Республика 15:27 / 17.11.2021 Просмотров: 10158

Никита Греци: На удивление, мои лошади сейчас весят больше, чем в начале путешествия

  • Текст: Тимофей ЕФРЕМОВ

YAKUTIA.INFO. Первый этап международного имиджевого проекта по популяризации якутской лошади «Последнее Великое Путешествие», организованный молодым конным путешественником из Англии Никитой Греци, успешно завершен. 

Напомним, международный проект конного путешествия по маршруту от Тихого океана до Атлантического, о котором ранее мы неоднократно писали, официально стартовал в начале октября из Магаданского края. Одной из его целей является международное продвижение бренда якутской лошади, а также содействие узнаваемости Якутии и знакомство с её культурой на всероссийском и международном уровне. Активное содействие в организации данного путешествия оказывает якутский предприниматель и опытный конный путешественник Егор Макаров

Впечатлениями и итогами поездки из Магадана до Оймяконского района Никита поделился с журналистами якутских изданий.

— Никита, какое общее расстояние пройдено тобой со старта в Магадане и где на данное время завершился первый этап большого путешествия?

— Я и мои лошади, за месяц прошли более тысячи километров. В день мы проходили до 70 километров пути. На данный момент наш маршрут завершился в поселке Томтор (Оймяконский район). Остановка на данном этапе связана с тем, что подошел срок для ежегодных прививок от сибирской язвы моим лошадям. Кроме этого, у меня заканчивается срок действия Российской визы, по которой, к сожалению, находиться на территории России, непрерывно я могу всего три месяца. Для получения новой визы мне нужно будет выехать в Англию. Так что пока я буду в отъезде, лошади будут ждать меня в Томторе. Это все по плану, так как у них будет 30 дней карантин после прививок.

— Когда ты намерен вернутся в Якутию и приступить ко второму этапу своего путешествия?

— Нужно учитывать, что сейчас везде действуют антиковидные ограничения. В Англии после приезда я буду пару недель на карантине. Потом везде начнутся новогодние праздники. Я считаю, что в этот период лучше не отправляться в путь. Поэтому, я планирую вернуться в Якутию в Январе. Надеюсь, никаких вспышек короновируса к этому времени ни в Англии, ни в России не будет.

— Куда вы намерены направиться из Томтора и где намечено окончание второго этапа?

— Из Томтора мы намерены двинуться в Иркутскую область и дальше в сторону Бурятии, но где конкретно мы завершим второй этап, я пока сказать не могу. Тут всё зависит от различных обстоятельств. В любом случае моё путешествие задумано не на скорость прохождения маршрута. У нас другие цели. Мы ни с кем не соревнуемся, одна и наших задач – пройти маршрут, по пути знакомить всех с якутской лошадью, рассказывать людям о Якутии и в целом распространить знание о республике. Будем рассказывать о народе Саха и о его культуре, которая, в том числе, связана с неприхотливой якутской лошадью. Цель – пробуждение интереса у россиян и жителей других стран к Якутии и якутской лошади.

— Каковы успехи в пробуждении интереса к Якутии и к якутской лошади по пути из Магадана?

— Там все были в восторге. Многие, кто нам встречался по пути, действительно впервые увидели вживую якутскую лошадь. Все удивлялись, как они, будучи такими маленькими, могут быть такими выносливыми. Были люди, которые хотели купить у меня лошадей, интересовались, где их можно приобрести. А если говорить в мировом масштабе, то моим путешествием уже заинтересовались крупные российские и международные СМИ. У нас должна была состояться встреча с журналистами ABC в Оймяконе. Мы прождали там пять дней, но из-за плохой погоды они не смогли добраться до Томтора и, увы, были вынуждены уехать. Но на меня через соцсети выходит множество людей и СМИ. Наше путешествие отслеживают ТАСС, Russia Today, National Geographic. С нами хочет сотрудничать телеканал «МИР». Так что международный интерес к проекту есть и немалый.

— Расскажи о лошадях – какие они, как ты с ними сработался?

— Я путешествую с лошадями Аартык (Перевал) и Yрүҥ (Белый). Поначалу планировалось, что я поеду на других лошадях, но из-за переноса старта пришлось подыскивать других. Так мы приобрели Аартыка и Yрүҥа. Первые два дня мне было с ними тяжело. У нас проходило знакомство, но в итоге за месяц мы сработались. Это очень умные лошади. У каждой свой характер – его очень важно понять, чтобы наладить с лошадью общение. К тому же они разного возраста – Аартык старший, Yрүҥ моложе.

— Если у них разный возраст, значит и уровень опыта разный – это как-то проявляется?

— Конечно, Аартык воспринимает Yрүҥа как младшего брата, по-своему заботится о нем. Как-то мы остановились для отдыха в одном поселке и стали их кормить. Я отвел Yрүҥа в сторону и спрятал за оградой. Аартык стал есть, но потом стал оглядываться и искать Yрүҥа. Он не мог его увидеть и стал беспокоиться – стал звать его (ржать). А Yрүҥ хотя и слышал его, но ел и молчал. Видимо, понял, что это розыгрыш и тоже подыграл. А так, в пути сложные участки я всегда поначалу старался проезжать на Аартыке, потому что он к машинам относился спокойней. Ведет себя рядом с ними более спокойно. Но тут и водители себя вести нормально должны. Увы, мы часто сталкивались с хамским поведением дальнобойщиков и таксистов.

