Эмоциональный интеллект: Почему он определяет нашу жизнь
YAKUTIA.INFO. Как часто вы сталкивались с невероятно талантливым и при этом необязательным человеком, который не соблюдает договоренности? Приходилось ли вам бывать на его месте? Вас перебивали неуместными замечаниями или своим вмешательством только усложняли конфликт? Случалось ли, что из-за неозвученных ожиданий ваши отношения становились только хуже и никто не мог определить, в чем причина? Все эти ситуации отражают проблемы с эмоциональным интеллектом: когда непонимание намерений и настроения, эмоционального состояния и мотивации делает простое общение напряженным, негативным или даже грубым.
О том, как устроен эмоциональный интеллект и почему развивать его никогда не поздно, нам расскажет врач-психотерапевт Валентина Алексеева.
– Валентина Владимировна, мы часто слышим истории известных лидеров и бизнесменов о том, как эмоциональный интеллект предопределил их успех. А в чем, по-вашему, секрет этого явления? И что такое эмоциональный интеллект?
– Я считаю, что эмоциональный интеллект – это то, что учит человека знать свои эмоции и не отказываться от них. Есть такая иллюзорная история о том, что человек с развитым эмоциональный интеллектом держит свои эмоции в узде и умеет держать лицо. Многим кажется, что сила именно в том, чтобы не поддаваться и не показывать свои эмоции, что вы должны побеждать их, схватив и держа в кулаке. Но на самом деле в психологии эмоционального интеллекта считается, что это все – предательство себя. Когда вы, испытывая страх, всем своим видом стараетесь показать, что вам не страшно – это каждый раз про отказ от себя настоящего. Эмоциональный интеллект подразумевает, что, то какой ты есть и все твои эмоции, – это и есть твоя сила.
– Как именно знание себя и своих эмоций способствует тому, что люди растут? Те же лидеры.
– У них не уходит много энергии на то, чтобы подавлять что-то свое настоящее. На подавление себя настоящего и в то же своей внутренней злости – мысль «хочу уничтожить всех, но надо держать лицо и никого не уничтожить» – уходит очень много внутренних сил и ресурсов. Или, например, на то, чтобы при сильном страхе пытаться изобразить из себя очень смелого, надавав себе от души внутренних пощечин: «соберись, тряпка». Я так подозреваю что, находясь с собой в контакте и выбирая себя, высвобождая всю настоящую энергию, действительно можно добиваться и достигать чего-то очень большого.
– На что в первую очередь влияет эмоциональный интеллект?
– В первую очередь на отношения. Мы живем в обществе и самое важное – то, чему нас никто не учит ни в садике, ни в школе, по крайней мере наше поколение, правильному выстраиванию отношений. Сейчас появилось много курсов по эмоциональному интеллекту, но это все равно только на стадии развития. Это очень важно – грамотно выстроить отношения с семьей, с родителями, будучи даже взрослым человеком: они просто потом не лезут в твою жизнь. Я знаю много людей, которые все еще говорят «а вот мама сказала», «а вот папа сказал». Человеку сорок лет, а он все еще про маму, папу... Или, например, выстроить отношения с партнером, чтобы у вас были действительно приятные отношения для дальнейшего развития и карьерного роста каждого из вас. Важно выстроить отношения с коллегами, ведь достаточно крупную часть жизни мы проводим на работе и, если у вас плохие отношения с коллегами и человек говорит, что он идет не на работу, а в серпентарий, что это не коллектив, а гадюшник, то это очень тяжело. Какая самая главная задача развития эмоционального интеллекта и психотерапии в целом? Понять «как мне хорошо»? И при этом всем своим близким, знакомым, друзьям, коллегам донести: как со мной надо общаться, а как со мной не надо – это и есть выстраивание отношений.
– Каким образом можно оценить эмоциональный интеллект того или иного человека? При приеме на работу, например.
– Задавать разные вопросы, которые определяют то, знает ли он себя и свои эмоции. Понять, как он понимает, что такое страх – как он чувствует его, к примеру, в теле, потому, что контакт с собой – это в первую очередь контакт со своим телом. И спросить приоритеты – а знает ли он свой стиль в одежде, еду, которая ему нравится. Если человек говорит, что ему не важно, что он ест, то нет у человека эмоционального интеллекта. Потому что эмоционально интеллектуальный человек знает, какая еда ему подходит и какая ему полезна. Питание ведь необходимо для того, чтобы жить.
– Часто ли вы видите незрелых эмоционально людей?
– Сама психотерапия подразумевает работу с людьми которые совершенствуют те или иные навыки, свои качества. Не все взрослые владеют эмоциональным интеллектом и периодически мы впадаем в деструктивные состояния, а они все – детские. Как нас научили разрушать себя, так мы и продолжаем с собой взаимодействовать, будучи взрослыми. Кого-то это не устраивает, и они решают развиваться и расти.
– Почему самые влиятельные и развитые люди продолжают обучаться всему новому, стараются стать более эмоционально здоровыми?
