«Музыка лечит и не нужно об этом забывать»: Маэстро Мастранджело представил второй концерт своего цикла
YAKUTIA.INFO. Еще одну программу из цикла концертов «Фабио приглашает...» подарил слушателям маэстро, главный дирижер оркестра Филармонии Якутии Фабио Мастранджело. На этот раз он отдал должное или, лучше сказать, признался в своей огромной симпатии к музыке русских композиторов. А именно – к произведениям Мусоргского и Стравинского.
Действительно, исполняя то, к чему по-настоящему лежит душа, он делает это исполнение настоящим творческим актом. А оркестр «Симфоника артика», очевидно, этой энергией довольно прилично зарядился. Порой казалось, что, несмотря на все тот же зал Детской школы искусств, исполнение оркестром выходило за рамки очень скромных акустических характеристик помещения. Можно только представить, каким был бы концерт, состоись он концертном зале другого уровня.
Фабио Мастранджело неравнодушен к вокальной музыке, поэтому он не мог не включить ее в программу вечера. Маэстро выбрал вокальный цикл «Детская». В оригинале это камерная музыка, но на концерте она была представлена в оркестровке и от этого, кажется, что только выиграла. А Марина Силина исполнила ее просто на одном дыхании – артистично, переключаясь с одной «роли» на другую и создавая при этом очень выразительные образы.
В концерте принял участие и приглашенный солист Московской филармонии, скрипач Лев Солодовников. Специально для него дирижер выбрал еще одно из своих любимых произведений – «Концерт для скрипки с оркестом ре мажор» Игоря Стравинского. Сам композитор говорил, что ему очень нравится концерт Баха для двух скрипок. Поэтому в произведении так много мест, где очень много различных сочетаний скрипки с оркестром. Очевидно, что именно поэтому после исполнения этого произведения солист сыграл, так сказать на бис, одну из небольших скрипичных пьес Баха. В одиночестве, под сосредоточенным взглядом дирижера, который спокойно присел на стул во время исполнения. Такое тоже не часто увидишь.
А завершилась программа еще одним произведением Стравинского – балетом «Поцелуй феи», навеянным композитору музыкой Чайковского. В юбилейный для Петра Ильича год выбор этого произведения для программы особенно символичен.
Марина Силина:
«Это произведение я не исполняла с 1996 года. Тогда я спела его на конкурсе «Интер соловей», где заняла третье место. И когда Филармония мне предложила эту программу, конечно, я согласилась. Тем более с оркестром. Ведь это камерная музыка и обычно она исполняется под фортепиано. И звучание совсем другое. Под фортепиано это совсем другая работа – более детальная, скрупулезная. Произведение сложное – нужна и ритмика, и дикция. Там речь и взрослого, и детей – девочки и мальчика. Нужно уметь переключаться. Многие думают, что камерная музыка легкая, но это не так. И у нас в Якутске камерную музыку исполняют очень редко. Поэтому было очень приятно поучаствовать в этом проекте».
Фабио Мастранджело: «Так же, как и прошлую программу, эту тоже можно назвать как «несколько произведений из любимых». Это наверно и видно, и слышно – я купаюсь в этой музыке, отношусь очень трепетно к ее исполнению и, конечно, знаю очень много деталей. Сегодня мне показалось, что у нас с оркестром на концерте получилось сыграть где-то на девяносто пять процентов от того, что мы репетировали. И это, я считаю, очень высокий результат. Музыканты как-то увлеклись, при том, что аккомпанементы были не менее опасные и тяжелые, чем «Поцелуй феи». Это не то, что оркестр отдыхал во время исполнения этих произведений, а потом уже действительно работал на балете Стравинского. Например, этот вокальный цикл Мусоргского – это такая детская музыка и у нее есть своя специфика, много рубато, например. Так и должно быть – ведь это рассказ. Темп у этого произведения меняется не менее, чем у Стравинского. Казалось бы Мусоргский. Но тут еще не нужно забывать, что это оркестровка Денисова (в оригинале написана для фортепиано). Я много лет назад познакомился с этой оркестровкой и тогда пела тоже Марина Шагуч, русская певица, которая давно живет в Праге. С тех пор эта музыка у была меня внутри и, конечно, хотелось ее исполнить. И вот Марина Силина сделала все просто шикарно – очень выразительно, очень правильно. И она очень хорошо взаимодействовала и со мной, и с оркестром.
Что касается исполнения скрипичного концерта, то, конечно, Лев Солодовников – очень хороший молодой скрипач. И я его очень поддерживаю. Мы уже однажды играли с ним концерт Риспиги в Новосибирске. И он растет, хотя и тогда уровень был очень высокий. В музыке Стравинского часто меняется размер, темп, ощущение. И, по-моему, все было как в английской поговорке «Right on the money» (попасть в яблочко). Это касается и «Поцелуя феи».
«Оркестр растет. И ему осталось чуть-чуть. Поэтому я говорю о 95%. Могу сказать, что у некоторых музыкантов есть небольшой страх на концерте, они нервничают. А вот на репетициях у нас иногда получаются такие вещи, что мы звучим не хуже заслуженного коллектива Петербургской филармонии. Но все же в рамках тех залов, где мы сейчас выступаем, мы уже достигли максимального результата. И следующий наш результат будет только тогда – и я об этом говорю каждый раз – когда у нас будет хороший зал. Вот тогда публика будет такой кайф получать!»
«На следующем концерте ключевым произведением будут «Колокола» Рахманинова, также мы исполним «Поэму экстаза» Скрябина. И если, например, тебе показалось, что Мусоргский был сегодня похож на импрессионизм, то Скрябин – это в таком случае супер-импрессионист! А Рахманинов… что сказать – это мой любимый композитор, поэтому я очень жду концерта. Мы уже исполняли с хором Якутской Филармонии это произведение в Санкт-Петербурге. И они готовы и тоже очень ждут этой программы».
Следующая программа намечена на апрель, которая и завершит этот цикл из трех таких особенных концертов. Однако ситуация с коронавирусом может внести свои изменения. Все знают, что в Италии по этой части сейчас очень сложно. Стоит надеяться, что она не повторится в России.
А вот что сказал маэстро с хорошей долей оптимизма о своих соотечественниках.
«Сейчас итальянцы сидят по домам. Но что происходит? По вечерам они выходят на балконы, поют, играют на музыкальных инструментах. А о чем это говорит? О том, что музыка нужна всегда и она лечит. Когда все хорошо, мы думаем о другом, а о музыке немного забываем. Но когда болит душа или тело, то музыка выходит на первый план. Музыка лечит. И не надо об этом забывать».