Пить меньше не стали, пьяной преступности стало больше, малый бизнес загнулся: К чему привели антиалкогольные меры в Якутии за 10 лет
YAKUTIA.INFO. Сегодня в Якутске пройдет заседание Общественной палаты Якутска, на которой будет рассматриваться вопрос о введении дополнительных ограничительных мер по спиртному. Речь идет об установлении требований по расстояниям от МКД и площади заведений, о чем мы ранее писали.
Между тем журналист, редактор «Яктамс» Владимир Нифонтов проанализировал результаты 10-летней борьбы с алкоголем в Якутии и пришел к неутешительным результатам – пить стали больше, возросла пьяная преступность, малый бизнес серьезно просел. В итоге, по мнению Нифонтова, антиалкогольные меры носят не только популистский, но и вредоносный характер.
Прошло больше 10 лет непрерывной борьбы с алкоголизмом. Это большой срок, за который уже можно подвести некоторые итоги и оценить методы «борьбы с пьянством» в Якутии. А результат сравнить с другими.
В сентябре 2010 года вышел первый антиалкогольный указ Егора Борисова, где он установил время ограничения продажи крепких спиртных напитков. Указ впоследствии ужесточили, начали появляться антиалкогольные законы, которые потом дописывались в сторону закручивания гаек. И так далее.
Спустя 10 лет: Пить водки стали больше, преступность выросла, ИП загнулись
Согласно данным ежегодного статистического сборника Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка «Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции», в 2011 году на территории Якутии было продано населению водки и ликероводочных изделий (с содержанием спирта до и свыше 25%) 1 136,2 тыс. дал. Это без пива.
Через 10 лет сплошной непрерывной борьбы с пьянством, по данным все того же справочника в Якутии в 2021 году выпили алкогольной продукции опять же без учета пива – 1 295,0 тыс. дал.
Ну как? Начали борьбу с 1 136,2 тыс. дал. 10 лет воевали и на промежуточный финиш вышли результатами продаж в 1 295 тыс. дал. Фиксируем факт – пить крепких алкогольных напитков стали больше.
С другой стороны, сократилось потребление пива: в 2011 году без всяких «наливаек» в республике было продано 5 267,9 тыс. дал. пива, а в 2021 году, когда пивные лже-кафе заполонили город, в Якутии продали 3 952,6 дал. пива и пивных напитков. Даже как-то странно.
А как же отразилась на общественной жизни населения Якутии 10-летняя борьба с пьянством?
По данным МВД по Якутии, в 2011 году в состоянии алкогольного опьянения было совершено 2 371 преступления. Через 10 лет, в 2021 году преступлений, совершенных в пьяном виде стало уже 3 938. 44.7% всех преступлений в Якутии в прошлом году произошли именно в состоянии алкогольного опьянения. То есть сейчас, по сравнению с 2011 годом, безопасности на улице стало намного меньше.
И что характерно, самый резкий скачок «пьяной» преступности произошел как раз на старте борьбы с алкоголизмом: если в 2010 г. было зафиксировано 1443 преступлений в состоянии алкогольного опьянения, то в 2011 г. – уже 2 371. За год – рост почти на 1000 преступлений! Больше такого сильного скачка в росте «пьяной» преступности МВД Якутии не отмечало. Даже в 2016 году, когда был отмечен абсолютный максимум «алкогольной» преступности – 4 825 преступлений, совершенных в пьяном виде – такого взрывообразного роста не отмечалось.
За более чем 10 лет беспрерывной антиалкогольной войны не обошлось без жертв. По данным статистиков, в 2013 году в Якутии закрылись около 6-и тысяч ИП. Как писали в то время СМИ, 2 тысячи из них «свернулись» из-за из-за ограничительных мер по продаже алкоголя. По версии депутата Ил Тумэна Виктора Федорова: «Они все ушли в нелегальный бизнес!».
Может быть. Хотя сильно сомневаюсь. Возле моего дома из 5-и магазинов шаговой доступности, где раньше, среди прочего, можно было купить пиво, 1 перепрофилировался в овощную лавку, 2 просто закрылись без всякого нелегального бизнеса. В «блатном» магазине депутата ИТ открыли «наливайку», в последнем торгуют полным ассортиментом алкогольной продукции.
Новое обострение «запретительства»
За эти 10 лет антиалкогольной кампании мы вспомнили о бутлегерах из 90-х, познакомились с такими явлениями как сетевые алкомаркеты, доставка алкоголя на дом по интернету, «наливайками/рюмочными/лже-кафе» и прочими «радостями». Кто-нибудь из вас в 2010 году знал о существовании в природе такого явления как «лже-кафе»? Вот и я тоже не видел.
Теперь у наших чиновников очередной приступ «антиалкогольной» истерии – яростной борьбы с пресловутыми «лже-кафе». В 2015 году власти радовались тому, как лихо они запретили наливайки в жилых домах – типа, теперь кирдык этим «лже-кафе». И что? А ничего. Они тихо перебрались во дворы этих самых жилых домов, заняли все киоски и даже начали открываться в гаражах. Поначалу удивлялись, потом привыкли. Теперь у нас по три псевдобара на один двор.
Сейчас чиновники придумали новый способ – отодвинуть эти псевдо-кафе на 50 метров от МКД и увеличить им площадь торгового зала до 100 кв.м. Как считают власти, после такого все эти рассадники зла точно позакрываются.
Блеск. Только стесняюсь спросить – а что мешает тому же «лже-кафе» в гараже, арендовать/купить не один, а два бокса и надстроить над ним второй этаж из говна и палок? И такой же второй/третий этаж можно надстроить над любым другим киоском. Сами знаете, как в мэрии Якутска строительные разрешения на самые бредовые проекты получают. Мэр Якутска, а ранее предприниматель Евгений Григорьев не даст соврать.
Красота же – мэр на публику с «зеленым змием» борется, политический капиталец зарабатывает, а мэрские чиновники, тем временем, другой, настоящий капиталец наживают. Все при деньгах и при деле. Опыт есть у всех сторон.
Туристов в Якутии не нужно
Ладно, о местных порядочных рестораторах и горожанах вы думать не хотите. В принципе. Тогда вопрос – а что вы с туристами делать станете? Ведь сейчас с этим «развитием туризма» в Якутии и ДВФО все как с писаной торбой носятся. А ведь колорит и основа общепита любого туризма – маленькие, в основном семейные, кафе и ресторанчики. Буквально на пять-десять столов – больше в семейном деле не осилишь.
Их мы теперь вообще из жизни как класс вычеркиваем?
Вся логистика туризма в Якутии возможна только через Якутск, значит в городе должно быть достаточное количество общепита. А в любом туристском буклете про еду пишут только одно – ищите небольшие хорошие заведения, куда ходит местное население. Ну и что будут искать в Якутске туристы? Крупные рестораны на окраине города и буфеты в гостиницах?
Вот вам одна из старейших тратторий Венеции «Antiche Carampane», один из лучших рыбных ресторанов Италии. За последние несколько лет это место специально посетили Йоко Оно, Билл Мюррей, Моника Беллуччи, Натали Портман и многие другие мегазвезды. Винная карта на сайте ресторана просто великолепная.
Но, увы, зал, как видите, намного меньше 100 кв. м., а в 10 метрах стоят жилые дома. По новым якутским правилам – закрыть немедленно, и чтобы духу не было.
Другой пример. Неаполитанский ресторанчик «La Cantinella». Звезда Мишлена, между прочим, а там наличие качественного спиртного – в обязательном порядке. Но, увы, как видите, зал меньше 100 кв. м. и в густонаселенном районе, значит вердикт Григорьева – закрыть.
В таких заведениях спиртное составляет небольшой процент выручки, но это высокомаржинальный продукт, который дает значительную прибыль и увеличивает заказ еды. Алкоголь, как вы знаете, способствует аппетиту. Тут он выступает, в основном, в роли аперитива и не более.
А ведь в Якутске начали появляться свои авторские небольшие заведения, которые становятся украшением города. Со своей изюминской и концепцией. Такие, например, как «Asai», «Cafe Racer», «Вафли кофе» и другие. Небольшие кафе и бары, которые смогут привлечь внимание туриста.
После принятия новых антиалкогольных законов уже не привлекут, потому что закроются. Разрушенный бизнес, безработные люди, крушение надежд.
Теперь, такого сегмента бизнеса, как авторское небольшое семейное кафе в Якутске больше вообще не появится – для него просто не останется места. Физически. По задумке мэра Якутска Евгения Григорьева, запретные зоны должны почти полностью накрыть всю территорию города. И для небольших кафе и баров удобных мест в городе просто не останется.
Но в таком случае, зачем вообще вести речь и продвигать тему гастрономического туризма? Что вы предложите взыскательному гурману? Без перспективы развития традиционной якутской кухни тему можно закрывать прямо сейчас.
О пользе гастро-стартапов
В любой экономике есть большие гранды, на которых базируется стабильность рынка и куча малых стартапов двигающие этот рынок вперед. Так и тут, рискованными экспериментами с кухней в первую очередь занимаются как раз небольшие предприятия.
Вспомните хотя бы историю появлению японской кухни в Якутске. Ведь впервые суши предложил якутянам маленький ресторанчик «Фудзияма» в КДМ с крохотным залом. Но куда в обед нужно было записываться заранее. А уже потом суши-кафе появились повсеместно.
