Экономика 12:54 / 9.3.2016 7992

Николай Шаронов: для развития Якутии не хватает доброй воли ваших властей

Николай Шаронов: для развития Якутии не хватает доброй воли ваших властей
Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. В Якутске на минувшей неделе прошел дальневосточный этап чемпионата World Skills Россия. В программе мероприятия были соревнования по самым разным компетенциям (трудовым дисциплинам). В их числе было и ювелирное дело. Главным экспертом, оценивающим мастерство якутских ювелиров, стал руководитель «Школы Шароновых» Николай Шаронов.

Мы встретились с Николаем Михайловичем, чтобы обсудить с экспертом состояние якутской экономики в разрезе некоторых отраслей, ее перспективы и проблемы. У нас большой потенциал и задел, которые, к сожалению, пока игнорируются региональными властями. Впрочем, и сам бизнес зачастую ведет себя не совсем правильно. Об этом и многом другом мы поговорили с именитым гостем.

СПРАВКА: Шаронов Николай Михайлович

Руководитель «Школы Шароновых»; профессор; генеральный директор ООО ХПФ «СКАНЬ»; заслуженный ювелир; кавалер ордена Карла Фаберже; кавалер ордена Франца Бирбаума; президент Тольяттинской палаты ремесел; член Международного союза дизайнеров; член Творческого союза художников России; главный эксперт компетенции «Ювелирное дело» WorldSkills Россия; член Rotary International Togliatty.

- Николай Михайлович, для начала простой вопрос – как вас сюда вообще занесло?

- Мы являемся национальными экспертами ювелирного дела движения World Skills в России. Это международное движение, Россия в него вошла три года назад. Оно только-только набирает обороты. По стране движение курирует Владимир Путин, на местах – президенты и губернаторы. Движение стало всероссийским и является очень полезным.

- Чем полезное?

- Дело в том, что оно несет в себе международные требования и стандарты профессии. Российские стандарты немножко отличаются от международных. А вернее, немного от них отстают, поскольку до сих пор ориентируются на те времена, когда продукции требовалось очень много, и она была однотипной. Учить квалифицированного рабочего-исполнителя было необязательно. Этому работнику приходилось расписывать все его телодвижения, радиусы закругления, толщины и прочее-прочее.

Движение World Skills требует взращивания специалиста иного рода – того, который умеет думать.

То есть в техническом задании может быть всего два размера – высота и ширина. Всю остальную стратегию, как выполнить изделие, мастер-исполнитель уже решает сам. И это умение уже дорогого стоит. Чтобы вырастить такого специалиста, нужно много поработать. Я сам одновременно с педагогической деятельностью являюсь представителем ювелирной отрасли.

Движение World Skills требует взращивания специалиста иного рода – того, который умеет думать

- А какие вкусы у мирового и российского рынка?

- У нас дефицит ювелирных изделий уже закончился, и сейчас требования клиентов другие – это мелкая серия, а лучше эксклюзив. С такой работой как раз и должны справляться мастера, которые будут готовиться по стандартам World Skills. Рынок насытился – если раньше ювелирные изделия были дефицитом, то сейчас их можно купить, образно говоря, в овощном магазине.

- А если говорить о состоянии российской гранильной и ювелирной отрасли, то насколько соответствует оно запросам клиентов? И, как говорят еще, текущим трендам?

- Россия всегда славилась ювелирными мастерами, огранщиками, камнеобработчиками. Наша страна сверкала, и наши предшественники – Овчинников, Фаберже – доказали это всему миру. Но у России непростая судьба. Была революция, которая многое раскатала, в том числе, и в ювелирной отрасли.

Были времена, когда профессия ювелира была подпольной. Когда ты, имея собственную серебряную ложку от бабушки, что-то с ней сделав, рисковал угодить в тюрьму, с конфискацией имущества. Потому что ты посягнул на клеймо, ты его разрушил. То есть были большие проблемы в отрасли в целом.

Но теперь, слава Богу, времена изменились. И бизнес в России, как всегда, претерпевает всевозможные грани. Были времена, когда ювелирный бизнес был полностью белым, или черным, или серым.

- А какой он сейчас?

- Сейчас он опять уходит от белого и превращается в серый. Потому что жить и функционировать стало очень тяжело. У государства мало средств, чтобы платить пенсии, и текущая политика государства сводится к тому, как бы с кого забрать деньги, чтобы покрыть свои потребности. И лучшим донором для государства оказались ювелиры.

- Откуда такое отношение?

- Чиновники считают, что ювелиры не особо нужны – они ведь не те, кто печет хлеб, то есть вроде как не обеспечивают насущные потребности государства.

