Жизнь 1:39 / 11.3.2016 13795

Айынга: у древнего народа саха была руническая письменность

Айынга: у древнего народа саха была руническая письменность
Текст: Александра ПЕТРОВА

От редакции: история происхождения саха до сих пор вызывает много споров. Известный якутский общественный деятель, писатель публицист Андрей КРИВОШАПКИН — АЙЫНГА в публикуемом ниже интервью излагает свой взгляд на историю саха.

26.11.2012 г.

О происхождении народа саха веками спорят светила науки. «Откуда же родом сей неведомый, таинственный народ, каковы его корни?» — до сих пор нет полной ясности. Одним из людей, который интересуется данной темой, писатель, исследователь древнетюркского языка, тюркской рунической письменности Андрей КРИВОШАПКИН — АЙЫНГА. Сегодня мы с ним беседуем об истории народа саха, рунических письменах и религии древних якутов.

– Андрей Иванович, все народы имеют свою религию, все они признают, что есть высший разум, который управляет всем существующим. Это тема такая же необъятная, как и сама Вселенная. Поэтому буквально в двух словах расскажите, пожалуйста, об отличиях древней религии тюрков – тенгрианстве.

– Тенгрианство в своей основе является монотеистической религией и признает существование Бога-творца. Тенгрианская традиция выстраивает гибкую схему взаимодействия человека с природой и с космосом. В древнетюркской традиции человек не противостоит остальному творению как «венец природы», но осуществляет с ним гибкий энергетический обмен.

В религии тюркских народов существует большое количество промежуточных инстанций между Отцом-Тенгри и человеком. Это и могущественные благие существа, которых христиане называют ангелами, а язычники – малыми богами, и духи предков.

айынга1

Ученые-исследователи, называющие тенгрианство культом Неба, не правы. Небо является лишь видимой и наиболее убедительной манифестацией Тенгри. Тюркские шаманы делят космос на три мира: Верхний, Средний и Нижний. Нижний мир – царство грубой материи, доступное нашим чувствам.

Средний – тонко материальный мир мировой души, куда путешествуют шаманы во время своих экстазов.

Верхний – мир богов-ангелов. В этом представления тенгрианцев совпадают с картиной мира индейцев Северной и Южной Америки, народов Африки и аборигенов Австралии и Океании.

Народ саха является реликтом древней степной цивилизации, которая владела Великой степью в течение тысячелетий. В его религии все окружающее пространство духовно, все духовные сущности взаимопроникают и взаимодействуют. Основная цель человека – реализовать свой духовный потенциал, заложенный в нем. Он должен стремиться достичь совершенства. Поэтому тенгрианец — веротерпимый и относится к с уважением к любой другой религии.

– Вы изучаете руническую письменность древних тюркских народов. Возможно ли читать и понимать руны, используя якутский алфавит?

– Судя по захоронениям, руническая письменность существовала у степных кочевников – саков уже в IV веке до нашей эры. Различные рунические надписи мы изучали в пещере Сийпанташ в Узбекистане, Прибайкалье, Якутии. Например, ветвистую руну немцы зовут «алгиз». Между тем в языке народе саха «алгиз» обосначает «алгыс», то есть благословение, молитва, обращение к духам.

Название руны «fehu» похоже на якутское слово, обозначающее рогатый скот. Руны «Один» можно встретить на многих наскальных рисунках в Якутии. Еще в 1926 году известный ученый-этнограф Г.В. Ксенофонтов описал в своей статье батыйа с рунами «Дух» и «Отец». Этим батыйа пользовался кангаласский князь, Маhары, живший в конце XVII — начале XVIII века. Вообще на территории республики обнаружено около тридцати рунических надписей. Найдены также рунические письмена на стенах древних строений в наслеге Арылах Чурапчинского улуса. Эти надписи сделал Быhыйдаах, который жил в этой местности в 18-м веке.

Обнаружена медная печать Никиты Самсонова, головы Сунтарского улуса, где имеется руническая надпись. Возможно, неграмотный голова использовал древнюю печать своих предков.

Айыега3

В статье «Письмена древнетюркского населения Предбайкалья» Ксенофонтов пишет об использовании рунического письма курыканами, предками народа саха, жившими около Байкала. В этой же статье он предлагает читать руны, используя язык саха. Кстати, надписи, когда читаешь их, используя якутский язык, имеют определенный смысл.

– Советская наука, излишне политизированная, наверняка, пресекала или чинила препоны для ученых, исследователей, которые хотели выяснить пути происхождения малочисленного народа?

– Наука советского времени пыталась скрыть существование у саха древней рунической письменности. Об этом косвенно можно судить по фактам жизни людей, занимавшихся этим делом. Гаврила Ксенофонтова расстреляли в 1938 году. Иван Барашков, который изучал древнюю письменность народа саха, был брошен в тюрьму. После этого желающих изучить руническую письменность не нашлось.

– Профессор Б.Э. Петри ведь тоже обнаружил и изучал рунические письмена древних тюрков?

– Профессор Б.Э. Петри между Байкалом и Ангарой нашел два маленьких кружочка с отверстиями, на которых были рунические надписи. Территория, на которой он нашел их, признаются учеными древней родиной современных якутов.

– Как считают западные ученые, руны не только способ письма для общения, но имеют какой-то мистический смысл.

– Руны не только обозначают слоги на письме, но и несут в себе глубочайшую смысловую и мистическую нагрузку. Они фактически описывают в разных сочетаниях всю человеческую судьбу, все коллизии, которые могут произойти с человеком за его краткое существование, но одновременно и путь его духовного совершенствования.

Источник: газета «Ваше право».

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров