Криминал 13:00 / 1.2.2023 Просмотров: 9801

«Дело сфабриковано»: Родные обвиняемого в убийстве подполковника полиции Якутска выступили с заявлением

  • Текст: Yakutia.Info

YAKUTIA.INFO. Громкое происшествие в ноябре прошлого года в центре паровых коктейлей «МосКальян» в Якутске получило не менее резонансное развитие событий. Такое впечатление складывается при изучении деталей случившегося. Так, родные одного из обвиняемых заявили, что возбужденное уголовное дело сфабриковано.

В ситуации разбирался корреспондент «Якутия.Инфо».

Громкое происшествие в «МосКальяне»

12 ноября 2022 года замначальника уголовного розыска ОМВД «Якутское», подполковник Гаврил Каприн пришел в состоянии алкогольного опьянения в центр паровых коктейлей «МосКальян». Заведение находится по адресу: Аммосова, 6/2.

Выпивший полицейский начал скандалить с другими посетителями. Несмотря на то, что инцидент удалось замять, сотрудники заведения нажали тревожную кнопку. По данным издания «Якутск Вечерний», двое прибывших сотрудников ЧОП брызнули полицейскому баллончиком в лицо и 20 минут держали его на полу. Была вызвана полиция. Однако к моменту прибытия наряда выяснилось, что мужчина мертв. Сотрудники ЧОП «Алекс+» Александр Бобылёв и Николай Саввин решением Якутского горсуда помещены в СИЗО.

«Якутия.Инфо» удалось ознакомиться с деталями дела, а также связаться с родными одного их обвиняемых – водителя ЧОП «Алекс+» Николая Саввина.

Судя по записи с камер видеонаблюдения, Каприн пришел в заведение в 14:18 один. Сел за стойку, заказал себе стакан пива. При этом был настолько пьян, что пиво даже не пил, а просто держал в руке. Это видно по обрывкам видео.

Далее Каприн начал подходить ко всем, докапываться до посетителей. На видео зафиксирован конфликт Каприна с посетителем бара, в ходе которого Каприн получил удар от посетителя. Их пытались успокоить два бармена. В последующем у Каприна произошел конфликт с барменом, последнему пришлось сделать Каприну захват рук со спины.

Бармен отпустил захват и нажатием кнопки вызвал сотрудников ЧОП «Алекс+» (кнопка вызова сотрудников ЧОП была нажата более 10 раз). После этого Каприн продолжал приставать к другим посетителям. В 15:47 в заведении появляются сотрудники ЧОПа. 

См. видео

Из показаний Саввина: Умысла причинять вред Каприну у нас не было

Далее мы ведем повествование со слов Николая Саввина, которые нам предоставила его дочь Мария Мецкер.

«Зайдя внутрь, мы увидели пьяного посетителя, прошли мимо него и подошли к бармену. Спросили – кто нажимал кнопку и что случилось. Бармен указал на пьяного и сказал, что тот ведет себя неадекватно и пристает к посетителям.

Мы подошли к посетителю – он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, был агрессивно настроен. Мы предложили ему успокоиться и покинуть помещение. Тот в ответ сказал, что ему нужно разобраться с одним из посетителей бара. Всё было сказано в грубой нецензурной форме. Поскольку пьяный гражданин был без верхней одежды, мы обратились к бармену и спросили, где верхняя одежда этого гражданина.  Бармен показал на вешалку, мы провели пьяного гражданина в гардеробную, он самостоятельно надел верхнюю одежду, однако всё еще порывался разобраться с другим посетителем, матерился. В ответ на наше замечание стал хватать меняна за одежду и требовал, чтобы я общался с ним только на якутском языке. Чтобы не создавать конфликтную ситуацию, и без того накаленную до нашего приезда, я не реагировал на его требования и просил покинуть бар.

Буйный посетитель оделся, но отказался выходить. Нам пришлось позвонить оператору ЧОПа, чтобы вызвали полицию. После звонка в «Алекс» я самостоятельно позвонил в полицию, так как надеялся, что в Старом городе могут патрулировать полицейские и смогут быстро прийти к кальянную. На протяжении всего этого времени пьяный прорывался в зал к мужчине, с которым хотел подраться. Оценив обстановку, мы поняли, что своими силами не справимся – у нас с ним разная возрастная категория (Саввину 58 лет, Бобылеву – 70 лет – ред.). Я вторично позвонил оператору и поторопил вызвать полицию. Пьяный схватил меня и замахнулся кулаком. На что среагировал мой напарник, потянув его к себе, тем самым предотвратив удар. В процессе чего капюшон пьяного накинулся на голову.

