Жизнь 14:38 / 25.2.2014 7625

Томские велосипедисты: «в минус 50 мы чувствовали себя достаточно комфортно»

Текст: ЯкутияИнфо
YAKUTIA.INFO. Участники экстремального велопробега «Дорогами памяти» рассказали якутским журналистам о своей миссии и особенностях езды на велосипеде в суровых северных условиях. Напомним, в первый день февраля стартовал велопробег «Дорогами памяти», маршрут которого проходит по территории республики Саха (Якутия). Длина предполагаемого пути, который предстояло преодолеть участникам экспедиции, составила около 3,5 тысяч километров. Велопробег носит миссионерский характер и посвящен жертвам политических репрессий. Реализуется проект при поддержке Томского областного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» и благотворительного фонда «Мыс Горн». В пробеге участвуют три велосипедиста: Кшиштоф Суховерский из Польши, Иоанн Чечнев и Егор Ковальчук из Томска. Также, координатором проекта работает фотограф Оксана Луговая. В ходе своего путешествия парни ощутили на себе все прелести пятидесятиградусных морозов, в том числе освоили ночевку в якутской тайге. Ребята являются примером мужества и упорства, причем они ни профессиональные путешественники, ни ярые велосипедисты. Их затею объехать Якутию зимой встретили со скепсисом даже сами жители республики. В Якутск команда прибыла поздно вечером 21 февраля, в пятницу. Они встретились с владыкой Якутским и Ленским Романом, который благословил их поход. А вчера велосипедисты провели ряд встреч с молодежью и журналистами. Николай Макаров, специалист министерства по молодежной политике РС(Я) прокомментировал приезд велосипедистов: – Ровно месяц назад на нас вышли с письмом из города Томска и попросили, чтобы министерство посодействовало в проведении международного велопробега по республике. Мы были несколько удивлены протяженностью маршрута, ведь он пролегает от города Нерюнгри до Черского. Маршрут составляет примерно 3,5 тысячи километров и охватывает 13 муниципальных районов. Это было несколько неожиданно для нас и даже отправляли письма, где сообщали о том, что маршрут должен быть перенесен на более поздние сроки. Мы прекрасно знали какие морозы стояли – это был сущий ад. Температура тогда стояла за 50 градусов мороза. Позже мы узнали, что проект уже начался и о перенесении сроков не может быть и речи. Я уже ранее сталкивался с такими экстремалами. Я тогда работал в Покровске и мы узнали что пешком через Якутию идут пять студентов из Польши. Они шли по следам своего земляка, который сбежал из лагеря ГУЛАГ и вернулся на родину через Индию. Мы отправили их до Олекминска на транспорте. Через два месяца мы узнали что они дошли до своей точки назначения, позже вышел фильм по мотивам этой поездки. Так же я узнал что был снят фильм по мотивам этой поездки Когда сказали что сейчас по Якутии собираются ехать на велосипедах люди из Томска и один гражданин Польши, я был озадачен. Но, встретившись с таким упорством, уже был уверен что они доберутся до своей цели. Иоанн Чечнев, руководитель проекта: - Начну с предыстории проекта. Темой репрессий мы занялись еще в 2011 году. Тогда был реализован первый проект. Он проходил по Томской области и Ханты-Мансийскому автономному округу. Он был необычен, в него мало кто верил. Мы выходили по осени на байдарках от Томска до Ханты-Мансийска. Именно тогда мы тогда поняли насколько подача такого материала (мы его назвали методом экстремальных экспедиций) близка по духу современной молодежи. Реализация проекта началась задолго до основного этапа, по Якутии. Первая презентация прошла на нашем региональном форуме «Томский коллайдер», мы заняли первое место как лучший молодежный социальный проект. Потом мы выиграли грант как лучший социальный проект Томской области. Затем мы уже начали этап по Западной Сибири, прошли порядка 600 километров по зимникам Томского севера. И, уже основную часть проекта, мы начли уже в Якутии. - Расскажите, как вы доехали до Якутка - Стартовал проект в городе Нерюнгри. В течении трех недель мы двигались в сторону Якутска и 21 февраля мы доехали до столицы. Если говорить о маршруте, то в течении всего пути мы проводили встречи в населенных пунктах в Нерюнгри, Алдане, Томмоте, в Покровске. Мы проводили встречи со школьниками, студентами. Так же, как вы уже знаете, мы долго не могли выехать из Хатыми. Мы там задержались на четыре дня. Три раза мы выходили и возвращались обратно, потому что были морозы. Ночью температура доходила до -60, днем -55. На четвертый день температура была -50. Тогда и мы перешли через перевал Тит и добрались до Большого Нимныра. Дальше дорога было более менее неплохая, правда морозы спали только в последние 4-5 дней перед Якутском и ехать было более-менее комфортно. По возможности мы ночевали с населенных пунктах, в тепле. Одна ночевка была в палатке, в ночь при температуре -50 градусов мы чувствовали себя достаточно комфортно, так как у нас очень хорошая экипировка. Потом мы увидели информацию в СМИ что мы не подготовленные. Мы хотим сказать что у нас очень теплая экипировка. Научное предприятие предоставило нам 5 комплектов вещей с оленьим мехом, спальные мешки выдерживают до -60 градусов. Они были изготовлены московским путешественником Алексеем Воровым. Единственная проблема была – это одевать утром одежду. Она на ночь вымораживается, потому что по другому ее не высушишь. После выморозки мы с утра одевали замерзшую одежду, в течении 40-60 минут она отогревалась и становилась сухой. - Скажите о своем дальнейшем маршруте. И собираетесь ли вы 100% пути проехать на велосипеде? - Да, мы в течении всего пути мы не прибегаем к другим видам транспорта. Мы весь путь будем проходить пешком и на велосипеде. Дальнейший наш путь после Якутска – это Хандыга, Оймякон, Усть-Нера и Зырянка. После Зырянки мы выйдем на застывшую Колыму и по ней будем продвигаться на север через Среднеколымск к поселку Черскому. В Черском закончится данная экспедиция. После завершения проекта он будет презентован в 10 городах России, с Востока на Запад, провести фотовыставку и провести презентацию видеоматериалов. В задачах так же снять документальный фильм и найти исторические материалы. На нашем пути есть два основных лагеря - это лагерь «Васильевка», неподалеку от Алдана (мы его уже посетили) и лагерь «Амбарчик», неподалеку от Северного Ледовитого океана. - Ваша поездка считается экстремальной даже по меркам коренных жителей Якутии. Звонили ли вам, пытались ли вас отговорить от поездки? - Мы не экстремалы. Мы даже велосипедистами себя не считаем. А звонки были – и это совершенно нормально. Мы понимаем беспокойство, маршрут действительно очень сложный. Он сложен по протяженности, по условиям прохождения. Поэтому беспокойство тех или иных органов мы принимаем адекватно. Мы очень благодарны министерству по делам молодежи, МЧС, Епархии – всем организациям, которые нам помогают в пути. Мы готовы и к более автономным условиям, уже на Колыме будут промежутке по 300 километров. Там мы уже больше времени ночевать в палатке. - Расскажите, что за икону вы везете с собой? - Наш проект имеет три аспекта – исторический, спортивный и миссионерский. Миссионерским он является потому что мы провозим по местам ГУЛАГ икону новомучеников и исповедников Российских. В православных храмах проводятся молебны и проходят встречи с прихожанами. Новомученники – это практически наши современники, которые пострадали за Христа и за веру. В Якутске мы встретились с Владыкой Романом, мы получили от него и поддержку и благословение на дальнейший путь.