Жизнь 14:15 / 19.5.2020 Просмотров: 8804

«Шаман открыто говорит о том, чего хочет вся Россия»: Валентина Алексеева о хайпе, хейтерах и блогерах с расстройством

  • Текст: Диана СИВЦЕВА

YAKUTIA.INFO. Каждый из нас знает и читает блогеров, у многих даже дети мечтают ими стать. Четверо из десяти интернет-пользователей хотя бы раз испытывали на себе разные формы хейтеров, в то время как понятие «хайпа» в России и в Якутии растет. 

Разбираемся, как устроена психология хейтеров, хайпа и почему люди так неравнодушны к шаману Александру Габышеву, с врачом-психотерапевтом Валентиной Алексеевой.

– Почему именно у нас в России так распространен хайп? В Европе, например, с этим все намного спокойнее – там и разных людей больше, общество терпимее. А у нас что ни фрик, то звезда – много просмотров, человек сразу зарабатывает больше. Что это за явление и почему мы так на нем сидим? 

– В транзактном анализе есть понятие «голод по поглаживаниям» и «голод по признанию». «Поглаживания» – это своего рода единица внимания человеку и признания того, что он есть, он существует. Мы, россияне и якутяне, к сожалению, привыкли к негативным поглаживаниям, к примеру, системой «не балуй ребенка, а то разбалуешь, и он станет плохим человеком». И если маленькому ребенку не дают никакого внимания и не подкрепляют его поведение, то ребенок не понимает есть он или его нет. Всякое поглаживание к ребенку негативное или позитивное, это есть признание. То есть даже если ребенка бьют, он понимает, что к нему не равнодушны и привыкает. Само по себе игнорирование больше травмирует, чем эмоциональное или физическое насилие. Нервная система, психика человека развивается только через влияние внешней среды и что такое хайп? Это негативные поглаживания и для того человека которого признают, и для тех, кто об этом говорит. Через «хайп» человек получает признание.

– Что такое происходит с человеком, когда он рисует брови в половину лба или танцует с голой попой в мороз? Нормально ли такое поведение?

– Я думаю, что человек хочет внимания. Но там выраженный, я бы сказала, космический дефицит поглаживаний. Человек, кроме того, как выразить себя деструктивно, к сожалению, не умеет. Но ситуация, когда человек рисует себе брови до лба – это еще не так страшно, как если он закачивает себе силикон в руки. Вот это действительно разрушительно. Возможно, человек не находил ответа «кто я». Чаще всего такая реакция закрепляется у ребенка достаточно рано, до пяти лет. И тогда ребенок понимает: «ага когда я так делаю – мучаю себя, становлюсь посмешищем – тогда меня видят и я полезен, и прекрасен для этого мира». Лучше, чем отчуждение, ведь отчуждение в животном мире равносильно смерти. Например, когда самка перестает малыша кормить, отчуждает его от себя, не дает ему поглаживаний в виде кормлений, то он умирает. То же самое у человеческого детеныша – если он понимает, что никак ему признания не добиться, кроме как став посмешищем, он идет на это.

Насыщение вниманием после хайпа возможно, когда происходят события, когда он понимает, что это поведение деструктивно. Через хайп такой человек укрепляется.

 Кто такие «хейтеры»?

– Из той же серии – «я хочу, чтобы меня заметили» и «единственный способ, который у меня есть – это негативное действие». На самом деле эти люди хотят такого же интенсивного внимания к себе, но в силу своей травматизации взять и сделать не хватает энергии и сил. А негативные поглаживания для него – это норма. То единственное, что он может – это оскорблять унижать. При этом очень хочет взаимодействовать, но как это сделать не знает.

 Почему наши блогеры так любят ругаться на своих страницах с подписчиками?  

– Все мы ищем отражение в этом мире. И у нас есть какие-то свои ожидания и представления о себе и когда мы не получаем того, чего мы ждем, то выходит наше мощное бунтующее внутреннее дитя, которое реагирует так, как когда ему не купили игрушку – он в ярости бьется на полу.

