Накопленный смех актуального искусства: Куратор выставки «Копи смех к зиме...» Елена Васильева рассказывает о проекте
YAKUTIA.INFO. В Центре культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина (ЦКиСИ) открылась художественная выставка «Копи смех к зиме...». В экспозиции представлены работы якутских художников, которые работают в различных современных техниках изобразительного искусства.
Выставка впервые была представлена публике в Московском музее современного искусства в июне прошлого года. Она сразу же привлекла внимание специалистов, а посетителей, по подсчетам музея, было несколько десятков тысяч. Этот концептуальный проект стал одним из самых заметных для якутских художников за последние годы. Тем более если говорить именно о выставках современного искусства или, как его еще называют, актуального искусства.
О выставке довольно много писали, но до родной для художников Якутии дошли только отголоски этих публикаций. Зато те, до кого эти отголоски дошли, захотели, конечно, увидеть все это в Якутске. Не у всех есть возможность вылететь в Москву для удовлетворения жажды прекрасного и актуального. И вот спустя почти год это событие все-таки случилось. И едешь-то вроде на эту выставку в сторону аэропорта, но поворачиваешь не направо, а налево. Не в порт, а в ЦКиСИ. Прекрасное и актуальное из Якутии вот уже тут – в Якутске. И теперь все желающие могут увидеть то, что высоко оценили в столице России. Немногочисленные любители современного искусства, которые приходят на открывшуюся выставку, оставляют отзывы в духе - «Похоже, что как будто это не Якутске, а где-то в Москве или в Питере».
Куратор выставки Елена Васильева рассказывает о том, как проект «Копи смех к зиме» появился и развился, а также об актуальном искусстве в Якутии.
— Выставка в Москве открылась почти год назад по инициативе Московского музея современного искусства, а организатором выступил фонд развития современного искусства «АйарКут». Предыстория появления проекта очень интересна.
Сам фонд был основан в 2021 году Надеждой Зиновской и Арсеном Томским, которые объединили свои усилия, чтобы продвигать художников из Якутии. Их первые проекты были весьма заметными. К примеру, участие якутских художников на арт-ярмарке blazar в Москве. Показательно, что все представленные там работы были проданы.
В том же 2021 году известный арт-куратор Александр Буренков впервые приехал в Якутск с целью знакомства с современным искусством Якутии. Тогда же был создан журнал и интернет-сайт «АйарКут». А уже зимой, он как художественный руководитель этого движения, сделал международную онлайн выставку «Голоса земли», которая очень вдохновила наших художников.
И это вдохновение и вдохновило на проведение выставки в Москве?
— Да, в это время уже начали готовиться два выставочных проекта под эгидой фонда «АйарКут». Для реализации одного из них в Якутск приехал куратор и галерист из Москвы Александр Бланарь. Его задача состояла в отборе работ для выставки в пространстве арт-площадки московского отеля «Рихтер». А другой выставочный проект при поддержке фонда «АйарКут» и уже упомянутого мной Александра Буренкова должен был состояться в Афинах. Этот последний включал работы группы «Архетип» и Кюнней Егоровой ЙЭН СУР.
Итак, два столичных куратора по имени Александр. Два выставочных проекта. Это уточнение, чтобы читатели не путались. Но в итоге проект получился один.
— Работы для этих выставок уже находились в Москве в галерейном кластере «CUBE.MOSCOW». Подготовительный процесс активно развивался. А мы говорим о начале февраля 2022 года. А потом… Потом случились всем известные события и все выставки отменили. Но работы при этом остались в Москве. И вот тогда появилось предложение о проведении выставки в Московском музее современного искусства.
И появилась задача придумать концепцию будущей выставки.
— Новый проект предложили курировать мне совместно с Александром Бланарем.
Это действительно была интересная задача для меня и безусловно ответственная миссия представить наш центр в качестве партнера региональной программы Московского музея современного искусства. Нужно было собрать выставку, создать смысловое поле. Ведь изначально это были два разных проекта.
Помимо уже готовых для выставки работ я пригласила еще несколько художников, которые работают с медиа – то есть с видео, анимацией и аудио. И на этой основе придумать концепцию проекта, что было, признаюсь, не просто. А именно, найти что-то объединяющее все эти произведения. В какой-то момент я нащупала некую, назовем ее, поколенческую концепцию. То есть вырисовывались три поколения, которые являются яркими представителями различных периодов развития искусства Якутии.
Три поколения? Это не только молодые или почти молодые художники.
— В том числе молодые, но, конечно, не только молодые. Можно сказать, что это исторический анализ, тех процессов, которые относятся к современным художественным практикам, но работы авторов охватывают довольно продолжительный период, начиная примерно с девяностых годов.
