, которые вкупе смотрятся очень динамично, гармонично и метафорично. И оттого еще грустнее в конце. 

Основная мысль, проходящая в фильме красной нитью — столкновение двух классов, бедных и высших слоев. Это картина о классовом неравенстве. 

Где-то читал, что в «Паразитах» нет отрицательных и положительных персонажей. Но я бы сказал иначе: в фильме все герои — очень жизненно положительные, без натяжки и всякой режиссерской подсказки — вот мол, этот все-таки герой, а это все-таки злодей. Но когда те и другие сталкиваются друг с другом, происходят трагические события. Однако трагедия в финале — это лишь часть боли. Главная боль ощущается как раз от того, что на самом деле никто вроде и не виноват. И все по большому счету просто живут своей жизнью, но начинают причинять друг другу боль, когда соприкасаются друг с другом. 

В картине очень крепкий актерский состав и каждый персонаж по ходу сюжета начинает вызывать симпатию. Впечатляет операторская работа — вроде простенькая, но именно благодаря ей сцены хочется просматривать по несколько раз. А оно имеет смысл: это не фильм-однодневка — его можно и нужно пересматривать, чтобы не упустить из внимания, казалось бы, мелкие, но очень важные детали. 

А еще «Паразиты» переполнены символами и метафорами. Их очень много и о них много писали — вода, камень, мигающая лампа. Для кого-то даже индейские атрибуты покажутся неким намеком. А еще в «Паразитах» много хорошего юмора. Однако этот юмор не смягчает ощущение трагичности, а местами даже усиливает ее. Например, сцены, где герои всячески смешно изворачиваются, отстаивая свое право на лучшую жизнь, в финале уже вспоминаются как грустные эпизоды. 

Каждый персонаж по ходу сюжета начинает вызывать симпатию.

Подведем итоги по ощущениям от просмотра. Первое, что приходит на ум и душу — это ощущение грусти, печали и даже трагичности происходящего. Особенно когда понимаешь, что для сегодняшней России и, в частности, Якутии корейский фильм более чем актуален. 

Однако второе ощущение оптимистичное. Оптимизм возникает от того, в современном мире, где правят касса и продюсерская цензура, корейский режиссер Пон Джун Хо умудрился остроумно и сатирически высмеять эту систему, при этом донеся до зрителя очень глубокие мысли. 

P.S. Сегодня зашел на Gazeta.ru, где был выложен материал о прокатном бокс-офисе в России. То есть отчет о самых популярных в прокате кинокартинах. Здесь «Король Лев», «История игрушек» и прочие топовые фильмы, которые сейчас на слуху. Надеялся увидеть там недавно просмотренных «Паразитов». Первые места корейская «социальная трагикомедия с элементами триллера» пока не занимает, но все же в топе. 

И тем не менее нужно смотреть именно «Паразитов». Это не жвачка, прожевав которую, вы выплюнете и забудете его вкус. Это событие, которое вы будете вспоминать, мысленно пережевывать, обдумывать и обсуждать еще долгое время. 

«Паразиты» переполнены символами и метафорами