И поэтому отрасль сейчас находится в очень непростом положении. Как результат, многие ювелирные предприятия закрываются. Кто-то закрывает бизнес и уезжает отдыхать на Гавайи. Другие сворачивают бизнес, чтобы перевести его в более комфортные зоны. Ведь бизнес – это математика. А если задача не складывается или минусуется, значит, просто не стоит этим заниматься.

В республике есть многое для успеха ювелирной отрасли – сырье, мастера-гранильщики и ювелиры

- А как обстоят дела в Якутии, на ваш взгляд?

- Я могу сказать как среднестатистический россиянин. Что я знаю про Якутию? У вас добываются золото, алмазы – замечательные, чистые, настоящие, качественные. Недаром «Де Бирс» долгое время здесь пыталась отстаивать свои интересы. Далее, есть мастера, есть народные традиции ювелирного искусства. Таким образом, в республике есть многое для успеха ювелирной отрасли – сырье, мастера-гранильщики и ювелиры.

- А чего не хватает?

- На мой взгляд, не хватает доброй воли руководителей региона, которые не совсем понимают, чем они владеют. А они владеют золотом, бриллиантами и мастерами.

- Но они вам скажут, что помимо этого у нас есть, например, животноводство, в которое вбухиваются огромные деньги.

- Но основополагающее – это все-таки ювелирная и бриллиантовая отрасль.

- Потому что мы не повезем коров на экспорт, а ювелирку – легко?

- Ну, некоторые страны, где выращивается тот самый племенной скот, везут коров на экспорт, но они обладают для этого определенными условиями. А выращивать племенной скот в Якутии – мне кажется, это не совсем актуально. А, тем более, у вас уже есть все для ювелирной отрасли – остается только приложить к этому государеву добрую волю, и будет успех. В моих глазах Якутия – это почти как Сингапур, который на пустом месте выстроил ювелирный бизнес, свое благополучие и стал просто эксклюзивным местом на земном шаре.

- Вы сегодня ознакомились с продукцией ряда компаний. Как вы можете ее оценить?

- Я был в салоне «ЭПЛ Даймонд» и отмечу, что продукция компании отличается от многих своей современной интерпретацией, своим решением. Мне кажется, она принадлежит уже не республике, а миру, поскольку выпускает товар, способный успешно конкурировать с европейским и азиатским товаром. То есть он обладает некоторой космополитической составляющей и может продаваться в Аргентине, Японии, где угодно. Если мы говорим, что тут все делается на своем сырье, это гарантия того, что это будет настоящий металл, настоящий камень, настоящее качество. Это тоже добавляет товару ценность. Мы посмотрели эксклюзивный зал – ставка во многом делается на качество камня.

"Алмазное сырье уходит из Якутии, не став бриллиантом"

- То есть ситуация очень интересная. С одной стороны, к бизнесу относятся как к донору. С другой стороны, в отдельных регионах есть успешные компании, которые, тем не менее, не всегда находят поддержку у региональных властей. А есть регионы, где эта проблема решена – когда бизнес и власть нашли общий язык?

- Да, есть замечательная территория, которая называется Татарстан. Которая очень похожа на Якутию – это небольшая республика со своим народом, своим языком, своей культурой. Якутию можно сравнить с Татарстаном. Хотя республика, конечно, по размерам меньше, и там другие возможности, другой потенциал. Но пример Татарстана во многом показательный.

Там есть понимание самого рядового гражданина республики и главы региона в том, что республика должна быть самой лучшей, самой передовой, самой благоустроенной, самой перспективной. И вся вертикаль работает на один и тот же результат.

- Из чего состоит эта вертикаль?

- Вертикаль – это бизнес, власть и народ. За последние 10 лет Татарстан стал Меккой для всей России. Все международные соревнования, гранты выигрывает Казань. Буквально недавно в Сан-Паулу проходил розыгрыш места прохождения следующего чемпионата мира по World Skills. Претендентами были, в том числе, Франция и Бельгия. Так вот Казань победила в связи с представленными условиями. То есть следующий чемпионат будет проходить в Казани. А перед этим был чемпионат мира по водным видам спорта. Причем там все работает на перспективу. И все это без сырья и даже почти без использования региональных средств. В основном все проводится за счет дотаций из российского бюджета. То есть Россия заинтересована иметь такое место, где все это будет проводиться. Если Сочи – это общероссийская работа, то Казань – это самостоятельный проект. В этом есть большая заслуга руководителей республики.

- Что мы, якутяне, могли бы у них почерпнуть?

