Театральная жизнь в воспоминаниях: выставка, посвященная Карлу Сергучеву и Саргылане Ивановой
YAKUTIA.INFO. Родившись почти в театре, где-то неподалеку от театральных подмостков, Карл Сергучев и Саргылана Иванова, эти два ярких представителя известных в Якутии театральных фамилий, уже на протяжении почти трех десятилетий сами рождают театр. Как в творческом союзе режиссера и художника, так и по отдельности, работая в разных творческих коллективах. И эти работы всегда обращают на себя внимание у всех почитателей театра.
Они знали друг друга с детства, а в зрелости стали семьей и ярким творческим союзом. Карл Сергучев сейчас фактически свободный художник, который ставит спектакли в разных театрах Якутии (в Саха театре, ТЮЗе, Русском театре, Мирнинском и Нерюнгринском театрах). А Саргылана Иванова - главный художник ГТОиБ, где она работает вот уже многие годы. Как раз на этой сцене появились одни из самых известных совместных постановок. Можно вспомнить оперы «Русалка» и «Богема», а также двойной оперный спектакль «Александр Македонский» и «Кудангса Великий», который был отмечен премией «Золотая маска».
Выставку, открывшуюся в НХМ «Память моя. От эскиза до сцены», которая посвящена жизни Карла Сергучева и Саргыланы Ивановой в театральном искусстве, вполне можно назвать своего рода инсталляцией, где переплелись творческие судьбы этих двух театральных личностей - в костюмах, эскизах, набросках, театральных афишах. В отрывках из самих постановок, которые можно посмотреть в записи на экранах. Звучит музыка из опер. И конечно, здесь очень много фотографий, в цвете – на них оба уже известные мастера, а также мы видим сцены из спектаклей, где в воплощенных артистами образах и их костюмах видишь работу режиссера и художника. И черно-белые, какие то из них из-за кулис, на которых запечатлены еще совсем молодые люди - нынешние герои выставки с горящими глазами. Мы видим, как рождаются спектакли и становятся историей.
Вот что говорят об экспозиции и своей работе Карл Сергучев и Саргылана Иванова.
«Наша выставка открывается в сентябре. Я очень люблю этот месяц - у него особенное дыхание, и начинает проявляться такая морозная свежесть. Тянет пойти куда-то в дождь или просто в лес побродить. И открывать эту выставку именно в сентябре тем более приятно. Что сказать о выставке… Мне кажется, что таких выставок бывает немного. Здесь ведь представлено некое обобщенное явление – все, что собрано здесь, сделано нашими руками в театре. И театр – это наша судьба. Мы - театральные дети. И жизнь столкнула нас вместе. И дальше мы пошли вдвоем, и это притяжение нас очень крепко держит. А театр – это наша жизнь и мы делимся своей жизнью со зрителями, поскольку театр – это только про людей. Саргылана – уникальный художник, у нее есть чувство и понимание искусства и это для меня всегда удивительно. Я вижу, как формировать возникающие у нее образы. Вот, например, рисунки (показывает эскизы к спектаклю), похожие на библейские мотивы – а ведь это пьеса Анемподиста Софронова «Споткнувшийся не встанет». Эта выставка называется «Память моя – от эскиза до сцены». А театр – это и есть память. Память возрождающаяся, память создающая или устремляющая нас вперед. И вот эта память остановилась в этом выставочном зале, и я думаю, что она дышит», - рассказывает Карл Сергучев.
«Мне кажется, что выставка все-таки больше посвящена режиссеру. Декорации могут быть и хорошими, но при плохом режиссере спектакля не будет. Чтобы декорации ожили и стали понятными зрителю, должен поработать режиссер. И, конечно, актеры. Вообще театральное искусство - оно сиюминутное, со временем многое забывается, но какие-то сценические образы все-таки сохраняются, они всплывают в памяти. В нашей работе с Карлом бывает, что решается все очень быстро, но бывает и так, что мы проходим через борьбу. Зрители, конечно, видят результат. Не знаю, почувствуется ли на этой выставке работа режиссера и художника. Но этого как раз и хотелось бы».
Среди тех, кто пришел на выставку, была и замминистра культуры Якутии, солистка ГТОиБ, оперная певица Марина Силина. Среди предметов, связанных с оперой «Александр Македонский», в экспозиции находится и ее сценический костюм первой дамы.
«Конечно, на этой выставке я сразувспомнила нашу совместную работу над постановкой. Думаю, что мне удалось воплотить на сцене мой образ так, как его задумывал композитор, режиссер и художник. Сам костюм очень интересен – в нем как раз видна идея смешения разных стилей, как мне кажется. Например, головной убор вызывает ассоциации с холодом, льдом, но в то же время здесь много красного и золотого. Много интересных культурных параллелей», - вспоминает Марина Силина.
А среди выступавших на открытии нельзя не отметить слова председателя СТД Якутии, актера Айаала Аммосова. Он напомнил и об одной из первых совместных работ Карла Сергучева и Сыргыланы Ивановой – спектакле «Желанный берег», где будущий режиссер сделал это запоминающееся музыкальное оформление, а Саргылана Иванова работала вместе с Геннадием Сотниковым. Отметив, между прочим, что спектакли заканчиваются с закрытием занавеса, а эскизы и костюмы остаются.
Среди последних спектаклей, над которыми работали вместе на выставке представлены «Мать Иисуса» и «Олонхо», поставленных в Мирнинском театре. И, кстати, что примечательно - впервые герои эпоса Олонхо заговорили по-русски. А сейчас, как рассказывает режиссер, в проекте, уже давно задуманная постановка оперы «Нюргун Боотур» и сразу в двух версиях – на якутском и русском языках. И в новой трактовке. «Это должен быть эпос. Не сказка, не легенда, а именно эпос – создающий сознание», - отмечает Карл Сергучев.
Будущие работы еще впереди, а воспоминания о прошлых, их отражение, представлены на этой выставке.