Жизнь 9:00 / 8.2.2024 Просмотров: 4248

Адвокат обвиняемой по делу школы неслышащих: Федорову могли оговорить заинтересованные лица

  • Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Уголовное дело по школе для неслышащих в Якутске вызвало не только резонанс, но и неоднозначные оценки. Что вполне закономерно: ведь оно повернулось так, что воспитатель Валентина Федорова, ранее заявлявшая об истязаниях в учреждении, вдруг сама стала основной обвиняемой.

С одной стороны, может показаться логичным. Мол, кто громче кричит «держи нарушителя», тот, дескать, сам и нарушает. С другой стороны, на наш взгляд, сделать крайней Федорову в этой ситуации тоже может быть выгодно. И такого же мнения придерживается сторона ее защиты.

«Якутия.Инфо» связалась с адвокатом Федоровой Дмитрием Антипьевым, который вкратце изложил нам свое видение по данному делу.

Дмитрий Антипьев

— Дмитрий Николаевич, как вы лично для себя можете охарактеризовать Валентину Федорову? 

— ⁠Федорову Валентину я знаю как своего доверителя, и охарактеризовать могу только с положительной стороны. 

Может ли как-то характеризовать Федорову то, что она оформила опеку над неслышащей Валентиной Заиграевой? 

— Опеку она оформляла, чтобы помочь ребенку. Хотела ее сама учить, так как ребенок не успевал в учебе. Также девочка жаловалась на издевательства в школе-интернате. Валентина помогла приемной дочери получить квартиру по инвалидности, сейчас девушка живет отдельно, работает, но постоянно поддерживает связь с матерью. По сути, Федорова поставила на ноги девочку-инвалида. Это также характеризует ее с положительной стороны как человека, который помогает нуждающимся в помощи. 

Основное обвинение следствия строится на показаниях детей, которые заявили, что Федорова била их. Что вы, как сторона защиты, можете сказать в противовес этим показаниям? 

— Показания детей следствие обязано проверить, оговорить можно любого человека. Мы ходатайствовали о проведение очных ставок со всеми потерпевшими в присутствии незаинтересованных педагогов и сурдопереводчиков, причем не из республики. Также ходатайствовали о проведении полиграфического исследования. Хоть это и не является доказательством по уголовному делу, но выводы данного исследования подтвердят, что Федорова не лжет и не применяла физическую силу к детям. 

— Что у вас, как у стороны защиты, вызывает вопросы по данному делу?

— Следственные органы в 2023 году возбудили уголовное дело по истязанию детей в школе по заявлению Федоровой, которая обратилась в органы после обращения к ней детей. Однако дети изменили показания и сказали, что не имеют претензий ни к кому, в связи с чем уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления. Спустя непродолжительное время Следственный комитет вновь возбуждает уголовное дело по истязанию несовершеннолетних детей, только теперь дети указывают на Федорову.

Вопросов по данному поводу много: почему ранее дети не говорили, что Федорова их бьет, почему дети обратились к ней за помощью, ведь если она причиняла боль детям, они бы к ней за помощью не обратились. Причем дети постоянно меняют свои показания. Однако следственные органы все это не выясняют, так как они считают это лишним, уголовное дело расследуется по пути наименьшего сопротивления. Почему следствие еще в 2023 году не установило факт применения физической силы к детям, если это, якобы, было? И если в 2023 году уголовное дело было прекращено необоснованно, то по данному факту прокуратура города должна провести проверку. 

— Если Федорова на самом деле не била детей, какой смысл подговаривать детей, чтобы оговорить ее? 

⁠— На мой взгляд, данным оговором Федорову хотят отстранить от детей, чтобы она не могла с ними работать. Ведь если она продолжит работать в данном учреждении, выяснятся факты наличия нарушений, может быть, даже насилия над детьми со стороны педагогов на протяжении длительного времени, что абсолютно невыгодно заинтересованным лицам. 

— По вашим данным, был ли обеспечен корректный сурдоперевод того, что говорили дети – как в первом видео, где они обвиняли Прокопьеву, так и после, когда они обвиняли Федорову? 

— Я считаю, что привлечен некорректный сурдопереводчик и педагог. И, на мой взгляд, это должны быть незаинтересованные эксперты из-за пределов республики. По данному факту я передал ходатайство в следственные органы. 

— Какую роль могли бы сыграть психологи? Были ли они привлечены для работы с детьми, чтобы они дали максимально честные показания без какого-либо давления на них? 

— Возможно, дети бы перестали боятся тех, кто с ними общается и сказали бы, в связи с чем они дали такие показания, и кто на них мог повлиять. 

— Будете ли вы ходатайствовать о привлечении независимых психологов? 

— Данное ходатайство было передано в Следственный комитет Якутии через неделю после возбуждения уголовного дела. 

Приемная дочь Федоровой Валентина Заиграева жаловалась на издевательства в школе-интернате

Обвинение по факту истязаний и лже-свидетельствования предъявлено воспитателю школы для неслышащих Якутска Валентине Федоровой. Обвинение рассматривается по ч. 2. ст. 307 (дача ложных показаний) и п. п. «а», «г» ч. 2 ст. 117 (истязание) Уголовного кодекса РФ. За деяния по 117-й статье предусмотрено наказание свыше трех лет лишения свободы.

Напомним, что по событиям в школе-интернате для неслышащих в Якутске летом 2023 года было возбуждено уголовное дело. Оно рассматривалось по 117-й статье УК РФ (истязание заведомо несовершеннолетних), но позже было прекращено за отсутствием состава преступления.

В январе этого года события вокруг школы-интерната для неслышащих в Якутске вышли на новый уровень, попав в крупные федеральные каналы «Baza» и «Осторожно, новости». Инициатором обращения стала воспитатель учреждения Валентина Федорова. Она заявила, что в учреждении истязали детей, однако никаких мер по данным фактам так и не было принято.

Далее, 15 января 2023 года, по событиям в школе-интернате было возбуждено новое уголовное дело. Оно рассматривается по признакам состава преступления, предусмотренного п. п. «а», «г» ч. 2 ст.117 УК РФ (истязание заведомо несовершеннолетних).

Также, по версии следствия, в действиях Федоровой «имеются достаточные данные, указывающие на признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2. Ст. 307 УК РФ (дача заведомо ложных показаний свидетеля)». Иначе говоря, следственные органы посчитали, что Федорова, ранее обвинявшая в истязаниях детей свою коллегу Любовь Прокопьеву, могла оговорить ее, а избивала детей сама.

По данным «ЯИ», в данное время в Следственном комитете есть показания четырех учащихся, которые написали, что что Федорова якобы причиняла им морально-физические страдания.

В комментарии «ЯИ» Валентина Федорова категорически опровергла обвинения в свой адрес. Она считает дело сфабрикованным, а показания детей не соответствующими действительности. «Мы пойдем до конца – правда за нами», - сказала она.

Нынешнее руководство школы для неслышащих