В ярости, пытаясь вырваться из захвата, пьяный упал, поскольку координация была нарушена. Было понятно, что его агрессия направлена на нас. Согласно своим должностным инструкциям, почувствовав угрозу жизни своего здоровья, я вынужден был применить перцовый струйный баллончик. После этого пьяный посетитель отошел назад и скатился спиной вниз. Находился в сознании. Затем мы решили вывести его из бара. Мы подняли пьяного посетителя, но он начал оказывать яростное сопротивление. Мы пытались его успокоить, но он, вырываясь и угрожая нам, продолжал оказывать физическое сопротивление. Для безопасности не только нас, но и посетителей бара, которые всё видели, пришлось применить наручники, хотя в нашей ситуации сделать это было очень сложно. Правый наручник защелкнулся, а левый заклинило. Лежа на полу, пьяный продолжал материться, не успокаивался. В течение трех минут мы пытались застегнуть наручник. Я и напарник сидели на полу на коленях, держали пьяного только руками. При этом ни я, ни Бобылев в отношении пьяного гражданина никаких других действий не совершали.

Далее я решил, что необходимо прокрутить наручник, для этого нужны ключи, которые, как я полагал, находятся в машине. Мне пришлось позвать на помощь кого-нибудь из посетителей, поскольку мой напарник был не в силах удержать разъяренного мужчину. Вызвался на помощь мужчина в белой кофте и незамедлительно занял мое место. Я вышел к машине, стал искать ключи. Не найдя их, я позвонил с рабочего номера на рабочий номер второму патрулю, чтобы узнать, смогут ли они привезти ключи от наручников. Узнав, что второй патруль находится на базе по Хабарова, 2, я решил, что быстрее сам доеду до базы. После чего вернулся в кальянную с ключами. Приехав, увидел, что мужчина в белой кофте продолжает удерживать агрессивного мужчину, а тот продолжает вести себя агрессивно. Увидев меня, мужчина в белой кофте встал, и я продолжил держать руку пьяного. он продолжал агрессивно себя вести и материться. Я ключами пытался провернуть наручник, который заклинило, но это не помогло. Около 16:15 прибыли сотрудники полиции по вызову. Мы сразу отпустили мужчину, сотрудники приняли пьяного и сказали, что дальнейшая работа на их стороне. Сотрудники полиции отстегнули наручники и передали нам, сказав, что мы свободны.

При выходе из заведения в холл я позвонил оператору и сообщил, что прибыли сотрудники полиции, клиента приняли и отпустили нас. Примерно через две минуты вслед за нами вышел сотрудник ППС и попросил нас вернуться обратно в помещение.

Когда мы уходили, мужчина лежал на животе. А когда мы зашли в помещение обратно, мужчина лежал в другой позе, перевернутый на спину, без движения. Далее сотрудники полиции попросили нас выйти из помещения. Скорая помощь приехала через 26 минут с момента приезда полиции. Сотрудники Скорой попросили нас выйти в холл. Что происходило дальше внутри помещения, я не знаю. Далее бригада Скорой помощи вышла в холл и один из медработников сказал: «Ну вы, ребята, попали». Мы ничего не поняли, сами зашли внутрь и увидели – мужчина лежит в другом положении на этом же месте, головой повернут к окну, признаков жизни не подает. Через какое-то время на место происшествия прибыли оперативники. Среди прибывших я узнал заместителя министра МВД по Якутии Владимира Арбузова и заместителя начальника полиции Якутска Романа Тирского. Они сидели за столом и что-то долго обсуждали. Мы с Бобылевым в это время находились к другому концу зала на диване. К этому моменту у нас изъяли телефоны и посадили отдельно друг от друга.

Когда мы сидели в зале на диване, услышали, что этот буйный посетитель является действующим сотрудником – заместителем начальника уголовного розыска полиции Якутска, подполковником городской полиции Гаврилом Каприным. Никакой личной неприязни я в отношении Каприна не испытывал, так как видел его впервые в жизни. Тем более я не имел умысла причинять ему тяжкие телесные повреждения и никаких неправомерных действий в отношении Каприна не совершал. Все мои действия были направлены на пресечение его неправомерных действий Каприна. Действовал я в соответствии с должностными инструкциями.

Ближе к ночи нас с Бобылевым выводили из бара через центральный вход. На улице стояла толпа и кричали нам вслед – “убийцы!”».

Николай Саввин

Отметим, что по прибытию сотрудников полиции в 16:15 Скорая помощь была вызвана лишь в 16:29. Что происходило в течение 14 минут и чем были заняты сотрудники полиции, почему Скорая не была вызвана незамедлительно по прибытию, - остается неизвестным.

Также немаловажным является участие в задержании мужчины в белой кофте. Согласно видео с камер наблюдения, мужчина упирался коленом на тело Каприна в области грудной клетки. Однако данный мужчина не был привлечен в качестве подозреваемого.

Родные обвиняемого Саввина: Нам отказали в повторном СМЭ

На сегодня в отношении Саввина и Бобылева возбуждены уголовные дела Ст. 203 УК РФ (Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации) и ч.4 ст. 111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

Дочь обвиняемого Мария Мецкер считает, что своими действиями ее отец в принципе не мог нанести ущерб Каприну. Она подозревает, что у подполковника, возможно, были проблемы со здоровьем. И они усугубились в связи с употреблением спиртного в большом количестве.

