Сиди и твори: Как творческие люди Якутска проводят «коронавирусные времена»
YAKUTIA.INFO. Пандемия коронавируса затронула все без исключения стороны жизни. Вынужденная самоизоляция и другие ограничительные меры, связанные с пандемией, фактически остановили некоторые сферы деятельности, искусство также находится под серьезным ударом. Закрыты театры, музеи и концертные залы, приостановлены или заморожены различные культурные проекты. И, видимо, до осени уже ничего не откроется.
Где-то, если это возможно, культура уходит в интернет. Как люди, занимающиеся творчеством, переживают эти вынужденные ограничения, и как это сказывается на их работе? Что можно найти положительного в данных обстоятельствах и чем они занимаются в эти коронавирусные времена?
Художник Тереза Пачеко-Чавес, музыкант Дмитрий Рогов, фотограф Алексей Павлов и артист и режиссер Роман Дорофеев рассказывают о том, как они воспринимают нынешние новые условия.
Тереза Чавес: сейчас у художников самое творческое время
Для Терезы Пачеко Чавес этот год начинался очень амбициозно. В первых числах января у нее появилась собственная галерея в Музее ретротехники, а далее открытие сразу двух персональных выставок – в здании Национальной библиотеки и в Бердигестяхе. Но обстоятельства изменились. Теперь только рисование. И в этом смысле для художника при определенных условиях это время скорее благодатное.
«В общем-то эти условия самоизоляции положительно сказываются на моей работе. Даже поневоле начинаешь творить и не нужно отвлекаться. У меня обычно всегда много планов и хочется многое сделать. У меня нет такого понятия, как вдохновение, как у других художников, поэтому сейчас можно спокойно реализовывать задуманное. Пока, кстати, еще не понятно как отразится этот коронавирус в моих работах, поскольку у меня работы и так по большей части депрессивные (смеется). Сейчас я сделала сразу четыре листа в дополнение к серии «Анатомия», которая была выставлена в здании Национальной библиотеки. Картины я успела снять перед закрытием на карантин, хотя планировали, чтобы выставка была открыта до конца апреля.
Были какие-то там планы у организаторов по творческим встречам, мэр Сардаана Авксентьева тоже хотела посетить выставку. Так вот, что касается этих новых листов – на одном из них есть что-то на подобии короны как раз – вот и коронавирус! Хотя цикл абстрактный, такая фантасмагория – разное приходит в голову. Ну и, конечно, моя картинная галерея в Музее ретротехники тоже закрылась. Только в январе мы ее открыли, а теперь совершенно не понятно, когда откроется. Потом еще в Бердигестяхе я открыла выставку только 2 марта – она тоже работала совсем немного. А картины там теперь «зависли», наверно, до лета.
Ну, на мой взгляд сейчас у художников самое творческое время, хотя, конечно, зависит от жанра. Тем, кто пишет пейзажи, наверное, непросто. Ну и у многих художников мастерские не дома. Поэтому тоже вероятно, что они не могут попасть на рабочее место. Мне в этом смысле проще, и дом и мастерская – все в одном месте.
Сейчас все идет в виртуальное пространство. Очень много разных проектов. И, конечно, можно было организовать какую-то виртуальную выставку. Не знаю, как это сделать. Наверно, нужны фотографии, видео, и при помощи IT-специалистов, дизайнеров можно что-то сделать. Тем более сейчас не понятно, насколько продлятся все эти новые условия. Вообще я считаю, что человек мобилизуется в таких обстоятельствах и происходит переоценка ценностей. То, что мы не ценили – просто выход на улицу, общение – все это стало роскошью. Относишься к жизни по-другому. Иногда делаешь все как робот, а какой во всем этом смысл?
Кстати, сейчас еще смотрю фильмы о художниках. И как раз увидела один документальный фильм о стрит артистах – просто перевернул этот фильм мое представление об искусстве. Хотя на самом деле, конечно, хочется просто убежать куда- нибудь на природу. Но, повторюсь, поскольку не выхожу, то могу спокойно рисовать, и лично мне такая самоизоляция даже полезна».
Роман Дорофеев: ситуация изменила мои планы
Очевидно, что театры еще не скоро откроют свои двери для публики. А пока они закрыты и для артистов. А если их откроют для артистов, но без публики? Искусство для зрителей без зрителей при пустом зале с онлайн-трансляциями? Но пока двери в любом случае закрыты и для творческого коллектива. Вот что об этой ситуации говорит Роман Дорофеев, который до этих вынужденных нерабочих дней очень активно не только играл в театре, но еще и ставил спектакли как режиссер (а недавно к тому же представил свой первый фильм).
