Не будем знать, чем дышим, что пьём: В Думу поступило предложение ограничить возможности для проведения экологических экспертиз
YAKUTIA.INFO. Новый законопроект, направленный в Госдуму, может лишить людей возможности вести независимый общественный экологический контроль за проектами промышленных компаний и корпораций.
Под видом «конкретизации и оптимизации» инициаторы поправок – депутаты Госудумы Коган Александр Борисович «Единая Россия» Московская область, Марков Евгений Владимирович ЛДПР Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Ямало-Ненецкий автономный округ, Агаев Бекхан Вахаевич «Единая Россия» Московская область, Иванов Максим Евгеньевич «Единая Россия» Хабаровский край – предлагают хитрым образом отодвинуть общественность от возможности проведения независимой экологической экспертизы различных промышленных и прочих проектов.
Ссылку на законопроект № 120074-8, выложили в телеграм-канале «Чистая Тамань».
Бюрократическая суть предлагаемых изменений описана в пояснительной записке к законопроекту, с ней можно ознакомиться по данной ссылке.
Но если говорить проще, то принятие поправок может привести к следующим последствиям:
- Общественные организации (объединения) могут лишиться права инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу. Право на это хотят передать и закрепить за Общественными палатами регионов.
- Соответственно, если поправки примут, то обращаться за проведением экспертизы промышленных проектов для оценки возможного вреда экологии люди смогут только в местную Общественную палату.
- Общественные палаты регионов наделят исключительным правом подбирать экспертов для проведения общественной экологической экспертизы. При этом отобранные кандидаты будут обязаны сдать экзамен Росприроднадзору. И только те, кто прошел экзамен, будут уполномочены проводить экологическую экспертизу.
- И самое примечательное – экспертов лишат права передавать информацию о изучаемых проектах третьим лицам.
В итоге люди, обеспокоенные вопросами охраны природы, не смогут сами выбирать и привлекать экспертов для проведения независимой оценки вреда окружающей среде.
Общественность потеряет доступ к ознакомлению с проектной документацией. А без этого пропадает возможность понять, чем тот или иной промышленный проект может быть опасен для людей и окружающей среды. Не будет понятно, какие меры необходимо принять для минимизации вредного воздействия. Также не будет понятно обоснование денежных сумм, необходимых для компенсации вреда. Общественные контроль по сути подменяется государственным.
Сейчас для нас является привычным, что при обсуждении различных промышленных проектов общественность может привлечь своего эксперта, который может выявить изъяны в предлагаемом проекте – предложить более эффективные меры по уменьшению вреда природе. Или вовсе признать проект негодным к реализации. Привычным является и то, что споры по таким вопросам ведутся через суды. И благодаря наличию различных экспертных выводов у судей есть больше информации для обоснования своего решения.
С озвученными опасениями полностью согласен председатель республиканского общественного экологического движения «Защитим природу Якутии» Александр Жураковский.
— Мы категорически против фактической отмены общественной экологической экспертизы (ОЭЭ), проталкиваемой его авторами. По данному законопроекту ОЭЭ перестает быть независимой и общественной, а становится инструментом по продавливанию нужных бизнесу проектов без оглядки на экологию.
- В случае ее отмены будет уничтожена одна из немногих эффективных форм прямого воздействия народа на создание и строительство крупных промышленных и прочих проектов, которые могут негативно воздействовать на нашу благоприятную окружающую среду. В наших северных условиях это в основном горнодобывающие компании. Но сейчас также стала актуальна тема лесозаготовки.
Якутское республиканское общественное движение «Защитим природу Якутии» в настоящее время имеет право проводить общественную экологическую экспертизу.
И мы планируем широко использовать это право, чтобы люди знали – имеет ли экологические риски любой задуманный властью или бизнесом проект.
Кстати, мы думаем о проведении ОЭЭ проекта моста через реку Лена.
Надеемся, что общественность достаточно жестко выскажет свою позицию и данный законопроект будет отклонен. Это выгодно и власти, которой не нужен «новый Шиес». А в случае принятия данного законопроекта он неизбежен, – прокомментировал Александр Жураковский.
Кто-нибудь далекий от темы экологии может возразить и отметить, что право на проведение экологической экспертизы сохраняется – оно просто закрепляется за Общественными палатами. Однако не секрет, что они формируются по принципу лояльности к местной власти. Люди, открыто выражающие иное мнение, туда очень редко попадают или оказываются в меньшинстве. И по этой причине не могут влиять на решения, принятые палатой.
Однозначно, что в случае принятия данных поправок пропадут принципы открытости и состязательности при обсуждении предлагаемых промышленных проектов. Поправки исключат возможность для альтернативной оценки экологических рисков.
Все понимают, что бизнес заинтересован в уменьшении своих издержек. Увы, но довольно часто промышленные компании к издержкам причисляют именно затраты, предназначенные для минимизации вреда окружающей среде.
Вредные выбросы в атмосферу, воду и почву, опасные отвалы и карьеры, радиоактивные и химические отходы – всё это является следствием формального отношения к экологической экспертизе промышленных объектов. Это пагубно влияет на здоровье многих людей и состояние окружающей среды. И если мы потеряем возможность независимо от власти и бизнеса оценивать возможный вред от промышленных и прочих проектов, то качество нашей жизни и последующих поколений может неизбежно ухудшиться.
***
А всего-то семь лет назад в Якутии в 2015 году проходили массовые митинги в защиту окружающей среды.
Фотографии с митингов против строительства газохимического завода в заречном районе Якутии 2015 год.