Республика 7:00 / 8.9.2020 Просмотров: 8871

Не пожар так мерзлота: Вырубка леса в Якутии — не такое простое и полезное дело, как преподносит Ил Дархан

  • Текст: Тимофей ЕФРЕМОВ

YAKUTIA.INFO. «Мы не против вырубки леса в разумных пределах!». «Мы против бесконтрольного распоряжения лесными ресурсами республики!». Такими словами можно подытожить итог состоявшегося в четверг онлайн-Круглого стола на тему «Лесное хозяйство и лесопереработка Якутии с учетом научных аспектов». Его организатором выступили члены Общественной палаты Якутии при участии Министерства промышленности и геологии Якутии, Природоохранной прокуратуры, представителей научных институтов и федеральных структур.

Забегая вперед, руководитель якутского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Саргылана Аммосова указала на то, что не нужно смешивать понятия «лесное хозяйство» и «лесопереработка». Это разные по своему смыслу и содержанию направления деятельности. В первом случае ставятся задачи сохранения и воспроизводства леса, а во втором – сугубо экономические цели и задачи, связанные с его переработкой.  

Обсуждение лесной темы заняло полтора часа и большей частью состояло из докладов участников. Полностью ознакомиться с тем, что прозвучало на Круглом столе, можно по данной ссылке. А мы кратко перескажем основные моменты, прозвучавшие на мероприятии. 

Лесная промышленность Якутии должна удвоить объемы заготовки леса

  Первым выступил министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко. Из сказанного можно выделить следующее: лесная промышленность республики находится в не лучшем состоянии. У действующих предприятий устаревшее и изношенное оборудование. Необходимо его обновить, но на это нужны деньги. Необходимо решать вопросы по организации вывоза и доставки леса. Транспортная сеть у нас не развита. Деньги ждут от государства и инвесторов. Ну, а планов громадье – всё сводится к более глубокой переработке древесины для производства мебели, стройматериалов и сборных домов. Отходы будут направляться на производство топливных брикетов. Сбыт естественно должен быть направлен на внешние рынки. Для этого заключаются соглашения с крупными российскими торговыми площадками. С учетом оптимистичного настроя поставлена задача к 2024 году удвоить объемы заготовки леса с 430 тысяч кубометров до 921 тысячи кубометров.

Министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко

По окончанию доклада народный писатель Якутии Василий Харысхал задал вопрос министру промышленности – знает ли он что-либо о деятельности Георгия Маслобойникова в Иркутской области, уроженцем которой является Максим Терещенко. И почему лесопромышленник с сомнительной репутацией был допущен к торгам. Однако министр Терещенко от прямого ответа уклонился. 

- Разрешение на вырубку дает не Министерство промышленности и геологии Якутии. Поэтому, я думаю, ответ на ваш комментарий в ваш адрес даст Министерство экологии. Проводился конкурс, где мог принять участие любой участник. Есть к нему определенные требования – об этом вам сообщит Министерство [Экологии], - был ответ министра промышленности и геологии Якутии.

Необходимо уделить серьезное внимание мониторингу и охранным мероприятиям

   Руководитель якутского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Саргылана Аммосова отметила, что бороться за сохранение лесов только запретами на вырубку неправильно и недальновидно, поскольку наложение запрета не будет иметь исключений. И в этом случае КМНС и люди, проживающие в сельской местности на охраняемых природных территории, лишатся законного права на квотную вырубку леса для строительства и заготовки дров.

 Руководитель якутского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Саргылана Аммосова

- С моей точки зрения, заслуженного лесовода России, практика, посвятившего всю жизнь лесному хозяйству Якутии, мы должны уделить больше внимания именно состоянию лесного хозяйства республики. А это прежде всего задачи охраны и воспроизводства лесов. Самый главный приоритет, с моей точки зрения – это охрана лесов от пожаров. Ущерб от них колоссальный, он в разы превосходит ущерб от лесозаготовок. И здесь я прошу обратить внимание Общественной палаты республики на необходимость усиления материальной базы наших служб по борьбе с лесными пожарами, - выразила свою точку зрения Саргылана Аммосова.