«Эта ситуация с карантином, конечно, изменила планы. В мае я должен был выпустить в Саха театре спектакль к 75-летию Победы «Мой бедный Марат». А теперь уже не известно, что будет в следующем месяце. Вообще, видимо, мир поменяется и театр тоже должен будет работать по-другому. Пойдут ли люди в театр после всего этого? Все театры зависят от зрителей, а собирать людей рисковано, ведь говорят, что может быть вторая волна эпидемии. Конечно, можно попробовать сделать он-лайн театр. Но ведь театр – это живое соприкосновение с искусством, зрители и актеры находятся в одном пространстве. А онлайн спектакли будут уже чем-то другим. Ведь есть телеспектакли. И кажется, что сейчас будут как раз какие-то телеспектакли.
Сейчас строить какие-то планы сложно, потому что мы не уверены в завтрашнем дне. И эта неуверенность пугает и раздражает. К чему этот карантин приведет? И вот сейчас мир стоит на паузе. И вот такая пауза во времени тоже дает неплохие возможности – подумать, поразмыслить. И мы находимся в разговоре с самим собой и надеюсь, что эти размышления принесут свои плоды в творчестве.
Что касается творческого процесса, то сейчас пишем сценарий к новому фильму с «Детсатом», а вместе с артистами Саха театра читаем стихи и отрывки из спектаклей, которые выкладываем в Инстаграме, на наш канал в Ютюбе и в Фейсбуке. Потихоньку вот так работаем. Ну и это время опять же можно посвятить семье, что я и делаю. Еще смотрю лекции и читаю книги. На самом деле читать – это очень увлекательно. Обычно на книги не всегда хватает времени. К примеру, вот две очень интересные книги из того, что прочел – Алан Гратц-«Беженец» и Джоджо Мойес «Дарующий звезда». А последняя вполне может стать фильмом или спектаклем».
Алексей Павлов: это хорошее время, чтобы самому развиваться и продвигаться
Для большинства фотографов самоизоляция – это фактически полная приостановка деятельности. Во всяком случае, для тех, кто работает в студии с людьми, а также снимает различного рода мероприятия. Есть, конечно, возможность ограниченно работать в репортаже или «в предметке», например. Можно, наверно, и натюрмортами заниматься.Что по этому поводу думает фотограф Алексей Павлов? Тем более что у него еще есть большая фотостудия «Пространство», которая понятно, что сейчас закрыта.
«Конечно, все зависит от человека. Насколько он готов работать «на удаленке». По сути самозанятые почти все «на удаленке». И вот тот, кто обрабатывает те же фотографии дома и привык к такому режиму, – для него это в общем-то обыденная ситуация. Только без общения. Но вот те фотографы, которые работают непосредственно «в поле» – пусть это будет даже студия, которые не могут находиться дома и спокойно работать – для них это, конечно, стрессовая ситуация. Они не привыкли сидеть дома и нужен какой-то длительный период, чтобы перестроиться. И если не перестраиваются, то идут к регрессу. А когда не творишь, не генерируешь, не общаешься, то становишься ленивее. И это даже видно по ленте – контент там упрощается.
А если вернуться к тем, кто привык к такому режиму, то они как раз продолжают работать – ретушируют старые фото, просто смотрят фотографии, продвигаются в интернете и так далее. А я, кстати, как раз из тех, кто сейчас в стрессе, поскольку не привык к такой удаленке. И мне сложно сейчас перестроиться – учиться, делать какие-то прямые эфиры. Я понимаю, что сейчас подходящее время для своего качественного контента, для продвижения, быть более экспертнее и подготовиться к сезону. Ведь карантин закончится и фотограф должен что-то предложить населению что-то такое, чтобы они к нему пошли. Время непростое и люди тоже ограничены в средствах. Поэтому сейчас нужно что-то придумывать – какой-то пакет услуг, какой-то вид съемки или даже просто стать более известным за это время, продвигая себя в соцсетях. В общем, это хорошее время, чтобы самому развиваться и продвигаться. Сейчас очень много чего есть. Я сейчас как раз пытаюсь делать какие-то прямые эфиры, челенджи, копаюсь в своих архивах – в общем, делаю какой-то контент, который был бы интересен людям, чтобы в свою очередь не потерять свою актуальность.
Кстати, даже предметная съемка, которая могла бы в общем-то работать, сейчас тоже переживает не очень хорошие времена. У той же «ювелирки» или у доставок – условно, «суши-пицца» – сильно упали продажи. Денег у них нет, поэтому просто снимают на телефон. А на фотографах экономят в первую очередь, да и телефоны сейчас очень продвинутые. Есть еще фотожурналистика – но это все больше работа на имя, либо где-то постоянно в каком-то издании. На этом просто так не заработаешь.
Что касается «Пространства» – ситуация печальная. Хорошо, что владелец здания дал нам налоговые каникулы. Но кредитов никто в то же время не отменял. И есть еще десять сотрудников, которым надо платить. Но у нас вообще-то не оклад, все зависит от работы с клиентом. Но я не могу просто так оставить людей и буду что-то платить. Но студию мы пока законсервировали. С другой стороны, когда с утра до вечера работа, то на семью не хватает времени. А сейчас как раз можно провести время с семьей и немного отдохнуть от рутины. Но еще раз повторю, что для тех, кто привык работать дома, то для них это время самое подходящее».
