«Кинофестиваль будет». Ирина Энгелис о фестивале и якутском кино
YAKUTIA.INFO. Когда в последний раз в Якутске проводился кинофестиваль? С тех пор прошло уже больше двух лет. Последний, пятый по счету, состоялся в сентябре 2017 года. Время идет быстро. Подходит к концу и текущий год, а шестого фестиваля так и не случилось. Сначала в 2018 году фестиваль отменили и перенесли на март следующего года, потом еще куда-то переносили. Потом еще что-то было. Но вот теперь фестиваль обещают, что состоится. В следующем году. И даже глава Якутии Айсен Николаев уже приглашает на него гостей.
Фестиваль этот нужен, поскольку кино в Якутии развивается очень динамично и фильмы якутских «киношников», особенно в последние как раз два года брали награды на кинофестивалях. Поэтому устраивать киносмотр в Якутске совсем не лишняя инициатива. Способствует он и установлению различного рода контактов между кинематографистами, да и просто для зрителей это определенный глоток свежего воздуха. Исполнительный директор фестиваля Ирина Энгелис – та, кто его в общем-то придумала, рассказывает о том, чего ждать от «возвращающегося» из почти небытия фестиваля и зачем он вообще нужен. Также обсуждаем поддержку кино, которую обещал оказать глава Якутии, и разговариваем о якутском кино в целом.
Так будет фестиваль? Точно? Ведь уже два раза переносили.
Будет! Шестой Якутский международный кинофестиваль пройдет с 18 по 22 марта. Работа уже идет, заявки принимаются, фильмы отбираются, приглашаются члены жюри . А глава Якутии Айсен Николаев, в свою очередь, пригласил на фестиваль министра культуры России Владимира Мединского.
То есть это почти гарантия того, что уже не скажут, что фестиваль перенесут?
В мае прошла встреча у Айсена Сергеевича по развитию кино, после которой вышел перечень его поручений, и среди них есть графа о ежегодном проведении кинофестиваля в марте. Решили провести в марте, поскольку март – это весенний месяц, но в то же время еще снег. А республика все-таки славится холодным периодом. А в марте как раз комфортно – на улице чисто и уже не так холодно. И гостям было бы интересно увидеть снежные пейзажи.
С мартом понятно. А с программой уже определились? Кто будет в жюри, программным директором?
Программным директором по-прежнему является кинокритик Алексей Медведев, и он уже начал работать по фестивалю. Это человек настоящий профессионал своего дела, довольно авторитетный в мире кино, делает фестивали в Питере, Архангельске, Калининграде. Даже некоторые режиссеры говорят, что неважно, на какой фестиваль ехать – важно, чтобы программным директором был он. Алексей Медведев объективен, он очень честный отборщик. Что касается конкурса, то их будет два – основной (игровой полный метр) и документальный конкурсы. Председателем жюри основного конкурса согласился стать режиссер Борис Хлебников. Многим, наверно, запомнился его последний фильм «Аритмия». Кстати, и у нас в Якутске на 5 фестивале он стал лучшим режиссером. К тому же он педагог, у него есть курс в Московской школе кино. Также планирует приехать актер Юрий Колокольников (предводитель племени Одичалый в «Игре престолов»).
Мы также переговорили и с кинокритиком Антоном Долиным, который, несмотря на занятость, пообещал постараться приехать. И если так и будет, то он прочитает лекцию «Как смотреть кино». Еще, возможно, попробуем привезти к нам южнокорейского режиссера Ким Ки Дука, это пожелания местных кинематографистов.
Какие-то специальные программы, ретроспективы будут?
Думаем сделать программу анимационного кино. Недавно было исследование, из которого следует, что анимация – это такой жанр, который привлекает всех. И на кинорынках часто сразу готовы покупать именно мультики. В общем, мы хотим обратить внимание на анимацию и пригласить анимационную студию «Да» из Питера, которая работает с детьми. Они делают мастер-классы в течение недели, и к концу фестиваля мы сможем увидеть результат в виде готового мультфильма.