Могу уточнить, что изначально работы отбирал Александр Бланарь и он познакомился с художниками – яркими представителями конца девяностых – начала нулевых. Это Наталья Николаева, Анна Петрова, Ольга Скорикова. И как раз творчеством этих художников он вдохновился. И потом еще отобрал работы Устиньи Прокопьевой и Надежды Комиссаровой. Та несостоявшаяся выставка в арт-пространстве Рихтер должна была включить пять авторов.
Но вышло иначе. У тебя уже появилась объединяющая концепция. И вот еще название «Копи смех к зиме... довольно необычно звучит.
— Да, концепция уже вырисовывалась, а названия пока не было. И вот однажды, просматривая видео Светланы Романовой, увидела эпизод, где молодой поэт Глеб Габаев читает свои стихи. Запоминающийся эпизод. Ночь, остановка, холодное время года. И вот он читает стихи.
Почти: «Аптека. Улица. Фонарь».
— И там строчка запала мне в душу. «Копи смех к зиме, как зверь копит мех и сало». Я несколько дней была под впечатлением этих строчек. А когда готовишься к выставке, работаешь над текстом, то всегда видишь вокруг какие-то приметы, знаки того, что нужно сейчас делать. И вот поняла, что первая строчка – это и есть название для нашей выставки.
Посоветовалась с Сашей Бланарем. А он не приветствовал такие ассоциации с зимой. Посчитал, что с точки зрения продвижения проекта название не совсем удачное.
Опять снежная пустыня. Опять зима с Якутии и в Якутии начинается и почти никогда не кончается. Как будто бы все те же избитые смыслы. Так, видимо, подумал.
— Возможно. Но потом он все же согласился, что название удачное. И художникам название очень понравилось. А я считаю, что название дало большую глубину нашей выставки.
Эта фраза как будто бы еще и о накоплении некого эмоционального капитала, жизненного ресурса. С позиции того, что каждый из художников в молодости очень много создавал, чтобы вкладывать в свое будущее развитие.
Как, впрочем, и каждый человек. Накапливать и формировать позитивный ресурс. Что помогает пережить ему моменты кризиса в будущем.
Итак, выставка «Копи смех к зиме...» открылась в Москве в июне. Расскажи о том, как вы выстроили экспозицию?
— Во-первых, скажу, что у нас выстроились очень хорошие отношения с коллективом музея и пространством Образовательного центра на Еромолаевском переулке, 17. Экспозиция, считаю, получилась очень выразительной.
Учитывая, что мы с коллегами работали дистанционно и у меня в наличии были только план и фото выставочного пространства. Я буквально закрывала глаза и мысленно бродила по нему, представляя то, как все будет выглядеть.
В итоге коллеги на месте немного скорректировали и получилась довольно цельная камерная экспозиция. Мы разделили работы на две части – медиа-контент в небольшом зале и остальные произведения в, назовем его, «основном зале», хотя он тоже небольшой. Получилось очень хорошо поработать со светом, а также я осуществила свою давнюю мечту – попробовала технологии направленного звука, а именно звуковой душ.
Можно несколько слов об этом. О звуковом душе.
— Эта такая технология, при которой аудио-диапазон достаточно узкий и его можно максимально локализовать. Звук таким образом можно направить в определенную точку, и он локально взаимодействует с человеком. И только он слышит этот звук. Мы применили эту технологию для арт-объекта Ымыы. Установили датчик движения, и когда посетитель был, рядом включался звук.
Как ваш проект приняли посетители и профессиональное сообщество?
— На открытии было очень много людей – представителей различных институций, журналистов, блогеров. Пиар-служба музея работает великолепно! Отзывы были исключительно положительные.
Например, были такие мнения, что художникам удалось создать некое мета-пространство, связанное с философским контекстом. Говорили, что на выставке можно услышать особое звучание традиционной культуры без использования культурных клише. В итоге время работы выставки продлили на два месяца по инициативе администрации музея.
Она закрылась только в октябре. Резонанс был довольно заметный. Более 150 публикаций в СМИ. И это действительно радует. Замечательные слова оставили посетители в книге отзывов. Например, о том, что очень интересно через художественную оптику увидеть, как и чем живут в других регионах. Ведь многие ожидали, как оказалось, увидеть почти прикладное искусство. Но хочу сказать, что у нас не было задачи показать такой монолит якутского искусства. Это скорее частный разговор каждого автора с каждым посетителем.
Конечно. Надеюсь в Москве это понятно. И они не восприняли проект как ретроспективу искусства Якутии или как выставку наиболее актуальных, маститых и тому подобного авторов.
— Да. Мы, я так думаю, не дали повода так считать.