Дмитрий Рогов: когда все это закончится, мир станет лучше
Для музыканта Дмитрия Рогова уже не впервой встречаться с форс-мажором. Когда-то его нормальная жизнь и работа в Сирии были нарушены войной. Пришлось кардинально все менять и музыкант приехал в Якутске, когда только образовывалась Филармония Якутии. Сейчас все концерты отменены, и когда Филармония возобновит вновь свою деятельность, пока не известно.
«Музыкант – человек публичный, и смысл его существования – это музицирование для людей, концертная деятельность, репетиции. Тем более что мы не солисты, а оркестранты и привыкли работать в большом коллективе. А оркестр сейчас не функционирует, и в этом определенная сложность. Но я изначально отнесся ко всему этому по-философски. И подумал, если Господу было угодно нас разъединить, то, видимо, это для чего-то нужно. Каждый просто должен для себя решить, что он в этом для себя найдет. Я считаю, что это замечательное время, когда люди фактически лишены контакта – есть время посидеть, поразмыслить и оценить ситуацию так, чтобы найти какие-то положительные моменты. И это не зависит от рода деятельности. Но, с другой стороны, тут нельзя не заметить, что в моем случае у как у бюджетника хотя бы сохраняется зарплата. Но есть музыканты, которые зарабатывают фактически одними выступлениями. И вот им сейчас не просто.
Конечно, плохо, что мы не можем выступать. Филармония, как и другие концертные организации, приостановила деятельность. Все закрыто и все переведены на виртуальное существование. И еще один негативный момент – те люди, которые занимаются искусством, имеют потребность что-то постоянно выдавать – это такой обмен энергиями. Но если ты чего-то не отдаешь, то ничего и не получаешь. И вот это тяжело.
Я, кстати, успел хотя бы забрать свой контрабас до введения всех этих мер и продолжаю заниматься дома. Не скажу, что играю больше, но, во всяком случае, в том же объеме, что и ранее. Еще я стал много слушать той музыки, до которой раньше не доходили руки и не хватало времени. И это еще и восполняет какие-то пробелы в образовании – век живи, век учись. А музыканту невозможно переслушать всего. Я в свое время слушал очень много и с этим багажом жил. А в последнее время почувствовал некий голод. И когда пришли эти обстоятельства, я с радостью в это погрузился и расширил свой музыкальный кругозор. У меня появилась масса идей по поводу каких-то интересных программ, в первую очередь для «Камераты», да и для Симфонического оркестра. Продолжаю еще и смотреть онлайн-концерты – сейчас в свободном доступе появилось огромное количество музыки – можно видеть лучшие оркестры и концертные залы мира. Спасибо им все, что они все это выкладывают.
Что касается виртуальных концертов, то это технически сделать довольно сложно. Ведь нельзя собираться даже небольшим составом, а сыграть всем по одному и как-то свести партии – это совершенно не то. Смысла в этом не вижу. Кто-то, конечно, хочет показать, что вопреки действительности мы будем играть, но это не то.
Возвращаясь к философскому взгляду на происходящее, скажу так: мне кажется, что когда все это закончится, то мир станет лучше. Человеку всегда требовалось, чтобы он мог побыть с собой, но далеко не всякий может себе это позволить. А сейчас такая реальность наступила, что можно переосмыслить себя. Могу сказать, что я сделал определенные выводы. Сейчас говорят о том, что нужно уделять больше времени своей семье, – и это действительно так. А сейчас такая возможность есть. И это прекрасно!»
***
Ситуация, конечно, непростая и когда закончатся эти ограничения, никому доподлинно не известно. И здесь еще вот что нужно отметить: в России почти все сферы культуры финансируются из бюджета. И этом смысле многие могут более-менее спокойно пережить затруднения хотя бы в материальном плане (ссылаясь на обещание президента о сохранении зарплат). Но в то же время, принимая во внимание, что бюджет один и он сейчас перекраивается из-за пандемии и низких цен на нефть, то можно предположить, что какие-то проекты в сфере культуры будут либо отменять совсем, либо переносить на неопределенное будущее. Поскольку финансирование, скорее всего, урежут. В Якутии конкретно эти меры могут привезти, среди прочего, и к переносу сроков начала строительства масштабного Центра эпоса (На Сахалине аналогичный проект в начале апреля временно заморозили). В общем, какие-то перемены несомненно будут.
А вот «свободным художникам» придется непросто, поскольку никто их поддерживать, скорее всего, не будет. Но, с другой стороны, «свободный художник» во многом и полагается только на себя, поэтому запас прочности у него выше. Но в любом случае всем нужно перестраиваться (хотя бы на время) и искать что-то положительное для себя в этих непростых для всех нас обстоятельствах.