Планируем показать польское кино. И рассчитываем на то, что приедут специалисты из Польши и они представят картины. Будут внеконкурсные показы документального кино и короткого метра. Еще есть желание сделать гендерную программу, посвященную очень актуальной теме роли женщины в обществе. Женщин, работающих в киноиндустрии, много. И, кстати, когда я была в Лос-Анджелесе на фестивале American Film Institute, помимо фильмов женщин-режиссеров, по городу были представлены инсталляции, посвящённые кинематографисткам.
Будет ли питчинг кинопроектов?
Да, мы проведем его совместно с Молодежным центром Союза кинематографистов России под руководством Дмитрия Якунина. Призовой фонд за первое место составит 500 тысяч рублей. Думаю, что это хорошая поддержка для начинающих режиссеров и продюсеров, а также в качестве софинансирования якутских проектов.
Специфика у фестиваля будет? Когда-то он был арктическим. К этой практике будете возвращаться?
У нас есть тема фестиваля. И по умолчанию мы обращаем внимание на фильмы из арктических регионов. В центре внимания фестиваля тема национальной культуры в современном мире, сложный путь идентификации человека и интеграции традиций в глобальный контекст. В документальном конкурсе тема - человек и природа.
Понятно. А во время твоей недавней поездки в Лос-Анджелес ты установила какие-то киношные контакты?
Я же спланировала поездку так, чтобы попасть на фестиваль Asian World Film Festival, который делает большой друг якутского кино и фанат всего якутского - Джордж Шамшум. Было, конечно, интересно посмотреть как это делают коллеги. Например, церемонии открытия и закрытия проводятся по-деловому. Как и на многих других фестивалях.
Без танцев, эстрады...
Да. Все очень официально. И, кстати, красная дорожка тоже отличается. Там она делается фактически для журналистов. Есть зона для фотографов, никого в микрофон не объявляют. Напомню, что на этом фестивале фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» взял два приза. Председателем жюри была турецко-немецкая актриса Мерьем Узерли, которая снималась в сериале «Великолепный век». Сейчас как раз веду с ней переговоры, и может и она приедет к нам на фестиваль как почетный гость. Еще я познакомилась с канадским режиссером Жаном Марком Валле («Даласский клуб покупателей», «Большая маленькая ложь»). И он тоже рассматривает возможность приехать к нам, но уже в 2021 году. Поскольку сейчас он собирается писать сценарий к очередному фильму.
Вернемся из Лос-Анжелеса в Якутск. Как относительно источников финансирования фестиваля?
Мы подавали проект в Фонд президентских грантов, но, к сожалению, не выиграли, нам не хватило нескольких балов. Хотя опыт интересный, столько бумаг нужно заполнить. Своим участием в фонде грантов мы хотели попробовать облегчить финансовую нагрузку республики.
Сейчас финансирование планируется из республиканского бюджета, как и было ранее предусмотрено. Заложены средства в объеме пяти миллионов рублей. Но если мы хотим развития, кинофестиваля высокого уровня с приглашением выдающихся людей, этих средств не достаточно.
Конечно. Я помню, Алексей Медведев как раз говорил, что фестиваль на Сахалине делается почти более чем за сорок миллионов.
Да, там все дороже. С учетом того, что на Сахалине и в других регионах с кинофестивалями, нет своего кино. Там кинофестивальные бюджеты от 30 миллионов и выше.
Конечно, вообще странно, что фестиваля нет уже почти два года. Это принимая во внимание успехи фильмов из Якутии за пределами региона. Почему же не выделяют деньги.
Наверно, есть какие-то более важные социальные вопросы, которые нужно решать. Были за эти два года оптимизации, стихийные бедствия. И наверно думают, что кино может и подождать, с учетом того, что наше кино само по себе выстреливает, без каких-то больших финансовых вливаний.
Ну другие то фестивали вроде проводят.
Наш кинофестиваль это качественный имиджевый проект, ставший брендом республики, к нам стремятся многие, мы интересны. И пока есть интерес нужно «ловить волну».
Еще один момент был. Вроде были какие-то еще разговоры о том, чтобы проводил кинофестиваль «Сахафильм».
Обычно кинофестивали проводят некоммерческие организации. Даже Московский кинофестиваль делает частная организация, которая привлекает государственные и спонсорские средства. Это прежде всего, колоссальная организационная работа. Организовывать кинофестиваль «Сахафильму» нелогично, возникает конфликт интересов, так как фактически они и являются участниками кинофестиваля.