Профилактика лесных пожаров при этом связана с санитарными вырубками, проводить которые необходимо. Однако Саргылана Аммосова не озвучила предложения о том, как бороться со злоупотреблениями, когда под видом «охранных мероприятий» лесному хозяйству, напротив, наносится вред.   

Также она отметила, что необходимо поднимать уровень зарплаты лесников и уделить внимания проблеме трудоустройства молодых специалистов. Речь идет о выпускниках профильных образовательных учреждений, многие, из которых, обучившись по специальностям, связанным с лесным хозяйством, не могут трудоустроиться в родной республике.

На месте вырубок, где мерзлота ближе к поверхности, леса не восстанавливаются

   Далее последовала очередь ученых. В своих докладах они представили наглядные результаты исследований тех мест, где возникли необратимые процессы, связанные с оттайкой Вечной мерзлоты, оставшейся без зеленой защиты. 

Ведущий научный сотрудник Институт мерзлотоведения Александр Федоров

Ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения Александр Федоров озвучил данные о том, что среднегодовая температура в Якутии увеличилась на три градуса. Процесс связан с проблемой мирового потепления, который чётко прослеживается на территории нашей республики. В этой связи большую тревогу вызывают участки земли, где мерзлота находится ближе к поверхностному слою земли.

Среднегодовая температура в Якутии повысилась на три градуса.

В Институте мерзлотоведения изучили спутниковые снимки участка «Юнгюэле» в Алданском районе, где ООО «Вудленд 24» получило разрешение на вырубку леса.

Анализ снимков показал, что порядка на 30% от площади территории, где запланирована вырубка, находится «неустойчивый слой» мерзлоты – в этих местах вырубку вести категорически нельзя. Ещё 30% территории является «относительно устойчивой» - в этих местах вырубку обычным способом и в обычных масштабах вести нельзя. А если и можно, то в строгом щадящем режиме. И на 40%, где мерзлота является «относительно неустойчивой», можно вести вырубку промышленным способом.

Участок Верхняя Амга в Алданском районе, на котором планируется деятельность ООО «Ангара». Здесь схожая ситуация – на 33% территории рубить лес нельзя. На 35% территории вырубка не желательна. И на оставшихся 30% территории можно вести заготовку леса.

Особенно проблемными местами являются склоны. Если на склонах деревья были уничтожены пожаром или в результате вырубки – почва теряет защиту. В результате выветривания и отсутствия защиты от осадков усиливается оттайка мерзлоты. В дальнейшем происходит обвал грунта - оползни. В таких местах лес уже не восстанавливается от слова «совсем».

И всю эту информацию Александр Федоров подкрепил снимками территорий, где велась вырубка ещё в 80-х года прошлого столетия. 

- Вот территория, где велась вырубка лесов и гари в районе села Оннёс бассейн рек Амга и Алдан. Здесь когда-то был Амгинский леспромхоз. Вот видите лысые участки – это всё места вырубок.

Красным цветом я обвел склоны, где происходят оползни. Весь грунт в этих местах скатывается в реку. Вот посмотрите – участок склона протяженностью около 800 метров, где сошла почва. Здесь лес не может восстановиться из-за мерзлоты. Она не держит почву, и та скатывается оползнями вниз. Помните, оползнями перекрыло дорогу в Амге? Вот последствия.

По этой причине здесь в этой местности на 30% территории лес с 80-х годов до сих пор так и не восстановился. Нет там восстановления совсем. 

На притоке реки Алдан – реке Лаппа – аналогичная ситуация. Там склон шириной около 300 метров там тоже восстановления не наблюдается.

Поэтому нам обязательно нужен лесной регламент для его защиты, поскольку глобальное потепление на нас сказывается сильнее. Если мы не будем учитывать состояние мерзлоты, то можем получить результат как на этом фото – это наши пашни в Центральной Якутии. Лес вырубили, сделали пашни, а сейчас получили бедленд* (плохие бесплодные земли). Мерзлота сама не может говорить – мы должны её чувствовать, - отметил в выступлении Александр Федоров.

Бесплодная земля на месте бывшей пашни. Оттайка мерзлоты не позволяет восстановиться лесу.

Однако в то время, как учёные доказывают чёткую зависимость состояния мерзлоты от состояния лесного покрова, на практике в природоохранном законодательстве и в Лесном кодексе эти факторы не прописаны и не учтены, отметил в своем выступлении заведующий лабораторией Мерзлотного лесоведения Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН Александр Исаев.

