«Якутские портреты»: Редкий документальный фильм о Якутии шестидесятых
YAKUTIA.INFO. Редкий и считавшийся утерянным документальный фильм о Якутии советского периода появился на Youtube-канале Гостелерадиофонда.
Этот документальная лента, сделанная для центрального телевидения СССР, была выпущена в 1970 году. Картина под названием «Якутские портреты» состоит из четырех коротких историй - интервью с жителями Якутии. Автор постарался набрать фактурных героев разных профессий, которые бы, насколько это возможно в рамках короткого киноповествования, могли рассказать жителям Советского Союза о далекой северной Якутии. Итак, героев четверо – это женщина, работающая вторым пилотом в гражданской авиации (явление даже для нашего времени в общем-то редкое), ставший уже легендарным художник-график Валериан Васильев, опытный водитель-дальнобойщик, а также молодой и мечтательный парень оленевод. Таким образом, зритель побывает в небе над Якутией, увидит мастерскую художника, съездит в рейс на грузовом Урале по заснеженным просторам ЯАССР и посетит оленеводческое хозяйство.
Впрочем, героев пять. И этот пятый – пожилой якут с красивой трубкой в руках и, пожалуй, самый фактурный из персонажей картины. Он как будто материализовался с одного из графических полотен Валериана Васильева – то ли труженик села, то ли народный мастер. А может, художник и вправду рисовал с него натуру? В кадре его сильно морщинистое, закаленное суровыми морозами лицо крупным планом, он сидит рядом с сэргэ. Герой этот появляется в фильме первым, открывает его и неспешно, даже с некоторой потусторонностью и отрешенностью потягивая дым из трубки, начинает свой короткий рассказ о Якутии.
«О важном говорится медленно» – произносит он, настраивая зрителя на определенную динамику восприятия картины. Он единственный из героев говорит на якутском языке. И единственный, кого автор фильма не представляет зрителю.
Интересно, что у картины два автора. Изначально над фильмом работал режиссер Алексей Щербаков, который вместе с оператором Якубовым приехал в Якутию и отснял весь материал. Но по возвращении в Москву работу Щербаков не закончил, в итоге фильмом занялся Юрий Визбор. Да, именно тот самый советский бард, для которого этот фильм стал дебютом в качестве режиссера документального кино. От автора в картине звучит его голос, вполне узнаваемый любителями авторской песни. Так что в современной летописи Якутии можно отразить и этот интересный факт.
О существовании «Якутских портретов» я узнал, когда работал над документальным фильмом о Валериане Васильеве в 2014 году. Выяснилось, что только в этой картине Васильев запечатлен при жизни и к тому же он дает небольшое интервью. Тогда глаза у нас, конечно, загорелись. Казалось, что такой фильм обязательно должен быть в якутском кинофонде, но его там почему-то не было. В итоге активные поиски в интернете вывели на архив Гостелелерадиофонда России – правоприемника организации с таким же названием времен СССР. И фильм у них действительно был, но неоцифрованный. И к тому же эта организация на тот момент находилась, как и многое в нашем обществе, в процессе некоторой и довольно неопределенной реорганизации, в связи с чем все действия с архивом были «заморожены».
После нескольких контактов с организацией стало казаться, что из заморозки уже ничего не сможет вернуться. Так или иначе, фильм о Валериане Васильеве был сделан без этих интересных кадров, так и не увиденных. И история, связанная с «Портретами», с тех пор несколько забылась. Прошло несколько лет. И вот накануне 100-летия ЯАССР мой соавтор по документалке Елена Васильева неожиданно послала мне ссылку на фильм «Якутские портреты» с репликой – «смотри, что нашлось». Вот и смотрел впервые этот «забытый» фильм как раз 27 апреля – в день 100-летия ЯАССР. Получился подарок ко знаменательному событию. Да, спустя годы я увидел героя нашего фильма «живьем». Как он говорит, размышляет о народном искусстве Саха, наконец, просто движется. Вот его глаза, длинные тонкие пальцы, спокойная речь. В другом кадре он вместе с коллегами Владимиром Карамзиным, Афанасием Мунхаловым, Элляем Сивцевым за графическим станком рассматривают свежий эстамп. А на стенах висят их графические работы. Автор фильма на этот счет заметил, что графика очень похожа на Якутию – черный и белый цвет. Белый снег и все остальное.
Замечательно, что этот фильм нашелся и в итоге «всплыл» в сети в открытом доступе. Подобных документальных кино-свидетельств о Якутии того времени снято очень немного. К тому же фильм еще и сам по себе сделан хорошо. Особенно принимая во внимание скромность технических средств, использованных для съемки.
Кстати, в картине использована несколько необычная для северной картинки музыка. Наряду с ожидаемыми звуками хомуса, звучит, например, музыка Эннио Морриконе, написанная для одного из спагетти вестернов Серджио Леоне «За пригрошню долларов». В этой пьесе главная партия у варгана и таким образом Дикий Запад Серджио Леоне уже кажется не таким далеким от бескрайних и не менее диких просторов Якутии.
Фильм доступен на Youtube. Пока эта сеть еще доступна и не признана экстремисткой или еще чем-то подобным, этот редкий фильм можно там увидеть. Впрочем, раз оцифрованная и описанная эта лента уже не канет в лету, даже при ограничении доступа к ютубу. Но якутскому кинофонду все-таки стоит запросить копию для республиканского собрания на всякий неопределенно будущий случай.