«Людям легче согласиться с шаманом, чем если это скажет какой-то политик»

 Это незрелость?

– В каком-то смысле, да. Может быть там и есть какая-то зрелая часть, я ведь не знаю всех блогеров. Но конкретно в этом случае получается, что человек наступает на свою внутреннюю эмоциональную ямку, и она говорит «откушу голову вам всем за то, что вы не делаете то, что я хочу, не целуете мне руки и не пишете дифирамбы». Тем не менее бывает, что они отвечают по делу, когда переходят на личности и тогда это может быть способ отстаивания границ. Всегда достаточно тонкая грань. Но важно помнить, что человек всегда пишет и говорит только о себе, больше ни о чем. И это способ получить внимание, энергетический обмен. Споры в блогах – не очень конструктивный диалог, но тем не менее это надо двум сторонам.

– Есть блогеры у которых жажда скандала, конфликта. Каждой бочке затычка.

– Это большой страх остаться без внимания.

 Человек не в ресурсе? Это отклонение от нормы?

– Я подозреваю, что это все-таки нарцистическая травма. Нарциссы – это ведь «великие одиночные спасатели», которые считают что «никто кроме него». И это огромное чувство одиночества в силу травмы отражения. Их отражали не такими, какие они есть: самого ребенка таким, каков он есть, никто не видел – у всех была иллюзия, а он был кардинально другим и ему пришлось стать кем-то другим, и заявить о себе что он такой не было возможности.

 Это проблема?

- Здесь градация. Есть человек, например, который имеет нарцистический характер – это норма. Есть нарцистическая акцентуация – это когда человек сам от этого страдает и все его окружение тоже. Не умирают, но тяжеловато и люди говорят «какой характер сложный». И есть нарцистическое расстройство – когда человек дезадаптирован, не может создать семью, найти работу, много других социальных проблем. Этот третий тип – патология.

 Блогеры всю свою жизнь выкладывают напоказ в социальные сети. Многие делятся очень личными моментами, как роды, дети, рассказывают о своих чувствах, ругаются. Был недавно случай, когда у российского блогера прямо в прямом эфире погиб супруг во время празднования дня рождения. Нормально ли это явление с точки зрения психиатрии?

– Я все-таки подозреваю что не вся жизнь у них на показ. На показ у них только та часть, которая считается приемлемой для этого самого блогера. Я более чем уверена, что другая часть не выставляется. Мы не знаем, что на самом деле там скрывается, ведь мы видим однобокую картинку. Я могу ошибаться, потому что я не знаю много блогеров. Вообще Инстаграму мало лет для того, чтобы по ним можно было провести серьезные статические исследования. Явление не изучено и сказать однозначно о психопатологии сложно.

 Что вы думаете о якутском шамане Александре Габышеве? Как вы расцениваете его поведение, высказывания? И то, что его недавно поместили в диспансер против его воли.

– Точно утверждать не могу, но на мой взгляд, у него все-таки есть какое-то психическое расстройство – «изгнать дьявола из Путина» - это бред. Я работала в диспансере и могу сказать, что врачи-психиатры адекватные люди. Ни с того ни с сего на фоне полного спокойствия хватать человека от безделья точно никто не будет. Я знаю из своей личной практики, что никогда ничего просто так не бывает, у врачей там и так невероятно много работы и такого «кого б схватить» нет.

 Как вы расцениваете его популярность в России?

– Издавна на Руси тема блаженных и юридивых трепетна. Он прямым текстом открыто говорит, что на самом деле чего хотят все, что думает весь народ. То есть это отзывается у людей, вызывает яркие чувства правильности, что давно уже пора это прекратить – именно по политическим решениям. И людям легче согласиться с шаманом, чем если это скажет какой-то политик. Одновременно его никто не воспринимает всерьез, а на Руси ведь всегда было так, что юродивым разрешалось говорить правду и это было безопасно. И это как будто бы дает нам разрешение быть честными.