Республика 7:00 / 1.10.2019 Просмотров: 7631

Косторезы не у дел: лучшее мамонтовое сырье уходит из Якутии в Китай

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. Вот уже в который раз в Якутске соберутся ведущие косторезы из разных регионов России и некоторых зарубежных стран. С 17 по 20 октября в столице республики пройдет седьмой фестиваль «Косторезное искусство народов России». Как обещают организаторы, в рамках мероприятия пройдут выставки, мастер-классы и лекции по косторезному искусству, а также состоится большая научно-практическая конференция.

Ожидаются гости из 15 регионов России, а также мастера из северных регионов мира – Аляски, Гренландии и Дании, где сильны традиции этого искусства. В рамках фестиваля также состоится конкурс по разным видам косторезного дела, судить который будут весьма солидные эксперты. Среди них специалист Российской академии художеств Александр Греков и ведущие сотрудники музея Востока Михаил Бронштейн и Елена Бенькович

Стоит отметить, что фестиваль получил грантовую поддержку от федерального центра в размере почти трех миллионов рублей. Как раз благодаря этому появилась возможность пригласить большое количество гостей и участников. То есть мероприятие в этом году обещает стать довольно крупным событием. А главной площадкой фестиваля станет Дом дружбы народов имени Кулаковского. 

У Якутии давние традиции косторезного мастерства, но, несмотря на это, в последние годы в нем наметился некий спад. Сокращается число мастеров – люди уходят из профессии, а новые не приходят. Почему? А вот почему. Республика является главным местом добычи мамонтовой фауны в мире (около 90 процентов), являющейся главным материалом для мастеров-косторезов. Но, несмотря на это, мастерам не хватает материала. Главным образом это связано с тем, что те, кто добывает останки древних животных, предпочитают продавать их за рубеж и в первую очередь в Китай. (Сейчас еще и в Европу, поскольку там запретили использовать слоновую кость.)

А в связи с тем, что в последнее время цена на кость увеличилась, многим косторезам из Якутии просто не хватает средств на ее покупку. И таким образом один из символов  Якутии – мамонт (а изделия из его кости – один из брендов), вскоре может стать ее символом чисто в номинальном смысле.

«Мы как республика, где начинали проводить фестивали косторезного искусства, поднимали косторезные школы, поддерживали начинающих мастеров, обучали их. Мы хотим чтобы косторезное искусство стало настоящим брэндом Якутии», - говорит руководитель проекта Яна Игнатьева

По ее словам, сейчас в Якутии не существует государственных организаций по добычи мамонтовой кости. Если в девяностые годы был Республиканский мамонтовый фонд, откуда мастера могли закупать материалы по приемлемым ценам, то сейчас все в частных руках. Предпринимательская деятельность это, конечно, хорошо, (а есть еще и большой черный рынок мамонтовой фауны). Но здесь очевидно, что упущены какие-то важные аспекты, касающиеся того, чтобы какая-то часть из добытых костей могла поступать в мастерские к косторезам и таким образом не дать этому виду  традиционных  ремесел Якутии уйти в прошлое. По словам Яны Игнатьевой, сейчас ежегодно выдается порядка двухсот лицензий на добычу. И все самое лучшее из добытого уходит за пределы Якутии. 

Одной из задач фестиваля как раз и является привлечение внимания к проблеме. Впрочем, устроители вспоминают, что и по результатам прошедших фестивалей принимались различного рода резолюции, касающихся этих вопросов, для правительства и Госсобрания Ил Тумэн. Но, к сожалению, остались без должного внимания. Таким образом, Якутия в ближайшее время рискует уступить в лидерстве другим регионам, где развит это вид народных промыслов – тому же Магаданскому краю. 

Действительно странно: добывают тут, а производство конечного продукта уменьшается. В этой связи вспоминаются и другие, скажем так, полезные ископаемые Якутии, которые уходят из республики. Первый заместитель министра культуры Якутии Владислав Левочкин в этой связи вспомнил о том, что даже для проекта по восстановлению утраченной части композиции «Ысыах» (которая экспонировалась пару лет назад в НХМ), сделанную неизвестным якутским мастером в 19-м веке и хранящейся в Британском музее, просто не нашли подходящего сырья.

В общем, все эти вопросы весьма актуальны. И, быть может, косторезы будут услышаны властями.