- Давайте зададимся вопросом – что такое ювелирная отрасль? Это интеллект, это деньги, это рабочие места. И все это дает ювелирная отрасль. Но, как любое производство, без кадров отрасль существовать не сможет. Кадры стареют, и все время должна быть ротация. То есть нужно поддерживать учебные заведения, курировать и добиваться высочайшего качества подготовки специалистов.

Далее, насчет сырья. Я был на Круглом столе, где было заявлено, что в республике добывается пять тонн золота в год. А в работе используется всего 300 килограмм! Все остальное уходит за пределы региона, а вместе с этим уходит и добавленная стоимость, которая могла бы быть привнесена в бюджет республики.

То же самое происходит с алмазным и бриллиантовым сырьем, которое уходит, не став бриллиантом. А ведь экономически выгоднее из республики отправить даже не бриллиант, а изделие с бриллиантом, и это еще один плюс к добавочной стоимости. При грамотной организации ювелирно-гранильной отрасли можно было выстроить здесь маленький Клондайк. И он по идее должен быть. Но когда я приехал, то увидел здесь множество проблем и вообще непаханую целину для работы.

- К сожалению, у нас региональные власти пока особо не понимают, как можно здесь выстроить систему, которая была бы выгодна всем.

- Непонимание властями важности и ценности конкретных отраслей промышленности приводит к тому, что те пытаются выживать сами по себе. А компаниям надо помогать. Ведь когда мы в Москве видим солидный торговый бутик, в котором представлена продукция якутских бриллиантов – мы узнаем не только о компании, но и о республике в целом.

- Между тем в Якутии стали появляться иностранные компании, которые как бы занимаются производством, но на самом деле больше заинтересованы в выкупе сырья. На ваш взгляд, надо ли с этим бороться?

- Понимаете, с тех пор как мир стал открытым, никто не мешает вам открыть производство и у них на территории. Например, что мешает захватить тот же индийский бриллиантовый рынок?

- Сами огранщики и ювелиры говорят, что в Индии работает хорошая программа по поддержке гранильной отрасли и с ними на их территории конкурировать сложнее. То есть им проще нас вытеснять, чем нам их.

- В том-то и дело, что у них есть государственная программа! Которая позволяет регулировать рынок – где-то кого-то подержать, кому-то, наоборот, осложнить работу.

То есть она соответствует государственным интересам страны. У вас та же самая история, только в обратном порядке. У вас есть государево представительство, которое должно отслеживать, кто на вашей территории должен быть благополучным, а кому должно быть сложнее работать. Приоритетность на территории должна отдаваться местным компаниям.

- А как это донести до властей? Они ведь не хотят слушать.

- Существует такая структура, как Гильдия ювелирных изделий и бриллиантов. Я считаю, что там должны быть не только и столько профессиональные ювелиры, сколько политики, люди, имеющие наводить мосты. Которые могут входить в администрации, доносить какие-то интересы до властей. То есть через этот инструмент надо работать с правительством. Нужно научиться дружить.

- В каком смысле «дружить»?

- Я не говорю о взятках – я говорю о дружбе как о возможности объяснить ситуацию. Приглашать их на производство, говорить о том, что у нас есть такой-то потенциал, благодаря которому нам всем будет лучше. Потому что начни на них штыковую атаку – ни к чему хорошему это не приведет. А вот научиться дружить, быть равноценными партнерами – это другое дело. Как это сделать – не знаю. Но появляются в истории личности, которым это удается.

- Вы сказали о связке, в которой, помимо властей и бизнесе, важную роль занимает народ. А какую роль играет он?

- Когда власть в успешной связке с бизнесом начинает приносить пользу региону, народ это сразу увидит. Именно настроение и поддержка народа дают уверенность и осознанность, что республика движется в правильном направлении. В Татарстане люди гордятся тем, что они живут на своей земле и у них все благополучно. Они не начинают искать лучшей доли где-то в другой стране. Они горды тем, что они живут у себя на земле, и у них все хорошо.

- А как этого добиться?

- Работать надо. Причем работать всем – власти, бизнесу, народу. И будет нам счастье. И самое важное, нужно донести народу понимание, что он имеет от процветания конкретного бизнеса в регионе. Кто объяснил народу, что благополучный бизнес приносит в копилку бюджета столько-то денег ежегодно?

Люди должны видеть, что их личное благополучие зависит от успешности того или иного бизнесмена.

То есть это уже капитализм не со звериным лицом, которым нас когда-то пугали, а с социально-заинтересованным. Когда мы с вами приходим на выборы, мы голосуем не за человека, а за стратегию, которую этот человек предъявляет.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров