Елена Ильченко: За правду о лесных пожарах меня обвинили в разжигании ненависти к главе Якутии
YAKUTIA.INFO. На общественницу и защитницу природы Елену Ильченко из Мирнинского района, критиковавшую власти Якутии за бездействие в период лесных пожаров 2021 года, завели административное дело и взыскали штраф. В апреле 2022 года по данному делу прошел суд, на котором она была обвинена в разжигании ненависти по отношению к главе Якутии.
Пожар, угар, бездействие – компрометирование, следствие и суд
Летом прошлого года лесные пожары в Якутии стали одной из обсуждаемых тем в мировых СМИ. Своё беспокойство по этому поводу выражали мировые эксперты-экологи и даже звёзды Голливуда. Однако позже всех происходящим заинтересовался глава республики Айсен Николаев. В период, когда пожароопасная ситуация начала нарастать, он находился в рабочей поездке по регионам России. На момент его возвращения обстановка с горением лесов только усугубилась.
Напомним, что 7 августа в селе Бясь-Кюель верховой огонь, разгоняемый ветром, уничтожил 40 домов. Из них 34 индивидуальных жилых дома и 6 многоквартирных домов, 15 гаражей, 24 бани и другие хозяйственные постройки.
11 августа в Чурапчинском районе вблизи села Мугудай в ходе работ по сдерживанию пожара погиб работник предприятия «Дороги Саха» гражданин Армении Элбаги Игитян. Тело мужчины было обнаружено в 20 метрах от трактора (по некоторым данным — бульдозера), при помощи которого производились работы по тушению пожара.
В населенных пунктах, оказавшихся вблизи крупных очагов возгорания и на пути дымовых шлейфов, были введены режимы ЧС. Кроме этого, в Якутске в связи с сильным задымлением объявлялись нерабочие дни.
Именно в этот сложный период секретарь Общественного совета МО «Город Мирный», общественный природоохранный инспектор, сопредседатель республиканского общественного экологического движения «Защитим природу Якутии» Елена Ильченко активно добивалась от республиканских властей и руководства Мирнинского района усиления работы в по тушению лесных пожаров. В частности, она указывала на факты бездействия и халатности местной КЧС.
Слежка, сфабрикованное обвинение и незаконное удержание имущества
Пожароопасный сезон прошел, но у кого-то осталось недовольство на ретивую общественницу. Елена Ильченко рассказала «Якутия.Инфо» о преследовании, попытках незаконно проникнуть в её квартиру и настойчивых вызовах к следователю.
— С чем вы связываете пристальное внимание к вам правоохранительных органов?
— Это связано с моей общественной деятельностью. Я являюсь общественным инспектором по охране окружающей среды, также организовала отряд добровольцев для дотушивания термоточек в лесах района. Ранее я неоднократно писала заявления в природоохранную прокуратуру о халатном отношении к работе с лесными пожарами местной КЧС, из-за чего у нас полностью выгорела территория, закрепленная за КМНС возле села Сюльдюкар. Деятельности общины нанесен серьезный ущерб. Кроме того, был нанесен большой ущерб лесам всего района.
— Вы считаете, что работу по профилактике и борьбе с пожарами можно было вести иначе?
— На мой взгляд, был выбран неверный подход в борьбе с пожарами. Если возгорание находилось не вблизи населенного пункт – его игнорировали. Но в результате огонь в этих местах разрастался и перекидывался на территории рядом с населенными пунктами. А ведь этого можно было избежать, если бы были приняты своевременные меры. Город Мирный находился в сильном задымлении в течение полутора месяцев и, если в Якутске в связи с этим объявлялись нерабочие дни, то у нас их никто не объявлял.
И ведь я обращала внимание на проблему лесных пожаров ещё до событий прошлого года. Например, указывала на то, что у нас недостаточно людей в Авиалесоохране. Мы горим каждый год. Я обращалась лично к главе Айсену Сергеевичу через соцсети о необходимости увеличения штата Авиалесоохраны. На весь район всего пять человек, что они могут сделать на всю тайгу? И вообще количество пожаров в республике ежегодно растёт в геометрической прогрессии.
Судя по всему, активная гражданская позиция общественницы кого-то не устроила. В связи с чем на нее началось давление со стороны правоохранительных органов.
— Уже после периода лесных пожаров – осенью меня стали преследовать, а затем приходить ко мне в квартиру какие-то непонятные люди. Они представлялись то почтальонами, то коммунальщиками, то участковыми и каждый раз они хотели проникнуть в мою квартиру. Даже свет через щитовую в подъезде выключали, зная, что я многодетная мать и со мной живут пятеро детей. Оказалось, что таким образом меня хотят вызвать в Следственное управление Следственного комитета по Мирнинскому району. Не понимаю, почему они не могли сразу прийти с нормально оформленной повесткой. Меня задерживали без ознакомления с постановлением о задержании, как это требуется по закону.
— Что они вам вручали?
— Мне пытались вручить повестку, но она не была должным образом оформлена. В ней не было указано, в качестве кого меня вызывают и по какому делу. Я интересовалась, по какому поводу меня хотят вызвать. Как выяснилось, они вводили меня в заблуждение, говоря мне, что это связано с лесными пожарами. Я действительно ими занималась – неоднократно писала письма и заявления в Природоохранную прокуратуру. Но я бы спокойно пришла на беседу, если бы мне нормально объяснили, по какому вопросу. Но они предпочли «прессовать» меня визитами в квартиру и отключениями света. Естественно, такой подход не располагает к общению с сотрудниками СУ СК. В итоге 15 марта у меня изъяли мобильный телефон, а затем с нарушениями законодательства задержали меня вместе с моей пятилетней дочерью.
— Как это происходило?
— 5 апреля 2022 года они снова вызвали меня на беседу и без предъявления каких-либо постановлений задержали меня и ребенка прямо в коридоре СУ СК. Причем до этого я с дочерью была на приеме у окулиста. Ей для назначения очков закапали глаза и их нужно было прокапывать по определенной схеме. Я считала, что беседа со следователем много времени не займет, и планировала после неё отвести дочь на приём к врачу, чтобы прокапать глаза. Это время нельзя было пропускать. Я предъявила им амбулаторию карту, но нас задержали и доставили в Мирнинский районный суд, где продержали почти два часа. Тогда судья вынес решение об отправке дела на доследование.
— Какое нарушение вам вменяют?
— Оказалось, что кто-то из сотрудников социального отдела администрации Мирнинского района просматривал личные статусы людей в социальной сети ватсап. И якобы этот сотрудник увидел, что у меня размещена в статусе картинка с изображением главы Якутии, у которого на руке символ QR-кода, стилизованный под свастику. Ио главы Дмитрий Ширинский написал в связи с этим на меня заявление. Свидетельством моего правонарушения стал сделанный сотрудником администации скриншот. На нём указано название контакта – «Лена Ильченко». Но я сама знаю, что в Мирном, кроме меня, проживает как минимум ещё три моих тёзки с таким же именем и фамилией.
— То есть вы данную картинку в своём статусе не размещали?
— Нет, но я её видела в одной из ватсап-групп, соответственно, она оказалась среди загрузок из ватсапа. Но они воспользовались тем, что ранее заполучили мой телефон. 11 апреля был ещё один суд. Причем это было в 18 часов вечера и мне только за полчаса до суда позволили искать адвоката. Естественно, я никого не нашла, пришлось защищаться самой. Доводом о моей виновности привели то, что при ознакомлении с содержимым моего телефона было обнаружено, что я якобы редактировала в приложении телефона картинку, которую якобы видели в моём статусе.
— Телефон всё ещё находится у следственных органов?
— Да, но по закону он может быть изъят не более чем на три дня. Однако мне его до сих пор не вернули, и я не получала никаких постановлений о продлении изъятия моего телефона.
— Каким было решение суда?
— Одна из мер наказания по статье 20.3.1. КоАП РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» – это задержание на 15 суток или штраф. Мне выписали штраф, но я его будут обжаловать. Они считают, что оскорбляющая достоинство главы картинка была доступна к обозрению неограниченным количеством лиц. Но в справочном центре социальной сети ватсапа указано, что статус не может быть доступен к просмотру неограниченным кругом пользователей. Он доступен только тем, у кого есть ваш номер при условии, что у вас тоже сохранен контакт этого человека. То есть увидеть ваш статус могут не все – доступность личного статуса в ватсапе ограничена количеством контактов, сохраненных на вашем телефоне. Я писала ходатайство, чтобы мне вернули телефон. Я многодетная мать и мне он нужен. На нем есть важные приложения – банковские и прочие.
«Она эффективный общественник»
Мы дозвонились до администрации Мирнинского района, там нас связали с начальником управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Андреем Гибало.
Он сообщил, что ничего не знает о задержании и суде в отношении Елены Ильченко. Ровно как не знает подробностей её общественной деятельности.
— Если это, как вы говорите, связано с пожарами, то в прошлом году летом у нас другой глава был. Сейчас у нас глава Александр Басыров, он был избран под конец 2021 года – какие к нему могут быть вопросы по пожарам? По Елене Ильченко я вам ничего сказать не могу. Помню только, что она участвовала в видеоконференции по вопросу безнадзорных животных и всё, – были слова Андрея Гибало.
В то же время весьма положительно о деятельности Елены Ильченко высказался народный депутат Госсобрания Ил Тумэн от Мирнинского района, член фракции политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Владимир Богданов.
— Я знаю Елену Ильченко – она, на мой взгляд, эффективный общественник. Старается доводить до конкретных решений поднятые вопросы. Я бы назвал её правдоискателем в хорошем смысле этого слова.
Член добровольческого отряда Евгений Гилязов из Мирнинского района, в прошлом году принимавший участие в борьбе с лесными пожарами, также считает, что деятельность Елены Ильченко заслуживает признания.
— Она участвовала в формировании добровольческого отряда, принимала активное участие в его работе. У меня только положительное мнение о её общественной деятельности.
Отметим, что Елена Ильченко занималась в Мирнинском районе не только проблемой лесных пожаров. Помимо этого, она инициировала разбирательства по загрязнению отходами алмазодобытчиков рек Ирелях и малая Ботуобуя. Выясняла обстоятельства ликвидации особо-охраняемой природной территории рядом с поселком Сюльдюкар. Занималась проблемой Мирнинской центральной больницы, проблемой отсутствия приюта для безнадзорных животных. Также она писала заявления против расширения Территорий опережающего развития (ТОР) в Мирнинском районе.
— Я считаю, что у муниципалитетов достаточно средств и полномочий, чтобы район развивался. В ходе видеотрансляции отчета правительства Якутии я узнала, что одна из крупных компаний претендует войти в число управляющих ТОР в Мирнинском районе. В дальнейшем я выяснила, что в цепочке учредителей данной компании, намеренной управлять ТОР, находится один из депутатов Мирнинского районного совета. Но по уставу депутаты районного совета не могут быть учредителями подобных организаций даже через такую схему – это нарушение закона.
Также Ильченко обращала внимание на то, что глава Якутии Айсен Николаев не может совмещать свою должность с вице-президентством в Евразийском союзе «Объединенные Города и Местные власти» (ОГМВ), который учрежден ООН. Это, с её слов, тоже вызывало крайнее недовольство у сотрудников администрации Мирнинского района.