Жизнь 11:59 / 30.11.2020 Просмотров: 3789

«Наша задача – взращивать стабильность внутри себя»: Психотерапевт Валентина Алексеева о том, как поступать со стрессами

  • Текст: Диана СИВЦЕВА

YAKUTIA.INFO. Легкий стресс активирует функции иммунной системы, но при сильных стрессорных воздействиях происходит подавление ее функций, что делает нас уязвимыми к различным заболеваниям. Почему это происходит? И все ли болезни от нервов? На эти и другие вопросы нам ответила врач-психиатр, психотерапевт Валентина Алексеева.

Валентина Владимировна, скажите, пожалуйста, что такое стресс и как он влияет на наш организм?

– Стресс – это острое воздействие внешнего мира. Принято считать, что стресс – это что-то негативное, но оно может быть разным и иногда что-то очень радостное тоже может восприниматься, как стресс. Это воздействие по интенсивности более активное и выраженное, чем с которым обычно сталкивается человек, поэтому для нервной системы это бывает шок или вызывает мощное напряжение. А влияет на организм он чаще всего выбросом гормонов, таких как адреналин и кортизол. И скорей всего сужением сосудов, повышением артериального давления, учащением сердцебиения и последующим повышением физической активности – в норме она должна повышаться, чтобы мы могли расходовать энергию. Это физиологический механизм.

Есть три типа реагирования на стресс: замирание, бегство и борьба. Это реакции нашего рептилийного мозга и первая реакция, которая происходит – это замирание. И именно в этот момент вырабатывается огромное количество гормонов стресса, то есть мышцы, сердце наливаются кровью. Замирание нужно для того, чтобы все это было израсходовано во второй части – в бегстве. Эти реакции остались такие, какими были сто миллионов лет назад: «Увидел опасность – замри, напрягись, попытайся спрятаться, потом беги и пытайся спастись, если приперло, то деваться некуда – дерись». И вроде бы столько лет эволюции, но реагируем на стресс мы, как древний человек. Но если древний человек имел возможность выплеснуть все в реальной жизни – то есть его мышцы реально работали, то у нас, к сожалению, они работают очень мало.

Поэтому эти гормоны остаются в организме, приводят к нарушениям метаболизма и человек заболевает?

– Может и не заболеть, по-разному бывает. Есть часть людей, которые могут заболеть, прийти к психотерапевту с паническими атаками вследствие того, что они не расходуют вторую и третью часть механизма реагирования – бегство и борьбу. То есть они остаются в замирании непродуктивными и приходят к психотерапевтам с такими проблемами, как гипертоническая болезнь, неспецифический язвенный колит, нейродермит, панические атаки. Все эти люди – те, у кого был стресс, и те, кто не смог по тем или иным причинам реализовать его в мир и он остался внутри.

То есть если в норме с нами что-то происходит серьезное и негативное, нам надо дать обратную связь миру, отреагировать. Допустим, на вас кто-нибудь накричал на улице, дайте ему обратную связь, тогда у вас все будет гармонично. А если вы обратную связь не даете, промолчите, то, к сожалению, можете страдать психосоматическими заболеваниями. Или, например, начальник с вами ведет себя некорректно, а вы все «хаваете», то добро пожаловать к нам.

Насколько серьезными окажутся стресс и его последствия для здоровья человека — зависит как от мощности и длительности стресса, так и от психологических и генетических особенностей человека. Почему не все люди, пережившие стресс сопоставимого уровня, страдают от него одинаково?

– Потому что мы все разные. Физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности, которые отнес к темпераментам, то есть к врожденной биологической части: сильный-уравновешенный-подвижный, сильный-неуравновешенный-подвижный, сильный-малоподвижный-уравновешенный и слабый-неуравновешенный-малоподвижный. Соответственно, стресс все эти люди будут переносить по-своему. Он говорит о стабилизации возбуждения и торможения в коре головного мозга, ведь кора реагирует на что-то возбуждением, на что-то торможением и активность сменяется пассивностью. И темпераменты эти свойственны и животным. Моя собака, к примеру – яростный сангвиник: дружит со всеми, но ни с кем близко. Я называю её гражданин Якутска, у нее отличный функционал. Внешнее проявление очень качественное.

Стрессы большой силы или длительный хронический стресс могут способствовать развитию и прогрессированию как телесных, так и психических заболеваний, ведь стресс обычно способствует «выходу из строя» наиболее ослабленных систем организма. Как стать устойчивым, к примеру, если изначально ты эмоциональный и впечатлительный человек?

