Пока красный петух не клюнет: О грядущей катастрофе эксперт предупреждал в прошлом году – и не был услышан
YAKUTIA.INFO. Ситуация с пожарами в Якутии осложняется. Стихия стихией, но эффективность действий властей в первую очередь зависит от своевременных профилактических мер. Иначе говоря, хороший хозяин и эффективный управленец готовит сани летом, телегу зимой, а к природной стихии готовится как минимум за год. Итак, что мы имеем на сегодня?
* Сгорело свыше восьми миллионов гектаров леса.
* Крайне сложная ситуация наблюдается сразу в нескольких районах – Намском, Томпонском, Таттинском, Горном, Верхневилюйском, Усть-Алданском и Мирнинском.
* Более 30 семей села Бэс-Кюель в Горном улусе лишились жилья.
* Погиб 44-летний тракторист при тушении пожара в Чурапчинском улусе.
* Погибло много скота.
* Актер Леонардо Ди Каприо что-то там написал про пожары и даже обещал помочь (?), несмотря на нашу суверенность согласно новой Конституции.
* Супруга главы Якутии Людмила Николаева вступила в штаб добровольцев, чтобы в том числе «обзванивать» недропользователей на предмет помощи.
* Глава Якутии Айсен Николаев наконец-то осмелился попросить закупку техники для республики – тракторы на сумму 150 млн рублей. Вроде одобрили.
* В Якутию прилетел целый министр ЧС Евгений Зиничев, чтобы руководить тушением пожаров.
* Глава государства Владимир Путин намекнул (или уже решил?) об увеличении финансирования регионов в деле борьбы и профилактики пожаров.
В общем, ситуация критическая и продолжает только усугубляться. Собственно, к чему мы все это? Недавно нас упрекнула одна коллега – мол, вы поднимаете шум только когда все уже полыхает. Дескать, а где вы были раньше, почему молчали? В ответ мы ей напомнили, что вообще-то мы говорили это еще не весной, а в прошлом году, в октябре-месяце. Вот отрывок из прошлогоднего интервью «Якутия.Инфо» с главой Авиалесоохраны Якутии Владимиром Леоновым (ссылка).
«ЯИ»: – Какие есть прогнозы на следующий сезон? Какие выводы мы можем сделать на следующий пожароопасный сезон? Может, следующий сезон будет еще более засушливым.
В.Л.: – Мы не знаем, будет ли в следующем году снижение горимости или она будет и дальше расти. Но пока что мы видим увеличение горимости. Причем она увеличивается не столько в охраняемой, сколько в неохраняемой территории, где тушить в разы сложнее.
Прогнозы будем делать попозже, ближе к весне, но в целом они, как правило, подтверждаются. Но любой прогноз может полностью изменить человеческий фактор. Вроде прогнозировали, что осенью не будет горимости, однако в связи с человеческим фактором весь прогноз был нарушен. Но однозначно будет усложнение ситуации. Увеличивается зона охраны – значит, будет больше пожаров, которые мы будем обязаны тушить. Но если численность и финансирование при этом не увеличатся, то это будет проблема. Думаю, следующий год будет горимым, потому что осень нынче затяжная, а снега долга не было. При этом лето было сухим и недождливым – значит, почва просохла насквозь. Естественно, весной будет засуха, а выпавший снег едва ли напитает почву влагой. То есть мы можем получить проблемы уже начиная с весны.
В общем, главный по пожарам в Якутии бил тревогу еще в октябре 2020 года. Его никто не услышал, а в этом году на него же посыпались все шишки.
Между тем мы уже перечисляли то, в каком положении Якутия встретила пожароопасный сезон 2021 года. Итак, вспомним еще раз хотя бы несколько самых вопиющих моментов.
1. Мы несвоевременно получили заявленные 1,3 миллиарда рублей на Авиалесоохрану. Хоть нам и говорят о «беспрецедентной федеральной поддержке», на начало сезона поступило всего 96 миллионов. Это очень важный момент, поскольку самое главное – вовремя подготовиться к противопожарным мероприятиям. Для этого опять же нужно своевременно и системно работать с федеральным центром.
2. Районы оказались не готовы к пожарам. По тем же минерализованным полосам, - тоже недоработка властей. Но у районов своим уважительные причина тоже есть. Помните, весной этого года чуть не разгорелся бунт муниципалов? Они заявили, что на них навесили кучу полномочий, а средствами не обеспечили. Вот что пишет наша коллега Саша Александрова: «Наш Минфин в этом году зажал 9 млн муниципалитетам, естественно, они в отсутствие средств не могут закупиться средствами пожаротушения, арендовать технику и совершать другие оперативные действия, когда пожары добираются до муниципальных территорий».
3. Катастрофическая нехватка профессиональных огнеборцев. Численный состав «Авиалесоохраны» нужно увеличивать в разы. Существующая численность — 300 человек плюс наземная служба — не достаточна для своевременного тушения возгораний, поскольку рассчитана только на малую горимость. При высокой горимости, которая сейчас наблюдается на территории республики, численность парашютно-десантных войск должна быть не менее 900 человек на охраняемой территории. Причем в советское время в Якутии в службе авилесоохраны числилось порядка двух тысяч бойцов. Использовалось гораздо больше авиатехники.
4. Не менее катастрофическая нехватка лесничих. Возьмем северные территории – там на несколько районов один лесничий. В то время как один северный район по размерам – как хорошее европейское государство.
5. В интервью нам глава Авиалесоохраны неоднократно говорил, что на нас необоснованно навесили тушение всех территорий – как охраняемых, так и контролируемых. Мы уже писали, что республика получает средства только на охраняемые территории. Если горит, к примеру, Центральная Якутия – деньги худо-бедно поступят. Но если горит Север – тушим за счет средств от Центральной Якутии. При этом расчет идет по минималке – 6 рублей за горящий гектар. Для сравнения: если горит тот же гектар в Центральной России – там будет 28 рублей.
***
В общем, все складывается согласно нашей российской традиции – как говорится, пока гром не грянет. Тем не менее, после того, как ситуация накалилась до предела, народные депутаты наконец-то начали говорить о нехватке средств – о тех же шести рублях за гектар.