Так сейчас кто будет делать фестиваль?
Исполнительным директором являюсь я и по поручению главы мы создали дирекцию фестиваля при центре аудиовизуального наследия. Конечно, я очень болею за этот фестиваль, я его создавала и мне не безразлична его судьба, кто и как им будет заниматься.
Есть еще вопрос по поводу поддержки кино. Есть этот перечень поручений главы, где как раз одним из пунктов стоит кинофестиваль. Но всего в следующем году заложено на поддержку кино 80 миллионов. Что скажешь по этому поводу.
Да, есть поручение правительству о разработке системы ежегодного распределения этих средств на производство.
Это должно быть открыто, честно и на равных правах. В конкурсе должны участвовать все – госучреждения и независимые кинематографисты.
И как ты это видишь.
Например, чтобы наше Минкультуры или какой-то некоммерческий фонд объявил конкурс, разработал положение и всю документацию. И далее провести питчинги кинопроектов с приглашением экспертов.
Да. Но есть плохой пример работы Российского Фонда кино. Провал за провалом. Выделяют деньги фактически одним и тем же компаниям, причем тем, представители которых и решают какие проекты поддерживать.
Все это нужно учитывать. Есть еще другой риск. Многие наши «киношники» привыкли работать с небольшими бюджетами.
А когда будет выделяться больше средств, встанет вопрос, все ли смогут сделать качественный продукт. У нас много вопросов, не хватает специалистов, как основного состава, например, сценаристов, так и «второго состава», не хватает технического оборудования.
То есть ты о том, что увеличение бюджета автоматически не приведет к улучшению качества.
Может и такое быть. Это продюсерская работа. Если смогут правильно распорядиться бюджетом, пригласить каких-то специалистов извне, арендовать современную аппаратуру. В общем, это такой вопрос компетенций. Это мой взгляд со стороны.
Вот уже непосредственно к кино подошли. На твой взгляд, какой путь развития выбрать якутскому кино? Стремится уже к высокобюджетным проектам или авторское кино развивать. Чего-то, может, не хватает.
Мне кажется, что наши кинематографисты выбрали правильный путь в плане того, что миру интересна самобытная культура, которую они не увидят у себя. И на этой теме самоидентификации и самобытности нужно основываться. Кстати, очень многие якутские режиссеры мечтают снять фильм по сюжетам Олонхо. Тот же жанр фэнтэзи, как и «Властелин колец». Другое дело, что нужны дорогие спецэффекты. Еще немаловажно сотрудничать и привлекать специалистов извне. Это помогает расти самим, это новые контакты и обмен опытом.
Тут есть еще такая проблема, что якутское кино несколько на себе замкнуто. Ведь посмотри – за исключением отдельных случаев все фильмы на якутском языке и для якутского зрителя. Да и что касается самих киношников – то они все саха. За исключением, пожалуй, Дмитрия Давыдова. Но и он снимает на якутском.
Чтобы расширить аудиторию зрителей, необходимо двуязычие. Удачные примеры - «Мой убийца» и «Агент Мамбо». Я всегда за сотрудничество и копродукцию. Думаю, что необходимо постоянно учиться. Даже тем, кто уже снимает. Знания нужны. Технологии не стоят на месте.
Еще ты вот про Олонхо говорила. А тебе не кажется, что не хватает социальной тематики? Есть, конечно, фильмы. Но их могло быть и больше.
Мне кажется, что тут какой-то страх есть - что люди подумают, что скажут. В других местах режиссеры сконцентрированы на себе, своей работе и они не обращают внимание на то, что кто-то скажет. Воля нужна, открытость и смелость. Собственный взгляд на жизнь и ответственность.
А тебе самой какие фильмы нравятся? Давай в завершении назовешь навскидку свой топ десять якутского кино.
Так (задумалась). «Тыын» и «Бог Дьесегей» Сергея Потапова, «Мой убийца» Костаса Марсаана, «24 снега». (Еще задумалась) «Кэскил 2» и «Конул боотурдар» ДетСат, «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова, «Царь птица» и «Айыы Уола» Эдуарда Новикова, «Дивная пора» Никиты Аржакова.