Есть какая-то статистика по посетителям?
— Конечно. Выставку за четыре месяца посетили почти 36 тысяч человек.
Это очень много. Впрочем это, конечно, многомиллионная Москва. Но нам в разговоре пора бы из столицы вернуться в Якутск, где в Центре современного искусства открылась эта нашумевшая выставка «Копи смех к зиме...». Тем более, что в Москве она была открыта четыре месяца, а в родных стенах будет работать всего чуть более двух недель. Нужно поторопиться рассказать. А тем кто заинтересуется ее посетить. Итак, идея чтобы ее повторить в Якутске, родилась сразу?
— Она даже не родилась. Все участники как-то решили, что проект нужно показать здесь и исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и директор нашего центра Евдокия Винокурова поддержали эту задачу. Тем более, что и наше профессиональное сообщество интересовались, если выставку можно будет увидеть в Якутске.
У нас получилось максимально адаптировать московскую выставку к реалиям нашего зала в Центре современного искусства.
А душ, звуковой душ?
— Нет. К сожалению, у нас этих технологий пока нет. Но все остальное, я считаю, получилось перенести максимально точно.
Не было соблазна дополнить экспозицию работами других художников?
— Нет. Просто хотелось повторить московский проект. У нас не было задачи расширить состав. И то, как у нас все здесь получилось, мне действительно нравится.
Поговорим немного о содержании. О работах и их авторах. Избирательно.
— Начну с того, что художники, представленные на выставке, работают в разных направлениях. Например, Наталья Николаева – великолепный академический живописец, но вместе с тем работает в разных направлениях как автор концептуального искусства и как организатор арт-проектов. Она представила работу «Красный день календаря», такой рейди-мейд – то есть произведение из готового объекта, а также живопись, посвященную символам малочисленных народов Севера. Работы Анны Петровой обращены к сложным, многослойным образам генетической памяти. Ольга Скорикова работает с темой времени и сезонностей. Молодые авторы в основном работают с личной коммуникацией с пространством и смыслами родной культуры, в основном много обращаются к таким выразительным средствам, как видео, аудио и анимация. Например, Александр Иннокентьев и Аня Иннокентьева. Джулиана Семенова представила свою невероятно тонкую в своей эстетике работу в жанре стихографики, показывая звуковое богатство родной речи. Сардаана Хохолова создала аудио-инсталяцию «Радио Мома», которую она подготовила специально для выставки. Группа «Архетип» также специально для проекта (правда, изначально для Афин) реализовала необычный тактильный арт-объект.
В целом все работы, я считаю, очень глубокие и медитативные. В них нужно погружаться, попробовать войти в диалог с авторами. Многие работы не очевидны, то есть смысл не всегда лежит на поверхности. Несмотря на то, что большинство работ снабжено авторской аннотацией, они как будто бы оставляют недосказанность.
И еще один важный момент. Все работы объединены концепцией времени. Не всегда напрямую, но каждый из авторов обращается к этому понятию.
Современное искусство Якутии актуально?
— Искусство обращено к рефлексии. Актуальное искусство рефлексирует сегодняшнюю повестку. И обращено не только к внутреннему миру художника, но в большей степени к окружающему миру, к общественному. И наши авторы в этом смысле очень актуальны, вне зависимости от принадлежности к тому или иному поколению. Авторы работают с остроактуальными темами. Другое дело, что они, возможно, довольно иносказательны.
Что за актуальные темы?
— Экология, социальные потрясения, утрата идентичности.
В чем, на твой, взгляд, особенности художественной среды именно Якутии?
— Характерно то, что у нас нет никакого художественного рынка. А еще отсутствие акционизма. То есть художники практически не делают политических или остросоциальных высказываний. Это, наверное, основные черты. Но это мое личное наблюдение.
Обратил внимание, что в вашем проект сплошь женский пол. Кажется, всего один молодой человек. Это отражает актуальное состояние актуального искусства – актуальное искусство с женским лицом? Или просто так случайно получилось?
— Получается, что так. Начиная с объединения "Флогистон", которое существовало в 90-гг., можно сказать, что большинство тех, кто работает в современных художественных практиках – это женщины. Современные авторы сильного пола в основном работают в жанровой живописи, скульптуре, ювелирном искусстве и преимущественно в русле академического искусства.
В Москве несколько десятков тысяч посетителей было. А в родном для художников городе посетителей, по вашим подсчетам, всего несколько десятков.
— По статистике только 40% населения России в какой-то мере посещают выставки современного искусства. Академические или исторические проекты привлекают большее внимание. Есть и у нас, как организаторов, некоторые недоработки. Но мы ждем всех в Центре современного искусства. Это действительно замечательный проект.