– Я так подозреваю, что нет предела совершенству. Человек всегда стремится к тому, чтобы было еще лучше. Если человек руководитель или директор – представляете какой это уровень амбиций! И чаще всего при достижении чего-либо уровень амбиций повышается еще выше. Конечно, хочется жить лучше и люди продолжают занимаются собой и собственным развитием.
– Если мы хотим развить эмоциональный интеллект у ребенка, нужно начинать с себя?
– Да, конечно, дети – как маленькие обезьянки. Мы можем говорить одно и то же детям хоть пятьсот тысяч раз – делать они будут только то, что делаете вы. И если у ребенка в опыте, что мама и папа знают, как им лучше и они выбирают себя, свое хорошее состояние, выбирают комфортный, приятный теплый климат в семье, – ребенок никогда не пойдет туда, где ему будет как-то дискомфортно. Если он привык к крикам, ссорам, ругани, унижениям, то примерно такая жизнь у него и будет. Для него это будет вариант нормы. Но если он привык к другому взаимодействию, то он будет от этого дискомфорта уходить и искать то, где ему хорошо и безопасно.
– В отличие от многих врожденных талантов — вроде математических способностей или музыкального слуха, — эмоциональный интеллект как навык социальный можно совершенствовать всю жизнь. В рабочем коллективе, паре, в отношениях с родителями, друзьями и детьми мы можем постоянно работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве наших отношений, настроении и образе жизни. Но как это сделать?
– Научно доказанный факт, что взрослый человек не учится, получая информацию. Мы можем перечитать тонны литературы, но действительно чему-то научиться мы можем только через опыт взаимодействия. Есть такая наука андрагогика – она о том, как обучать взрослого человека. В ней говорится о том, что взрослый, к сожалению, учится, только когда видит и понимает, что есть другой способ отношений. Только через опыт. А опыт – это другие новые люди, это другое новое окружение.
– И что нам стоит делать? Я знаю, что вы обучались помощи в развитии эмоционального интеллекта у европейских специалистов в Институте практической психологии. Что нам советуют делать они?
– Нам стоит путешествовать и развиваться. И смотреть на то, как живут другие люди, и получать тем самым новый опыт, ведь человек делает только то, что у него в опыте. И если у нас уже в опыте другой тип взаимодействия, другого типа отношений, то мы можем применять его в жизнь.
– Эмоциональный интеллект нужен чтобы взаимодействовать правильно. И если, например, в очереди в поликлинике возникают какие-либо споры, хамство, обязательно ли нужно хамить в ответ?
– Хамить можно по-разному, но с позиции эмоционального интеллекта позиция всегда начинается с «Я». Люди, которые хамят, все разные и среди них есть и клинически нездоровые люди, которые тебя могут просто не услышать, если вы говорить с позиции взрослого развитого «Я». Есть люди, которым нужно отвечать примерно на их уровне.
– То есть иногда послать далеко – это тоже своего рода эмоциональный интеллект?
– В тот момент, когда вы в конфликтной ситуации, очень важно выбрать себя и подумать: «а как мне в этот момент будет лучше?». Если вас облили грязью, и вы в этот момент тихо промолчали и ушли, выбрали ли вы в этот момент себя? А хорошо ли вам, когда об вас вытерли ноги? Задайте себе эти вопросы.
– Вероятно, если после этого я переживаю, значит, ответ «нет».
– Если вы в контакте со своими эмоциями, на силе этой злости можно как-то себя отстоять. Я не призываю сейчас всем бить лица в очередях в поликлинике, но если нет другой возможности и человек вас не слышит, то придется. А что делать? Это не значит, что вы наглое хамло, когда вы послали кого-то, кто вас последними словами обозвал.
– Как еще можно развивать эмоциональный интеллект в бытовой жизни?
– Каждый раз задавать себе вопросы и оказывать себе внутреннюю поддержку.
– А если возникает конфликт в коллективе на фоне личной неприязни?
– Вы знаете, если человек готов вас слышать, то каждый конфликт можно использовать для улучшения отношений, потому что конфликт – это каждый раз простройка границ и выстраивание отношений. Это возможность узнать человека – как с ним можно, а как с ним нельзя. И конфликтует человек не потому, что «он сволочь», а потому что хочет донести, что ты мне делаешь что-то не так. В эмоциональном интеллекте, конечно, было бы грамотно, если человек сказал прямо и ясно: «Когда ты не отправляешь вовремя отчет и уходишь в отпуск, а я потом за тебя этот отчет делаю, хотя это не входит в мои функциональные обязанности, мне это не нравится, меня это раздражает». Если человек здоровый, то он вас услышит, он поймет, что с вами так нельзя, но если он неадекватный, то придется разговаривать как-то иначе, по-другому, возможно, более грубо. Но если человек здоровый, то, конечно, он вас услышит и скажет: «Ну ладно, был не прав, ок». Так и работает эмоциональный интеллект.