Жизнь 16:54 / 16.2.2022 Просмотров: 28200

Психиатр Вячеслав Бескоров о попытках «косить под дурачка»: Признание в невменяемости не влечёт ничего хорошего

  • Текст: Yakutia.Info

YAKUTIA.INFO. Блогер Сусанна Рожина в связи с уголовным делом будет проходить судебно-психиатрическую экспертизу – такую версию на основании сведений из соцсетей предположила газета «Якутск вечерний». В комментарии «ЯВ» адвокат Рожиной Дмитрий Логинов данную информацию категорически опроверг. Тем не менее пользователи соцсетей активно обсуждают вопрос того, является ли медиа-персона психически здоровой и можно ли пойти по пути признания невменяемости для ее защиты в суде.

За комментарием по данной ситуации мы обратились к заведующему Туботделением Якутского республиканского психоневрологического диспансера Вячеславу Боескорову.

— Вячеслав Гаврилович, появилась версия, что Рожина может быть признана невменяемой.

— Начнём с того, что судебно-психиатрической экспертизе подвергают далеко не всех преступников. Для этого нужны веские основания. Во-первых, судебно-психиатрическую экспертизу проводят при совершении преступления в обстоятельствах очень высокой жестокости, когда ее степень превосходит все мыслимые размеры. Во-вторых, когда имеет место нелепость, необъяснимость поступков с точки зрения обыденной жизни.

— В данном случае есть признаки того или другого?

— Я знаком с материалами дела только из публикаций в СМИ, но не увидел там ничего нелепого и необычного.

— Но есть обывательское мнение – мол, 100 миллионов просить – это же нелепо!

— Это было бы нелепой ситуацией, если бы требовали 100 миллионов от бомжа, который побирается где-нибудь на рынке. А когда требуют 100 миллионов с человека, имеющего хорошее материальное положение, – тут ещё надо поспорить. Конечно, с точки зрения обыденного человека преступник всегда совершает неадекватный поступок. С точки зрения обывателя преступление не вписывается в обыденные межчеловеческие отношения. Но тогда с этой точки зрения судебно-психиатрической экспертизе можно было бы подвергать каждое преступление. А это не разумно.

Со стороны данной гражданки не было поступков, которые заставляли бы подозревать психическое расстройство. Наоборот, она действовала логично, последовательно, целенаправленно, с выгодой для себя. Вообще, когда человек действует ради извлечения выгоды – это признак сохранности мышления. Человек совершает выгодные для себя поступки, действует логично, обоснованно. У неё последовательное мышление, она знала, с кого можно требовать деньги и каким образом.

У неё последовательное мышление, она знала, с кого можно требовать деньги и каким образом

— Выгода для себя – это признак адекватности?

 — В общем-то да.  Действия, направленные на собственную выгоду, являются адаптивным признаком – человек должен добиваться выгоды для себя. Конечно, далее уже вступают в действие законы морально-этического характера, но, это, как говорится, у кого насколько это развито.

— Можно ли "закосить под" дурачка и симулировать психическое расстройство?

— Систематически придумать и выдавать наружу бредовые, а тем более галлюцинаторные расстройства крайне трудно. Обычно экспертизы проводятся комплексно. Привлекается не только врач-психиатр, но психолог, невролог, социальные педагоги. На экспертизу дается достаточно много времени, возможно, целый год.

— Адвокат уже опроверг информацию, что они пойдут добиваться ее признания психически нездоровой. А теоретически, чем чревато было бы для Рожиной, если бы они пошли по этому пути?

— Если человека признают невменяемым, не способным контролировать свои поступки, то это позволяет расценивать его опасным для общества, что подразумевает его направление на принудительное лечение. Чаще всего в таких случаях направляют на принудительное лечение в специализированные больницы закрытого типа и это совсем не санаторий.

— Некоторые думают, мол, закошу под дурачка – избегу наказания. Главное не попасть в исправительное учреждение.

 Нужно учитывать, что признание неадекватности влечет за собой пожизненное ограничение в правах – это лишение родительских прав, водительских прав и многое другое. Ведь если у лица, признанного психически нездоровым есть маленькие дети, возникает вопрос – а может ли человек их воспитывать. И тут в дело вступают социальные органы. Далее, в случае постановки человека на учет к психиатру он автоматически не допускается к вождению транспортными средствами. Естественно решается вопрос об изъятии огнестрельного оружия если человек им владеет. Вступают в силу ограничения на определенные профессии, для которых требуется справка о том, что вы не состоите на учете у психиатра.

— Есть сведения о том, как Рожина представляла, как она может расправиться с одним человеком. Мол, "пустить ее кругу, засунуть бутылку и пинать", и так далее. В связи с этим люди пишут, что здоровому человеку такие фантазии в голову не придут.

— Тут как сказать. Фантазии человека безграничны. Главным критерием является то, реализуются они хоть в чём-то или нет. Допустим, Чикатило свои фантазии реализовал. А если фантазии есть, но они не реализуются – это ещё ничего не значит. Может, человек такая творческая натура, что любит жестокие фантазии, чтобы щекотать свой разум этими переживаниями, а на самом деле никаких преступлений не совершает. И здоровый человек может высказывать какие-то необычные идеи, но это ещё не означает, что он не здоров. Да, чем более изощренное преступление, тем больше вероятности, что его совершил человек с расстройством психики. Поэтому наиболее тяжелые и изощренные – подчеркну, совершенные – преступления становятся предметом судебно-психиатрической экспертизы. А если преступления нет, то доказывать необходимость проведения экспертизы очень сложно. Фантазии фантазиями, но имели ли место действия, совершенные под влиянием фантазии? Всё-таки главным условием является фактическая сторона дела.

— В общем, говорить о возможных признаках психических отклонений в поведении Рожиной нет оснований.

— Ее жизненный путь, поступки, обретение определенного социального статуса – всё это говорит о том, что человек совершает последовательные действия в социально приемлемом варианте и добивается успеха в этом направлении. Но наступил момент, когда она перешагнула границы того, что можно, а чего нельзя делать – и на горизонте возникла угроза привлечения к уголовной ответственности. Не исключаю, что, возможно, судебно-психиатрическая экспертиза и потребуется, но уверяю вас на мой профессиональны взгляд – признаков того, что произошедшее совершалось в состоянии психического расстройства, нет.

Судебно-психиатрической экспертизе подвергают далеко не всех преступников

Журналист и блогер Сусанна Рожина была задержана 9 февраля в Якутске в гостинице «Азимут» при получении денег от директора агентства недвижимости Гульнары Уваровой. Рожина требовала у Уваровой выплатить ей 50 миллионов рублей, иначе она опубликует «бомбу».

Следственным управлением МУ МВД России «Якутское» возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации «Вымогательство, совершенное в особо крупном размере».

Деяние наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

37-летняя Сусанна Рожина — блогер, общественница и журналист. Принимала участие в праймериз «Единой России» в Якутии в мае прошлого года. В 2021 году стала обладателем гранта Главы Якутии Айсена Николаева.