Владимир Федоров: Только созданием комфортных условий мы остановим отток населения из Якутии
YAKUTIA.INFO. Предприниматель, общественный деятель и меценат Владимир Федоров в начала апреля посетил Олекминский улус, где принял участие в избирательной кампании одного из кандидатов в главы города. Помимо выборов в Олекминске, в ходе поездки Федоров передал олекминчанам старинный колокол, который будет установлен на границе с Хангаласским районом, а также анонсировал фестиваль «Звон колоколов ямщицкого тракта», который должен объединить местные творческие ансамбли.
Олекминск и Якутск разделяют 600 километров, проходящие через два района – Хангаласский и Олекминский. Федоров поехал на своей машине, поскольку знает места хорошо – это его малая родина. Что такое Родина, что такое патриотизм, почему многие якутяне сегодня покидают родные места, и что нужно сделать, чтобы остановить отток населения? Об этом мы поговорили с героем нашего материала в ходе поездки.
Мы едем по зимнику по реке Лене. Вокруг нас красивейшие места: заснеженные леса, распадки, скалы, отливающие красным цветом под лучами солнца. По пути заезжаем в село Исит, откуда, собственно, и пошел род Федоровых.
См. видео «Якутия.Инфо»
— Когда мой дед уходил на Вторую Мировую войну, он вышел на берег деревни Исит и сказал, глядя на эти горы: «Прощайте, Иситские горы, - рассказывает Владимир Юрьевич. – Раньше я не понимал, почему он обращался к горам, а сейчас, когда едешь и смотришь на эти красоты, все становится на свои места. Алаас, река, гора, осыпь на горе – это просто невозможно забыть, вытравить из головы. Посмотрите на эти распадки, где текут малые речки - очень живописные места! Там растут черемуха, охта, даже змеи водятся. Мои предки хранили в этих распадках мясо и рыбу. Они выбирали в скалах грунты, делали срубы – зимой на санях туда завозился лед и за счет холодного воздуха с северной стороны этот лед поддерживал низкую температуру.
В 90-ых вместе с отцом Сергием крестили здесь людей в местном клубе, привозили с собой купель. Был даже случай, когда крестили ночью младенца, он только что родился. В начале 2000-х в знак признательности к родным местам поставил часовню и верстовой столб. Неоднократно проводили национальные игры с призами, участие в которых принимали все хангаласские и олекминские наслега. Таким образом мы сохраняли самобытные традиции среднего течения реки Лены. А какие здесь живут певучие люди! Говорят, ямщик с красным носом, распевающий песню по пути – это символ тракта.
С этой земли мой пращур уходил на Русско-турецкую войну, с этой земли мой прадед уходил на Первую Мировую войну. Он был в плену девять лет, вернулся и начал строить здесь конные грабли – обучился этому у немцев, будучи военнопленным. Мой дед, кавалер Ордена славы, уходил на Великую Отечественную войну тоже с этой деревни, поэтому для меня здесь все очень ценно. Ценность – в знании и почитании своего рода, в том, что ты носишь фамилию своего рода. В этом и заключается, как мне кажется, патриотизм - знать ценность земли, на которой ты живешь. Соответственно, ты должен эту землю охранять и оберегать – как в военном плане, так и в плане экологии.
— А как вы относитесь к людям, которые не держатся за родные места, заявляя, что живут на планете Земля?
— Я их понимаю, но мое сердце и моя ментальность находятся здесь. Я могу рассказать о запахах, которые бывают здесь весной и летом, как хиус дует с гор – это один запах с распадков, и как дует южный ветер, как Синские горы краснеют от зарева солнца, как река Нохорой выбрасывает воду в любое время года.
— Один известный экономист сказал, что северные территории России имеет смысл осваивать только вахтовым методом.
— Я не приемлю концепцию вахтового освоения территорий. В свое время власти хотели перевезти людей с Кыллаха Олекминского улуса на Большую землю. Я тогда был против, да простит меня Сидорова Елизавета Гаврильевна, тогда депутат третьего созыва Ил Тумэн, что я не голосовал за переселение. Но время показало, что я был прав, спустя почти двадцать лет люди в Кыллахе всё равно живут. Это их родная земля, это их корни, они привязаны к местности.
Считаю, что Якутия – территориальная единица Российской Федерации, которую мы должны обеспечивать своим постоянным присутствием. Приведу пример: если я не буду наведываться на свои угодья, туда придет медведь. В прошлом году я не убрался в своей заимке, не обозначил там свое присутствие – в итоге получил визит хозяина тайги. Тем самым он как бы сказал: если ты территорию не приводишь в порядок – а я упустил этот момент в связи с пандемией – я, медведь, буду здесь хозяйничать. Поэтому я за то, чтобы территории осваивались постоянно, а не вахтой.
Во время защиты своей научной работы перед Государственной комиссией мне задали такой вопрос – вы не думаете, что ваши арктические территории нужно осваивать вахтовым методом? Нет, я против! Наоборот, мы должны усиливать свои позиции на территории России – в частности, в якутской Арктике. Если нас не будет в Арктике, если мы не будем ездить по ней на наших советских буранах, произведенных в сибирском Рыбинске 50 лет назад, многие задумаются – так там же свободные земли! Мы эти территории 300-400 лет тому назад осваивали не зря.
— Что нужно делать, чтобы закреплять людей на этих территориях?
— Создавать условия: медицина, образование, логистика (дороги, малая авиация), круглогодичное обеспечение продуктами. Остановить отток населения можно только путем создания комфортных условий. Наш человек непривередлив, ему многого не надо, но базовые потребности нужно закрыть. Государственная стратегия как раз в этом и заключается.
— Это всё замечательно, но тут же возникает вопрос – за счет каких средств?
— Федеральных. Я изучил порядка семи концепций социально-экономического развития якутской Арктики – Аллаиховского, Среднеколымского, Оленекского и других улусов. Основная часть затрат – это федеральный бюджет, небольшая часть – республиканский. Муниципальный бюджет – лишь номинальная часть. Если мы создадим условия нашему человеку, он останется здесь жить, никуда не поедет.
Но тут на первый план выходит качество управления территориями. И что говорить об Арктике, если даже столицей республики сегодня управляют люди, не имеющие как квалификационного опыта, так и навыков управления территориями. Банальный гололед в городе, а они выставляют мешочки с песком и рядом совки – этакий эксперимент. Если получится – ну хорошо, не получится – брошу и дальше пойду… Люди стали заложниками такого «управления», у них нет ощущения безопасности. Зимой мерзнем, летом горим, о каком качестве управления может идти речь?
— То есть вы считаете, что это и есть основная причина стремления многих покинуть пределы республики и Якутска в частности?
— Конечно, не только это. Мне кажется, сегодня в республике большая проблема в этике отношений между людьми, кризисе духовных ценностей. Люди не видят перспектив и возможней развития. Власть в республике сеет рознь, делит граждан на своих и чужих, земляческие и родственные связи являются статусом превосходства перед другими. Это все приводит к разрыву отношений как в целом в обществе, так и между властью и населением.
А сейчас нам как никогда нужно здоровое консолидированное общество, которое смотрит в будущее и видит в нем перспективу.