Культура 16:33 / 6.2.2020 Просмотров: 4322

Полный «Карт бланш»: Фабио Мастранджело представил цикл программ Филармонии Якутии

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. Главный дирижер Филармонии Якутии Фабио Мастранджело представил цикл своих программ. Это его первый приезд в Якутск в нынешнем сезоне и теперь, начиная с этой программы,  дирижер на протяжении следующих месяцев представит еще два больших концерта. А начало циклу было положено весьма примечательное. Вокально-хоровая программа, состоящая из замечательной и красочной музыки Дебюсси, Равеля и Брамса, действительно была подобрана дирижером со вкусом. Тем более, как признается сам Мастранджело, он имеет возможность представлять именно ту музыку, которая ему по-настоящему близка.

В интервью «Якутия.Инфо дирижер рассказывает о  новом цикле своих программ, а также комментирует строительство здания для Филармонии Якутии. 

Мне вспоминается одна история. Однажды я дирижировал Национальным филармоническим оркестром Владимира Спивакова. И сразу же после концерта получил приглашение остаться еще на одну программу, поскольку дирижер, который должен был там быть, по каким-то причинам не смог приехать. И вот тогда мне очень понравился подход администрации. Они сказали, что поскольку абонемент называется «Карт бланш», то вы можете исполнять все, что вы хотите. А это моя мечта – делать то, что я хочу. И вот когда Наталья Владимировна сказала мне о том, что я мало бываю в Якутске и нужно бывать  чаще. А я, в свою очередь, согласился с тем, что здесь нужно бывать чаще, но при условии, что я буду выбирать ту музыку, которая мне нравится. Таким образом, родилась и эта программа. У нас теперь есть и хор и поэтому программа даже очень сильно посвящена хору. А единственное симфоническое произведение Брамса – «Академическая увертюра», между прочим, тоже написано на материале немецких студенческих песен. Вроде Брамс выглядит очень серьезно, но песни эти довольно шуточные. Поэтому даже это произведение Брамса связано с вокалом.

Вообще мне очень нравятся вокальные произведения. Например, сегодня мы исполнили «Деву избранницу» Дебюсси. Кажется, уже пятый раз дирижирую это произведение. И эта музыка мне очень близка и, как пианист, я большой любитель Дебюсси. Могу сказать, что я почувствовал взаимную симпатию с этим композитором. Конечно, я не могут быть в этом уверен, ведь его давно уже нет. Но мне кажется, что это именно так (смеется). Прекрасное произведение с женским хором и вокальными партиями. Ну, а «Дафнис и Хлоя» Равеля – это вообще фантастика, шедевр.

Программа, как вы говорите, по сути посвящена хору. А этот хор является самым молодым коллективом Филармонии и сейчас он очень активно развивается. Как главный дирижер, что можете сказать на этот счет? Тем более, что в ноябре вы работали с хором  у вас в театре есть Мьюзик-Холл.

В Санкт-Петербурге мы очень тщательно поработали вместе. Могу сказать, что мы тогда полностью разобрали «Колокола» Рахманинова и потом поставили их обратно, очень детально все сделали. И я думаю, что после этой работы у них появилось больше осмысленности. Они стали понимать то, о чем я говорю. Когда мы начали репетировать, то они были немного в шоке, но потом привыкли к моей манере и им понравилось. Мне кажется, что они очень вдохновились и концерт получился действительно сильным. Сейчас на концерте все было очень хорошо. Иногда не хватало звука, но это все по другим причинам.

Да… звука. Вы не были в Якутске с мая. А за это время, как вы знаете, появился проект строительства Центра эпоса, где будет здание и для Филармонии. Собственный зал, о необходимости которого вы всегда говорили, кажется, уже вырисовывается на горизонте.

Кстати. Буквально сегодня я был на небольшой церемонии по этому поводу с руководством Филармонии, на месте где должно появиться здание. А позавчера меня как раз спросили, что делают в Италии перед началом строительства. Я ответил,  что у нас принято класть кирпич. 

Ну да. У нас скорее сваю забивают. 

А у нас была, конечно, не свая. У нас был обряд  мы кормили землю и кумыс тоже присутствовал. Такая итало-якутская церемония получилась. А если серьезно, то я не сдавался до последнего и в каждый мой приезд, начиная с самого первого  уже почти десять лет тому назад, всегда говорил о необходимости строительства нового зала. И думаю, что люди довольно скоро все-таки поняли, что я это все не просто так говорил. Поскольку у оркестра без нормального зала есть предел роста. И чем большего результата мы достигали, тем больше  чувствовалась необходимость в этом зале. Ведь на гастролях наш оркестр выступал в очень хороших местах с прекрасной акустикой, и оркестр звучал совсем по-другому. И я очень рад, что наконец-то сделан серьезный шаг к строительству. Жду проект с нетерпением и надеюсь, что все получится максимально быстро и качественно.

Вы будете принимать участие в этом проекте, например, как консультант?

Да, я уже в свое время посоветовал известного специалиста по акустике Тоёту. Но за это все время пока шли разговоры о строительстве, могу сказать, что и в России появились очень достойные специалисты. Есть очень хорошая и серьезная компания «Архитон». И я их очень рекомендовал. Тем более учитывая, что глава республики указывал на использование именно российских ресурсов. Здесь как раз и этот аспект совпадает. 

Уже есть какие-то идеи для следующих программ из вашего цикла?

Все карты раскрывать пока не хочется. Но будет «Поцелуй феи» Стравинского, а также «Поэма экстаза» Скрябина. Еще сыграем удивительный скрипичный концерт опять же Стравинского – шикарное произведение, просто огонь. Это вся та музыка, которую я очень люблю. Надеюсь исполнить многое из того, что мне близко.