– То, что ты эмоциональный и впечатлительный, – это не значит, что ты слабый. Здесь все зависит от типа высшей нервной деятельности и её мы изменить не можем – это биологическая часть. Мы же не залезем в кору больших полушарий и не надаем ей там пощечин: «что ты, сволочь такая, в торможение все время впадаешь!». Так не получится, поэтому нам надо работать с собственными сценарными решениями. Очень часто мы принимаем сценарные решения из негативных приказаний родителей, и если человек это приказание принял, то будет реализовывать его, как план. Но, кстати, не все эти приказания принимают. Если человек принял решение не быть здоровым, то он будет реализовывать этот план и все у него получится, вне зависимости от того, какие стрессы на его долю будут выпадать. То есть здесь все еще гораздо глубже, чем просто стресс.

Ни один человек в мире не живет без стрессов, весь мир – это же хаос, бурная горная река, она же тебе в любой момент может дать по голове, так ведь? И несмотря на это, человек может жить с этим стрессом и пытаться что-то делать для себя. Но если у него есть негативные сценарные решения из родительских установок, то он будет их реализовывать, но тогда стресс будет являться просто пусковым механизмом и не более чем.

Эти сценарные установки можно менять?

– Нужно! А зачем они нужны? Они разрушили не одну жизнь и с ними надо работать и их надо обязательно менять. Смотрите, мы принимаем эти установки из любви и преданности к своим родителям. А родители нам их дают, не потому что они плохие, им тоже эти установки в свое время передали, как вариант нормы и они нам их теперь транслируют. У нас в семье есть установка «не будь ярким, заметным» и дедушка мне рассказывал, что раньше, оказывается, воровали очень ярких активных детей, поэтому и появился такой страх. Вот и получилось, что когда рождается красивый деятельный ребенок, его надо очень сильно «загнобить», чтобы он не делал успехов. Тогда он точно будет в безопасности, ведь тогда его точно никто не украдет и не будет пытаться сглазить – он будет никому не нужен и будет жив. Только ради этого говорятся эти послания – чтобы защитить.

Гипертония, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь — вот далеко не полный список заболеваний, развитие которых способен ускорить сильный или длительный стресс. Не стоит забывать и о серьезных психических проблемах - таких как тревожные, невротические или депрессивные расстройства, которые также значительно снижают качество жизни человека. Получается, что практически все болезни, кроме венерических, от нервов?

– Вот тут не надо впадать в крайности. Можно, конечно, объяснять все психосоматикой, и даже венерические болезни, но я считаю, что психосоматическое и соматоформное расстройство – это диагнозы-исключения. Они ставится в том случае, когда у человека ничего другого не нашли. Допустим, человек прошел МРТ, КТ, его проверили с ног до головы и ничего такого критического у него нет, а он продолжает плохо себя чувствовать. Тогда да, это «наш» диагноз, но только тогда, когда исключили все остальное. Гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, неспецифический язвенный колит, нейродермит и сахарный диабет второго типа – эти болезни точно имеют стрессовую природу, то есть пусковым фактором послужил там именно стресс. А были ли там сценарные послания, нужно разбираться, у всех они индивидуальны.

А ангина или отит?

– Не всегда имеют психосоматическую природу, возможно, просто бактерия попала. Так тоже может быть.

Каково влияние эмоций и настроения на организм человека?

– Когда у нас хорошее настроение длительное время и мы эмоционально стабильны – это большое благо для нашего организма: нервной системы прежде всего, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и моче-половой тоже. Вот если вспомнить, как мы жили в Советском Союзе — я немножко помню, там было ощущение стабильности. А когда у человека есть ощущение стабильности, жить в разы легче, чем когда его нет. Это же безопасность – основное, что нужно человеку. И примерно так же с настроением. Но внешний мир нам не может гарантировать сейчас стабильность, мы живем в России – нам стабильность не светит. Поэтому наша задача — взращивать его внутри самим себе.

Что важно для того, чтобы стать эмоционально устойчивее?

– Карл Густав Юнг говорил о характере, что это смесь устойчивых неврозов. Это то место, где человек не гибкий и где он не может быть в контакте с реальностью, которая крайне переменчива. Реальность хаотична и, если мы в нашем характере застреваем, то появляются проблемы. Ну, допустим, есть у человека убеждение с детства, что женщинам нельзя доверять, то он может быть негибок в этом моменте, что негативно влияет на его характер. Но ведь женщины-то разные — есть и те, кому можно доверять. Это могло быть негативным приказанием из детства от авторитетного дедушки – «ты этих баб берегись» и ребенок «проглотил» это на веру. А тем не менее убеждение такое есть и часто они играют с нами злую шутку.

И чтобы стать эмоционально стабильным, нам надо стать более гибким, более открытым и избавиться от неврозов, которые мешают нам жить. Невроз – это когда человек впадает в позицию – «я знаю мир». Когда эта позиция «я знаю мир» входит в позицию «я познаю мир», тогда человек в контакте с реальностью и понимает подтекст того, что происходит, и только тогда мы можем говорить о здоровье. А как этого можно добиваться, это нужно смотреть, - что же все-таки ограничивает вас от гибкости и открытости.