Юрист объяснил, что вам грозит за нелегальную покупку наличной валюты
YAKUTIA.INFO. Оказаться в тюрьме можно, лишь регулярно зарабатывая на этом. Порог, с которого хотя бы теоретически участнику обмена начинает грозить лишение свободы, — 2,25 млн рублей. Все что ниже под состав статей Уголовного кодекса не попадает. Об этом материал Fontanka.ru
В среду, 6 апреля, российские СМИ со ссылкой на членов Ассоциации юристов России сообщили, что за торговлю валютой может грозить тюремный срок до 5 лет. Одновременно с этим ФНС разослала в свои территориальные органы письма с требованием активнее противодействовать расширению валютных операций на черном рынке, в том числе в контакте с полицией. Согласно позиции ФНС, «покупка и продажа в обход банков ведётся в телеграм-каналах и интернет-сервисах, в нынешних условиях это «несёт угрозу устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка».
Однако председатель петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков (РСН) юрист Александр Рокин специально для «Фонтанки» пояснил: если покупать валюту только «для себя», в небольших объемах, уголовного состава не будет.
«Незаконный — то есть не через банки — обмен валюты описан в ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях: «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». За него предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 75 до 100% от суммы операции», — объясняет Александр Рокин. Никакого уголовного преследования и тем более угрозы лишения свободы в данном случае быть не может.
Более того, полиции придется доказывать факт обмена валюты. В ход могут пойти купюры с переписанными номерами, специальные жидкости, окрашивающие руки тех, кто прикасается к купюрам, и пр. Наиболее вероятным вариантом может стать «контрольная закупка», полагает юрист, — когда оперативник специально будет искать продавца в форумах или телеграм-каналах, назначит ему встречу и зафиксирует факт обмена деньгами. Могут быть и более экзотические случаи, когда сотрудники полиции специально будут следить за спекулянтом или же склонят к сотрудничеству второго участника сделки.
Однако Александр Рокин подчеркивает: все эти ухищрения и сложности в конечном случае приведут максимум к сдаче обмененной валюты государству. Придется ли отдать все или только 75% — решит суд.
Куда более серьезной ситуация может стать, если за один раз обменивается более 2,25 млн рублей. Именно такая сумма имеется в виду в статье 171 Уголовного кодекса — «Незаконное предпринимательство». Поскольку по российским законам обмен валюты могут осуществлять только банки, а у валютного спекулянта заведомо нет никакой банковской лицензии, его деятельность на этом поле как раз и является составом преступления по этой статье.
«В УК указано, что в крупном размере должны быть либо ущерб гражданам или государству, либо доход преступника. Однако вряд ли сотрудники правоохранительных органов будут высчитывать реальный доход продавцов валюты от каждой операции, и они будут принимать за ущерб государству всю сумму, которая будет фигурировать в процессе обмена, — рассуждает Александр Рокин. — Если она окажется больше 2,25 млн рублей, то продавцу валюты грозит максимум арест на 6 месяцев. Другие возможные варианты — штраф до 300 тысяч рублей или в размере доходов осужденного до 2 лет. Кроме того, возможно, будут назначены обязательные работы до 480 часов».
Самый тяжелый случай — если сумма обмена превышает 9 млн рублей. В этом случае ущерб (или доход) будут попадать под определение «особо крупный размер». И максимальное наказание будет уже до пяти лет полноценного лишения свободы. При этом важно, что вилка наказания, даже в таком тяжелом случае, очень велика. Может быть пять лет тюрьмы, а может быть и штраф в 100 тысяч рублей.
Стоит отметить, что, согласно последней доступной аналитике правоприменения в российских судах «особо крупной» части 2 ст. 171, всего за год по ней было осуждено 77 человек. Из них только один получил реальный срок (какой — неизвестно). Еще 19 получили условное лишение свободы, а 56 незаконных предпринимателя отделались штрафом. По более легкой первой части 171 статьи из 30 осужденных аресту не подвергался никто. У 22 — штраф, и еще трое отправлены на обязательные работы.