Или другой пример. Вспомните, как начиналось караоке-движение в городе – с крохотного ресторанчика «Дуэты», где весь зал был не больше прихожей в каком-нибудь современном крупном ресторане. Это теперь караоке повсеместно, а тогда были только «Дуэты».
И во всех эти небольших заведениях всегда был дорогой качественный алкоголь, но почти не было пьяных бузотеров.
И это только два маленьких примера, как небольшие гастро-стартапы двигали рынок в Якутске. После «антиалкогольной» затеи Евгения Григорьева таких примеров уже не будет в принципе. Экономика не позволит – цена входа на рынок превысит допустимые риски.
Пока же весь 10-летний опыт «антиалкогольной» кампании в республике показал только и исключительно маразм властей Якутии. Пить меньше не стали, преступность выросла, малый бизнес закрылся. Никакого позитивного результата от такой «борьбы» я лично не вижу. Да и статистика МВД с Росалкогольрегулированием тоже.
Фактически вся эта «борьба» свелась к тупым, но политически выгодным решениям властей, а затем с купированием последствий этих глупых затей. Которые, в свою очередь, порождают другие последствия, с которыми опять же чиновники «успешно борются». Получен огромный опыт бесконечного круговорота хайпа в природе. И больше ничего. Как сказал однажды один алкобарон: «от всех ваших запретов мне одна выгода – сокращение производственных издержек».
Почему алкомафии в Бурятии неуютно
Количество лже-кафе и наливаек в городе, конечно, нужно сокращать. Но вместе с водой не нужно выплескивать ребенка. А для этого надо сначала подумать, посоветоваться со специалистами рынка, просчитать последствия. Благо нашим спецам есть, что сказать по этому поводу. Семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.
Да и по сторонам хорошо бы посмотреть – как в других регионах дела обстоят. Например, у наших соседей по округа в Бурятии тоже схожие проблемы – народ пьет, жители жалуются на наливайки и тому подобное. При этом в Улан-Удэ алкоголем имеют права торговать обычные розничные магазины (есть ограничения по торговой площади и размеру уставного капитала) с 9 утра до 9 вечера. Есть запреты по местам торговли в определенных местах похожие на наши.
По данным уже упомянутого статистического сборника Росалкогольрегулирования, в 2011 году в Бурятии было продано водки и ликероводочных изделий 1 309,3 тыс. дал. А спустя 10 лет, в 2021 году тех же крепкой алкогольной продукции – 1 166,1 дал. Почему-то снизилось.
А что с пьяной преступностью? А вот что. Как сообщает МВД Бурятии, в 2011 году в республике было 5 252 преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Через 10 лет, без такой активной «борьбы с алкоголизмом» как в Якутии, число преступлений, совершенных в пьяном виде снизилось до 4 877. Как видите, опять же небольшое снижение преступности при таких либеральных условиях продажи спиртного. Почему?
И как мне кажется, у меня есть ответ на этот вопрос. Просто в Бурятии с алкомафией борются не на словах или с помощью тупых запретов, а на деле. Реально.
Давайте сравним. За 2021 год, согласно отчету МВД Якутии, из незаконного оборота изъято 9593 литров алкогольной продукции. За нарушения в сфере незаконного оборота алкогольной продукции к административной ответственности привлечены 89 должностных и 14 юридических лиц. Все.
А теперь смотрим, как с борются с алкомафией в Бурятии. По данным МВД республики, в 2021 году из незаконного оборота изъято 39 153 литра (в 4 раза больше!) контрафактной алкогольной и спиртосодержащей продукции. За нарушения в сфере незаконного оборота алкогольной продукции к административной ответственности привлечено 923 человека (разница на порядок!).
Более того, за 2021 год полиция Бурятии возбудила 10 уголовных дел по 19 эпизодам, в том числе пресекла деятельность 3 ОПГ, 6 активных участников УПС привлечены к уголовной ответственности. Всего за преступления в сфере оборота алкогольной продукции к уголовной ответственности в республике привлечено 10 человек. В Якутии напомню ни одного – нет у нас никаких алкоОПГ.
Ну как? Емкость алкорынка почти одна, количество населения схожее, но такой разный результат. Может потому и снижаются в Бурятии продажи спиртного и падает «пьяная» преступность, что там власти не ИБД занимаются, а реально, на земле, работают? Не легальных и законопослушных бизнесменов кошмарят, а всеми законными методами борются с алкомафией.
А теперь вопрос – кто или что мешает это делать властям Якутии? Кому из властей республики выгодна имитация борьбы с алкоголизмом и процветание алкомафии?