— В чём оно проявлялось?

— На узких дорогах и на мостах многие из них, видя нас, не сбавляли скорость. Хотя, как правило, опытные водители понимают, что лошади могут испугаться больших машин, которые на скорости проезжают вблизи. Лошадь может запаниковать и сбросить наездника. Или кинуться с дороги в сторону, а ведь на узких участках мы шли у края обрыва или у края моста. И, только благодаря выдержке и везению, с нами в таких вот ситуациях не произошли несчастные случаи. Причем водители легковых машин, наоборот, проезжая мимо нас, всегда сбавляли скорость. И даже останавливались и спрашивали, не нужно ли нам чем-то помочь.

— Как в таких ситуациях ты успокаивал лошадей?

— Тут всё зависит от того, как ты выстроил отношения с лошадью. Ведь якутская лошадь, в отличие от хозяйственных и одомашненных, мало в чём зависит от человека. Домашняя лошадь без человека – ничто. В еде и воде зимой она полностью зависит от человека. Якутская лошадь если уйдет от тебя – она сама себе корм найдет. Поэтому надо сделать так, чтобы лошадь почувствовала силу твоего характера, только тогда она будет тебе доверять. И в сложных и опасных ситуациях она будет смотреть, как ты себя ведешь. Если ты себя контролируешь и выглядишь спокойным, то она тоже будет успокаиваться. Они в таких ситуациях похожи поведением на детей. Если ребенку страшно и рядом спокойный и уверенный родитель, то ребенок перестает бояться.

— Как проходило общение с людьми, которых вы встречали по пути?

— Очень хорошо. Все дружелюбные и отзывчивые. Всегда были готовы подсказать нам дорогу. Но тут выяснился интересный момент. Возникли различия в том, как оценивают расстояния люди, привыкшие ездить на машинах, и как воспринимаем расстояние мы – конные путники. К примеру, люди говорят: «Вот тут по этой дороге пойдете, там часа через три будет деревня. Там есть магазин – это недалеко». А для меня как конника эти несколько часов, занимали несколько дней пути.

— По пути с лошадьми были какие-либо происшествия, пытались ли они убежать?

— Нет, кроме случаев с дальнобойщиками, ничего такого не было. Разве что, бывало, в поисках корма уходили далеко. Мы их на ночь стреноживали, чтоб они совсем далеко не ушли. Но даже в таком виде они иногда от места стоянки на 11 километров уходили в поисках вкусной травы. И вот утром встаешь, идешь искать их 11 километров в одну сторону. Потом с ними столько же обратно – это уже 22 километра. А ведь ещё в путь надо отправляться.

— А забавные случаи были?

— Было всякое, но что-то отдельное сейчас не вспомню. Хотя, к примеру, я выяснил, что Yрүҥ боится щекотки. Когда седло снял, проверял места, которые под ремнями – не натерло ли там. Подбрюшье потрогал, а он стал кусаться. Думал, ему больно в этом месте. А оказалось, что ему просто щекотно было. Потом, когда он нервничал и брыкался, я его щекотал и он успокаивался.

— В каком состоянии лошади завершили первый этап вашего большого пути?

— На удивление сейчас они весят больше, чем весили в начале нашего путешествия. Я всегда следил за тем, чтобы им в дороге хватало корма, где-то 600 кг везли с собой до Кадыкчана, потом перевел лошадей на подножный корм. Когда в Мяунджу приехали, больше ста килограмм сена осталось.

Ещё до начала путешествия я думал над тем, подковывать мне лошадей или нет. С одной стороны, подковы защищают копыта. Но если вдруг лошадь, к примеру, на камнях сорвется, подкова может оторваться и повредить ей ногу. Тогда мы не сможем продолжить путь. Поэтому я решил лошадей не подковывать. Было слишком много рисков связана с подковами над котором у меня не было контроля. Но зато каждый день проверял у них копыта – не стерлись ли они, нет ли повреждений. Состояние лошадей для меня важно. Они равные участники нашего путешествия их благополучие равно с моим. Это не только наше путешествие, это продвижение бренда – якутская лошадь. Они должны завершить этот путь целыми и невредимыми вместе с нами.

***

В путешествии Никиту Греци сопровождали – предприниматель Егор Макаров, оператор Юрий Бережнев, коневод Степан Слепцов, студент Юрий Корякин.

Никита от имени организаторов и участников международного проекта «Последнее Великое Путешествие», благодарит всех, кто оказывал поддержку и содействие группе во время их конного путешествия.  

Напомним, о своём намерении проехать на якутских лошадях по маршруту от Тихого океана до Атлантического молодой конный путешественник из Англии Никита Греци заявил еще в 2019 году. Содействие в этом ему оказал якутский предприниматель и путешественник Егор Макаров, а саму задумку поддержало Международное сообщество (гильдия) ездоков на лошадях «The Long Riders' Guild».

На конное путешествие на якутских лошадях «От океана до океана» Никиту Греци вдохновила история русского казака Дмитрия Пешкова, который 1870 году на одной якутской лошади проехал с Благовещенска до Санкт Петербурга за 200 дней, преодолев 9 тысяч километров. Этот рекорд до сих не покорен, лошадь была подарена Николаю II. После смерти она была похоронена в Царском селе.

Поездка должна была начаться в феврале 2021 года, однако пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы. Из-за британского штамма старт из Магадана был перенесен на осень 2021 года.