Повзрослевший «Мамонтенок»: Фестиваль циркового искусства в Якутске подвел итоги
YAKUTIA.INFO. На фестивале циркового искусства «Мамонтенок» подвели итоги конкурсной программы. На гала представлении, которое предшествовало церемонии награждения, можно было еще раз увидеть самые интересные артистические номера, показанные в ее рамках.
В прошлом конкурс был только для участников до восемнадцати лет, а с этого года в него включили и взрослую программу. Что добавило как зрелищности, так и разнообразия. К тому же это привлекло в Якутск (и стараниями организаторов, разумеется) довольно много участников. Помимо артистов из Якутии, в конкурсе приняли участие представители разных регионов России и иностранные участники. Вполне можно сказать, что «Мамонтенок» начинает «матереть», превращаясь в самого что ни на есть настоящего мамонта.
В программе было много интересного – как у детей, так и взрослых. Кстати, среди представленных номеров были и рассчитаные на не совсем на детскую аудиторию. Как, например, очень чувственную работу пары из Колумбии дуэт «Реквием» (Бронзовый мамонтенок) Лоры Люции Ллореды и Кристиана Тривиньо или изящный номер Дениса Дегтярева (Серебряный мамонтенок), которые вполне можно отнести к драматическому искусству. Было много разных эффектных и захватывающих воздушных номеров, чудес эквилибристики и трюков акробатов. Сначала казалось, что это как-то странно – совмещать детскую и взрослую программы. Но оказалось, что так намного интереснее. Видимо, решили, что весовые категории – это понятие относительное.
Одной из особенностей конкурса является то, что при содействии московского режиссера Дмитрия Чернова специально для фестиваля были поставлены четыре премьерных номера, которые исполнили артисты Бриллиантового цирка. В итоге почти все из них получили призовые места – золотых и серебряных мамонтят.
Директор Бриллиантового цирка и председатель жюри фестиваля Сергей Расторгуев, Дмитрий Чернов и артисты рассказывают о номерах и впечатлениях от фестиваля.
Сергей Расторгуев: «Во-первых, нужно отметить жонглера на лошади, уникальный номер – этот жанр почти исчез из мировой практики. Его исполнитель Пантелеймон Габышев (который стал обладателем Золотого мамонтенка) – очень сильный артист. А это правда очень сложный жанр. Далее, нельзя не отметить работы «Русская палка» и «Семь я» (серебряные призеры) – тоже очень перспективные номера. Последний, кстати, исполняется не на ковре, а на столе. Номер с северными животными – с собаками и оленями (бронзовый мамонтенок) – тоже очень интересный номер в исполнении дрессировщицы Марии Жирковой. Увидеть северных оленей в цирке – явление очень редкое. А если говорить в целом, то на фестивале очень много получилось воздушных номеров и эквилибра. Проблема есть с клоунами, но так во всем мире. Хорошие клоуны есть, но придумать интересную репризу довольно сложно».
Дмитрий Чернов (Москва), режиссер: «На фестиваль в Якутск я привез две своих постановки – это Олег Спигин, воздушный гимнаст на штейн-трапе и Денис Дегтярев на воздушной мачте. А уже здесь с Сергеем Расторгуевым под фестиваль мы сделали четыре совершенно новых постановки. И мне как режиссеру, конечно, очень приятно, что из шести постановок – три серебра и два золота. Это большая честь. И я искренне поздравляю якутян с тем, что этот фестиваль возродился, и особенно радует, что добавилась взрослая категория. А это усиливает уровень и качество фестиваля. И могу сказать точно – это большое, серьезное событие не только в Якутске, но и в мире. Поскольку весь цирковой мир следит за международными цирковыми фестивалями. Здесь, на фестивале, программа была довольно разнобразной и я тоже хотел представить разные номера. Драйвовая «Русская палка» в стиле рокабилли или номер «Семь Я» с акробатами. Его, кстати, воспринимает как детский, а для меня он авангардный. Пантелеймон, жонглер на лошади - это такой комический номер, а Мария – это уже эпическая дрессура лошадей. В общем, я постарался сделать все разнообразным, чтобы было в первую очередь интересно зрителям. Цирк должен быть разным».
Олег Спигин (Москва), гимнаст на штейн-трапе (золотой мамонтенок): «Штейн-трапе – это очень древний жанр. И он очень сложный, поскольку эквилибристика, которая исполняется на полу, на тростях, переносится на трапецию. И это нестабильный жанр: каждый день преподносит сюрпризы – не так качнуло трапецию и меняется направление, стойка, ее характер. И, конечно, я усилил этот номер зубниками – это зубник вкрутки и зубник по кругу, который я выпустил буквально недавно. Могу сказать, что зубников вообще в мире нет. Во вкрутке на штейн-трапе я единственный, а это элемент по кругу я выпустил впервые год назад. Благодаря Дмитрию Чернову мы этот номер переделали, добавили музыку, пошили костюм – то есть сделали образ. И это было новое рождение номера».
Денис Дегтярев (Москва), гимнаст на воздушной мачте (Серебряный мамонтенок): «Этот номер мы сделали год назад и уже участвовали с ним на фестивале в Испании «Золотой слон», где взяли «бронзу». Номер сложен тем, что я там придумал такие обрывы. Конечно, это риск, но я 15 лет проработал в воздушном полете, а это считается одним из самых опасных жанров. Поэтому я чувствую себя увереннее. А на фестивале здесь было очень приятно и все хорошо организовано».
Сергей Игнатов, Бурт-Благ (Россия-США), свободный человек, клоун: «Интересный фестиваль. Здесь есть еще дух того советского цирка из которого я вырос. Но советского в хорошем, разумеется, смысле. Такой отдачи людей я уже давно не видел. Свет, звук, художники, бутафоры – все делают в одну секунду и видно, что любят свою работу. А вот в Америке такого духа нет, там все по-другому устроено. А я работаю как свободный художник, участвую в разных проектах. Есть полностью свое шоу, с которым я выступаю, например, в Москве или Нью-Йорке».
И вот что сказал, подводя итоги конкурса и планы фестиваля, Сергей Расторгуев: «Конкурс фестиваля получился по-настоящему масштабным и прошел на высоком уровне. Я доволен результатом. Сильное жюри, интересные артисты, премьеры номеров. Я считаю, что это только старт для других больших фестивалей и будущих гастролей. В ближайших планах сделать большой спектакль «Шаман Солнце». Но на это, конечно, нужно очень хорошее финансирование, поскольку идея очень масштабная. И мы могли бы представить эту работу на разных площадках мира, показывая нашу культуру. И еще один важный момент – это строительство второй очереди так называемого хозяйственного блока. Он нам очень нужен. Это, в частности, позволило привозить к нам большие цирковые программы, и нам тоже стало бы свободнее. В общем, цирк нужно достроить!».