«Инновационный подход»: Директор театра оперы и балета не платит за проделанную работу
YAKUTIA.INFO. После более полугода, с тех пор как новый руководитель Государственного театра оперы и балета отказался выполнять свои контрактные обязательства перед «Якутия.Инфо», редакция издания считает нужным написать об этом публично. Данной публикацией мы никоим образом не намереваемся бросать тень на глубоко уважаемое в республике и лично нами культурное учреждение. Но, как было указано в официальном письме редакции на имя директора театра, в случае неисполнения договорных обязательств с его стороны этой ситуации будет придана публичная огласка.
Потеря договора и формальный повод не платить
Дело заключается в том, что новый директор ГТОиБ Сергей Юнганс отказался заплатить за проделанную «Якутия.Инфо» работу. При этом договор между театром и редакцией был подписан не им, а его предшественницей на этом посту – ио директора Васильевой Маргаритой Владимировной. Стоит также принять во внимание, что документ уже был заключен на четвертый сезон подряд. К сожалению, обе копии, которые были оставлены на подпись в юридическом отделе театра, впоследствии были утеряны. А юрист, которой был подписан договор, позже уволилась из театра. На формальное отсутствие договора и стал ссылаться Юнганс. Но к тому моменту работа уже шла четыре месяца (октябрь-январь) и было выпущено большое число материалов.
Очевидно, что ничего страшного и драматичного утеря договора собой не представляет. Подобные ситуации уже имели место с другими организациями. Ведь договор по сути – это главным образом документ о взаимном доверии. И поэтому, вне зависимости от его физического существования, работа идет своим ходом, а физически он восстанавливается очень быстро. Задержки с выплатами тоже бывают. Но опять-таки доверие и опыт сотрудничества всегда берут верх, и работа продолжается.
Однако, очевидно, Юнганс таких взаимоотношений не понимает. Для него отсутствие бумажки – это формальный повод с торжественностью объявлять о том, что никаких партнерских отношений нет. Зачем – совершенно не ясно. Но ясно, что директор одного из авторитетных театров республики как руководитель - недоговороспособный.
«Инновационный подход» и что из этого вышло
Ситуация с новым руководителем ГТОиБ на сегодня является в какой-то мере следствием «инновационного подхода», который год назад провозгласило руководство республики.
Новый директор стал продуктом так называемого «инновационного подхода» в подборе кадров, который инициировал бывший председатель правительства Якутии Владимир Солодов. Открытый конкурс на занятие вакантной должности директора ГТОиБ не вызвал в свое время шквала заявок от желающих, но кое-кто поучаствовать в нем решился. В том числе и Сергей Юнганс, который на тот момент работал режиссером в Екатеринбурге. Это несмотря на то, что опыта руководящей работы у него не было, и к опере и балету он никакого отношения также не имел. Тем не менее, он доходит до финала, где уже личное собеседование с Солодовым делает его директором ГТОиБ.
Стоит отметить, что до финала дошел и директор колледжа культуры Захар Никитин, который хоть и не занимался оперой и балетом, но имел довольно приличный управленческий опыт и к тому же он режиссер. Но это дело вкуса бывшего премьера. К тому же возможно, что Солодов рассудил, что для Якутии, будет интересен и полезен новый человек, такой же новый, как и он сам. Впрочем, в статусе нового руководителя Солодов в республике пробыл недолго, а теперь своей новизной и инновациями он уже удивляет жителей Камчатки. То есть за последствия своих экспериментов в Якутии подающий надежды молодой политик уже не отвечает.
Письмо главе Якутии и отсутствие реакции
Так что же делает Юнганс на новом посту? Во-первых, в широком смысле этого слова он занимается маркетингом. То есть активизируется аккаунт театра в социальной сети инстаграмм, придумываются красивые афиши (действительно красивые), производится ребрендинг. Расшифровывая последнее слово, стоит сказать, что привычный логотип театра – «ГТОИБ» превращается в витиеватые линии, среди которых можно различить – «Саха Опера Балет». Но это разберет только тот, кто знает, о чем идет речь. А те, кто не знает, то те вполне могут прочесть сей логотип как - САХАТ СОПЕРАТ СОБАЛЕТ. И понять из надписи, что наверно это так, пишется на якутском языке.
Стоит отметить, что в театр был приглашен художник по свету и закуплено новое осветительное оборудование – дело, несомненно нужное. Но вот до новых постановок дело пока не дошло. Первый и пока единственный амбициозный проект Юнганса в качестве руководителя театра – эксцентрический балет «12 стульев». Однако по причине пандемии коронавируса он так и не был показан публике. Поэтому оценить, именно творческую составляющую его директорской работы, пока никакой возможности нет (за исключением небольших концертов-сценок под названием «Прелюдия к открытию»).
Вместе с тем, несмотря на отсутствие этой составляющей, Сергей Юнганс был назначен еще и художественным руководителем театра. Эта практика вполне себе обычная, но вот в данном случае, если руководитель не имеет опыта работы в опере и балете, то возможно, что и решение с подобным назначением было поспешным. На этот счет, кстати, высказался в свое время в открытом письме на Sakhalife и главный дирижер ГТОиБ (простите СОБа), а теперь уже бывший главный дирижер – Евгений Шейко, который в открытом письме на имя главы Якутии Айсена Николаева просил такого назначения не делать.
Шейко мотивирует это как раз отсутствием должного профессионального опыта и возможным превращением ГТОиБ (СОБа) в музыкальный театр, что понижает его статус. Но Айсен Сергеевич дирижера не послушал – в театр он не большой ходок, разве что на на отчеты и правительственные мероприятия, поэтому от этой «художественности» очевидно далек. Так Юнганс благополучно стал еще и худруком. С чем и поздравляем всех любителей оперы и балета в Якутии. И следим за развитием ситуации с искренним оптимизмом.
P.S. Между тем, как в том же открытом письме заявил Евгений Шейко, в театре начата процедура сокращения штата сотрудников. Уведомление об увольнении вручено опытным и нужным профессионалам, внесшим большой вклад в развитие культуры, – главному балетмейстеру Марии Сайдыкуловой, главному режиссеру Прокопию Неустроеву и ряду других сотрудников.
Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. О сложившейся ситуации мы сообщили зампреду правительства Ольге Балабкиной, которая наряду с Солодовым проводила конкурс на должность директора Театра оперы и балета. Однако в Правительстве Якутии до состояния театра, который сейчас расхлебывает «инновационные» эксперименты бывшего премьера Якутии, судя по всему, дела нет. Горе-эксперименты властей, как всегда, ни к чему хорошему не привели. Впрочем, чему тут удивляться в свете других странных кадровых решений Ил Дархана?