- Наши леса – кроме уже прописанных в лесном законодательстве водоохранных, водорегулирующих, почвозащитных функций – у нас выполняет мерзлотозащитную функцию. Лес и мерзлота находятся в таком равновесии, которое обеспечивает у нас как превалирование тайги, так и сохранение верхнего слоя мерзлоты. Особенно выделяются леса на ледовом комплексе, где под лесом не просто мерзлая земля, а чистый лёд. В связи с этим лесопользование должно вестись с учётом этого фактора, что в лесном законодательстве практически не прописано. У нашей республики нет собственной юридической базы, регулирующей лесопользование. Наш Ил Тумэн в этой сфере, к сожалению, ничего не разработал и не предложил.  Но в то же время есть закон о защите многолетней мерзлоты. Я считаю, что нам необходимы республиканские законодательные акты, касающиеся лесопользования, учитывающие особенности природы нашей республики, - подчеркнул Александр Исаев.

Юридические проколы на муниципальном уровне

    Что касается юридической части, то здесь вскрылись несколько досадных моментов, связанных с ненадлежащим оформлением земли в Алданском районе. Выявленные факты озвучил заместитель прокурора Якутской природоохранной прокуратуры Савва Степанов.

- В Алданском районе находятся два участковых лесничества – Учурское и Верхне-Амгинское. В 2015 – 2018 годах Министерством экологии Якутии совместно с филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» на территории данных лесничеств проводились работы по лесоустройству, в ходе которых определялись кварталы по категориям использования леса. Но все эти мероприятия в части целевого назначения категории кварталов – защитных лесов, лесоохраные полосы, запретные полосы вдоль водных объектов не нашли фактического отражения в лесохозяйственном регламенте алданского лесничества, что является нарушением лесного законодательства, - сообщил Савва Степанов.

То есть нерасторопность муниципальных властей чуть не привела к тому, что у лесозаготовителя в лице ООО «Ангара» на одном из предоставленных участков могла быть полная свобода действий. Поскольку ограничительные лесозащитные зоны, почему-то не были включены в важный документ - лесохозяйственный регламент Алданского района. По словам зампрокурора Якутской природоохранной прокуратуры, от министра экологии республики потребовали устранить данное нарушение. Министерство инициировало внесение изменений в лесохозяйственный регламент. На сегодняшний день данный регламент утвержден и находится в свободном доступе для ознакомления на сайте Министерства экологии республики. 

Также возникла проблема с юридическим оформлением земли под одной из особо охраняемых территорий Алданского района. В 2018 году по инициативе муниципальных властей был образован ресурсный резерват местного значения – Буфер Верхне-Амгинский. В ходе проверки, проведенной Якутской природоохранной прокуратурой, выяснилось, что резерват находится на территории федерального лесного фонда. Кроме этого, оказалось, что граница резервата пересекается с лесным участком, предоставленным ООО «Ангара». Но защитить границы резервата местного значения в настоящий момент не представляется возможным, поскольку власти Алданского района по непонятной причине не оформили землю резервата в муниципальную собственность. Она по-прежнему в федеральной собственности и относится к лесному фонду.

- Согласно закона, создавать резерват местного значения можно только на земле, находящейся в муниципальной собственности. Но получается, что резерват фактический существует, но земля под него оформлена ненадлежащим образом. Мы вынесли протест на ряд незаконных муниципальных актов. На сегодняшний день они находятся на рассмотрении, - сообщил участникам Круглого стола зампрокурора Якутской природоохранной прокуратуры.

В заключении можно констатировать – особенность и уникальность природы нашей республики, которая многократно подчеркивается на государственном уровне, в случаях, когда речь идет о деньгах, почему-то начинает забываться и игнорироваться. Глава региона почему-то начинает очень упрощенно и обобщенно относится к вопросам ведения лесного хозяйства и лесозаготовки, вычленяя только те моменты, которые выгодно подают ситуацию.

Так, ранее в ходе прямого эфира на телеканале «Якутия24» глава республики Айсен Николаев высказался по поводу намечающейся вырубки леса в Амгинском районе. По мнению Ил Дархана, вырубка спасет нас от участившихся лесных пожаров.