«Согласно результатам проведенной судебно-медицинской экспертизы, содержание алкоголя в крови Каприна Г.Г. составляло 3.29 г/дм3, а в моче 4.17 г/дм3, что соответствует тяжелой степени интоксикации, при которой вероятен летальный исход», - говорится в ее жалобе.

Однако эксперт, проводивший судебно-медицинскую экспертизу, не учел влияния данного тяжелого состояния на наступившее последствие в виде смерти Каприна.

— По версии обвинения следствия, смерть наступила в результате механической асфиксии – иначе говоря, сдавливания в области грудной клетки. В то же время в документе приведена фраза из медицинской литературы – если в течение 18 минут давить на грудную клетку, человек может умереть от асфиксии. Но Каприн лежал на животе, что подтверждает само обвинение и запись с камер видеонаблюдения. Таким образом, сотрудники ЧОП не могли давить на грудную клетку напрямую. Следовательно, нужно учитывать время, необходимое для механической асфиксии при давлении со стороны спины, эти данные эксперт не привел. По версии следствия, давление оказывалось в области груди со спины, поэтому по логике вещей эта версия должна отпасть и Каприн не мог погибнуть от давления на спину в области живота непосредственно в результате асфиксии. В таком случае у погибшего на теле должны быть как минимум гематомы в области спины, сломаны ребра и деформированы внутренние органы. Ничего этого в СМЭ нет – ни фотографий спины, ни описания, - говорит Мария.

По словам Марии, они отправляли материалы СМЭ независимому эксперту. Тот указал, что, судя по материалам, у Каприна нет признаков асфиксии – нет характерного синего цвета от удушения и разбухания. По данным реанимации, погибший был бледный, а это больше говорит о смерти по другим причинам – например, могло отказать сердце. Также есть нестыковки в карте Скорой помощи. Согласно карте, сотрудники прокапали Каприну физраствор в количестве 750 мл, а также сделали укол адреналина в вену. Отсюда вопрос – как мертвому человеку, у которого отсутствует циркуляция крови, могли быть оказаны данные мероприятия?

Выяснить это могла бы помочь повторная судебно-медицинская экспертиза. С таким ходатайством обратился в Следственный комитет адвокат обвиняемого Владислав Тимофеев. В качестве основания он указал неполноту, неясность и другие обстоятельства заключения эксперта №1013 от 21.12.2022. Также он просил предоставить историю болезни потерпевшего Гаврила Каприна.

Однако следователь Самсонов как в проведении повторной судебно-медицинской экспертизы отказал.

Комитет общественного контроля: Постановление об уголовном деле вынесено необоснованно

Адвокаты Саввина обратились с жалобами в прокуратуру Якутска, были на личном приеме у заместителя прокурора, ждут ответов из прокуратуры.

Также родные обвиняемого написали жалобу в Якутское представительство Национального комитета общественного контроля (МОО НКОК) по городу Якутску (недавно ведомство возобновило свою работу).

Олег Пустовой и его помощница Наталья Гирагосова

«19 января 2023 года ко мне как к руководителю Представительства МОО «Национальный комитет общественного контроля по Республике Саха (Якутия) – депутату Госсобрания (Ил Тумэн) обратилась с заявлением дочь обвиняемого Саввина Николая Дмитриевича. В своем заявлении она сообщила, что 12 ноября возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2. Ст. 203 УК РФ и ч.4 ст. 111 УК РФ в отношении ее отца Саввина Николая Дмитриевича 20.04.1964 г. р. Она считает, что гражданские права ее отца Саввина Николая Дмитриевича нарушаются и уголовное дело фабрикуется. Просит добиться объективного и всестороннего расследования.

На основании изложенного прошу вас провести проверку по факту возбужденного уголовного дела по признакам состава, предусмотренного ч. 2. Ст. 203 УК РФ и ч.4 ст. 111 УК РФ в отношении ее отца Саввина Николая Дмитриевича 20.04.1964 г. р., поскольку полагаю, что постановление о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2. Ст. 203 УК РФ и ч.4 ст. 111 УК РФ, вынесено необоснованно в результате неправильной трактовки ст. следователем СО по Якутску СУ СК России по РС (Я) Н.М.Самсоновым, обстоятельства произошедшего», - говорится в обращении руководителя представительства Олега Пустового в прокуратуру Якутска.

Между тем супруга Николая Саввина Изабелла Петровна сообщила «Якутия.Инфо», что в данное время в отношении ее мужа оказывается давление.

— Коля сообщил нам по телефону, что к нему в СИЗО приходил следователь и заставлял его подписать документы без адвокатов, - рассказывает супруга. – Коля сказал, что без адвокатов ничего не будет подписывать. Когда конвой ушёл, следователь стал его унижать и оскорблять. Сказал – мол, тебе грозит 18 лет реального срока, что ты оттуда не выйдешь, что тебя там сгноят и всё в таком тоне. Это психологическое давление. Коля говорит, что у него потом сердце заболело (у него имеются проблемы с сердцем, он перенес микроинфаркт). Следователь давил на Колю сильно. Коля написал жалобы Уполномоченному по правам человека и в Следственный комитет.