Культура 18:30 / 10.10.2019 Просмотров: 9753

«Не важно, какой инструмент – важно, как ты на нем играешь»: Музыкант Михаил Горобцов о балалайке, домре и Симфонии планеты

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. В рамках музыкального фестиваля «Северное сияние» в Якутске выступил известный российский домрист народный артист России Михаил Горобцов. В сопровождении оркестра Филармонии Якутии «Симфоника артика» под управлением Натальи Базалевой музыкант исполнил ряд  произведений, в том числе в его собственной аранжировке для домры, а также свою авторскую пьесу «Путешествие к восходу солнца». Сам инструмент домра, конечно, нельзя  назвать редким. Но вместе с тем он в качестве соло он звучит реже, чем та же «народная» балалайка, тем более с симфоническим оркестром. А такой полноценный «домра-концерт» в Якутске, кажется, вообще состоялся впервые.

В интервью «Якутия.Инфо» музыкант Михаил Горобцов рассказывает о том, как он связал свою жизнь с этим инструментом, о месте домры и о будущей симфонии планеты, которая могла бы объединить музыку Востока и Запада. 

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ДОМРОЙ

Больше пятидесяти лет назад мама решила отдать меня в музыкальную школу. Мне тогда было около шести. И вот мы туда пошли, заходим в это здание, а из классов доносится музыка. Слышу звуки скрипки, но вместе с ними крики и топот ноги. Очень шумно. Потом какая-то дверь открывается и выходит заплаканный ученик. Я тут же говорю маме, что нужно отсюда уходить, что я не хочу здесь находиться и ни в какой музыкальной школе учиться не хочу.

И когда мы спускались обратно по лестнице, к нам навстречу поднимался мужчина – это как раз оказался мой будущий педагог, он преподавал балалайку. Он спросил, что мы здесь делаем. На что мы ответили, что хотели в музыкальную школу, но передумали. Он заулыбался, сразу расположив к себе, и завел в свой класс. Сначала он дал мне балалайку, но она показалось большой, я был небольшого роста. Тогда он дал мне другой инструмент, и вот это как раз была домра. И все подошло. Тогда ни я, ни мама ничего не знали об этом инструменте.

Вот так мы не зашли в класс скрипки из-за шума. Но педагог этот по скрипке был очень хороший – фронтовик, у него было ранение, он ходил с палочкой, хромал. Но весь класс у него играл, хоть он и кричал. А может, без этого и нельзя. Сейчас, конечно, так нельзя – не дай бог дотронешься. Раньше проще было – подзатыльник и заиграл (смеется). 

ДОМРА И БАЛАЛАЙКА

Это скорее стереотип, что символ России – это балалайка. Есть оркестр народных инструментов, где рядом сидят балалайки и домры. То же самое – скрипки и виолончели. Какие из этих инструментов более популярные? Написано для скрипки, конечно, больше, но понимать инструмент нужно не по количеству написанного репертуара, а все-таки по уровню исполнения. А что кому нравится – балалайка или домра – это дело вкуса.

Могу сказать, что домра не находится в тени у балалайки – есть, например, такая исполнительница Екатерина Мочалова, так вот она играет с Юрием Башметом. На Западе для них все наши инструменты – это балалайки. Достаешь домру, а они говорят – балалайка. Но вместе с тем когда я выступаю на Западе, то принимают очень хорошо. Тут дело в исполнении, а не в самом инструменте. Есть анекдот: у Растроповича справшивают – «У вас хороший инструмент?». Он отвечает: «Да, но сам не играет».

Не важно, какой инструмент – важно, как ты на нем играешь.

К ВОСХОДУ СОЛНЦА. К СИМФОНИИ ПЛАНЕТЫ

К восходу Солнца – это просто образ, когда ты пытаешься прийти к чему-то светлому, но на пути встречаются разные невзгоды неприятности. Там заложена какая-то программа, о чем рассказал акын, каждый может себе представить. Есть такой восточный колорит, который передает домра. Предположим, что скрипка – это итальянский инструмент, но на ней можно играть не только итальянскую музыку. Это все заложено в нотах. Но именно на наших щипковых инструментах, я считаю,  – на домрах и балалайках – можно передать звуки Востока, чего не сделаешь на скрипке, поскольку это все-таки западный инструмент и она развита в соответствии с западной музыкой. А та часть земного шара еще не так затронута.

И вот мне кажется: чтобы прозвучала Симфония планеты, нужно, чтобы композитор написал музыку как для симфонического, так и для народного оркестра, и чтобы они звучали одновременно на одной сцене. Тогда можно охватить весь звуковой спектр земного шара: щипковые – Запад, смычковые – Восток. И получится такая Симфония планеты. Но нужно найти хорошего композитора и дирижера. Мне кажется, например, если бы такая идея пришла Валерию Гергиеву, то он мог бы ее реализовать.