«Говоря о вырубке, мы не должны впадать в другую крайность. В советское время у нас заготавливалось порядка 5,5 млн куб. м. леса каждый год. Сейчас еле набирается 1 миллион. То есть мы в пять раз сократили вырубку леса. В результате у нас огромное количество перестойного леса, который некому рубить. В конечном итоге он засыхает и становится причиной страшных пожаров. В 95% пожары происходят из-за сухих гроз. Если бы лес вовремя заготавливался, то это пошло бы на пользу природе», – отмечает глава республики.

Действительно, как отметила руководитель якутского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» Саргылана Аммосова, лес от пожаров страдает больше, чем от вырубки. И термин «перестойный лес» звучит в защиту вырубки.

Однако если мы говорим о проблеме масштабных лесных пожаров, охвативших республику, то нужно говорить о способах её решения. Но в выступлении всё той же Саргыланы Аммосовой мы слышим, что государство совершенно не работает в этом направлении. Службы отвечающие за борьбу с огнем в лесных массивах испытывают острую нехватку денег и техники. Опытные лесники на мизерной зарплате. Никто не хочет идти им на смену. В тоже время молодые специалисты обучившиеся по лесохозяйственным специальностям не могут трудоустроиться. 

И на фоне всего этого Ил Дархан видит только одно действенное средство борьбы с лесными пожарами - вырубка леса. 

Ни повышение финансирования и технического обеспечения лесоохранных служб. Ни поднятие престижа профессии лесничего - нет, вырубка наше спасение. Таково мнение Айсена Николаева. 

При этом в выступлении главы Якутии не прозвучало мнение ученых, изучающих Вечную мерзлоту, которые могут четко определить места, где вырубка будет к месту, а где нет.

В то же время, как мы видим из выступлений ученых, прозвучавших в ходе Круглого стола, никто не обязывает лесозаготовителей советоваться с ними при определении мест под пресловутые «санитарные вырубки». В общем, когда речь идет о больших деньгах, власть стремится как можно проще обрисовать ситуацию для того, чтобы было меньше вопросов.

Сказано – вырубка спасает от пожаров – значит можно и надо рубить. А проблемы с мерзлотой пусть решают завтрашние «мы».

***

По итогам Круглого стола члены Общественной палаты Якутии сообщили, что в настоящее время подготовлено открытое обращение на имя Президента России Владимира Путина, Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева и Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова.

Под обращением может подписаться любой неравнодушный житель республики, обратившись в Общественную палату Якутии. 

В открытом обращении членам общественной палаты республики при поддержке научных специалистов сформулировано восемь предложений, призванных сделать работу в сфере лесного хозяйств доступной для общественного контроля. Кроме этого, есть предложения по совершенствованию действующего лесного законодательства.

Перечень предложений:

1. Приостановить реализацию договоров аренды лесных участков в Алданском районе Республики Саха (Якутия) с ООО «Ангара» и ООО «Вудлэнд24», заключенных в 2019 году, до проверки процедуры их заключения на коррупционную и иные составляющие и до разработки Лесохозяйственного Регламента с учетом изменяющейся Вечной мерзлоты в условиях глобального потепления климата.

2. Просим поддержать предложение общественности и ученых об создании в бассейне одной из чистейших рек России Амге природного парка «Река Амма».

3. Внести изменения в Лесной Кодекс РФ систему законов о защите природы, куда включить приоритетом неиспользование леса как хозяйственного объекта, из которого необходимо извлечь прибыль, как сейчас зачастую происходит, а рассматривать как среду обитания человека, которую должны защищать не только общественники и экологи, но и все государственные органы.

4. Рассмотреть вопрос изменения статуса леса не только как федеральной собственности, но и региональной и муниципальной.

5. Все конкурсы о рубке и промышленной разработке лесов проводить только после общественных слушаний и проведения оценки воздействия на окружающую среду.

6. Создать единую систему контроля лесного фонда без разделения на федеральный, региональный и муниципальный уровни.

7. Рассмотреть возможность изменения Лесного Кодекса с участием общественности, ученых, включив в него раздел об охране лесов в зоне распространения вечномерзлых грунтов.

8. Усилить полномочия, увеличить финансирование и штатную численность лесничеств и сотрудников авиационной лесной охраны.