Пишем «профессиональный парламент» - понимаем «политическая обслуга»?
YAKUTIA.INFO. Любопытное пожелание насчет республиканского парламента озвучил на сегодняшнем очередном планерном заседании Ил Тумэн врио главы Якутии Айсен Николаев. По мнению Айсена Сергеевича, парламент должен стать профессиональным. Однако ни слова о контрольных функциях представительного органа сказано не было.
«Я убежден, что наступило время для нового прорыва. Республика по экономическому росту, качественному улучшению жизни людей должна выйти на новый уровень не только по Дальнему Востоку, но и по всей стране. И «майские указы» президента страны Владимира Путина по всем 12-ти направлениям имеют прямое и важное отношение к республике. Успех будет зависеть от качества законодательной основы, а для этого необходимо перевести парламент на профессиональную основу», — цитирует выступление Николаева «Якутия24».
Ранее Айсен Сергеевич заявлял в интервью газете «Якутск вечерний», что видит в Ил Тумэне в первую очередь профессиональных юристов, способных грамотно оформить любую законодательную инициативу во благо якутян.
«Мы содержим законодательную власть, чтобы она давала нам законы. Почему мы должны делать работу за нее? Я сам был депутатом, и такое качество парламента меня бы не устроило. Даже если законопроект инициирует правительство, оно должно готовить его вместе с депутатами, а не отдельно от них. Только так мы повысим качество нормотворчества, ведь Ил Тумэн — орган представительный. Он должен представлять взгляд народа на проблему», - обосновал свою позицию насчет «депутатов-юристов» врио главы.
При этом Айсен Сергеевич желает видеть Ил Тумэн более самостоятельным политическим органом власти.
«...Я и как руководитель, и как гражданин республики заинтересован в том, чтобы законодательный орган у нас получился… более самостоятельным политическим конструктом, чем сегодня. При этом мне, безусловно, не нужен Ил Тумэн в качестве эдакого коллективно¬го политического соперника, из принципа оспаривающего любые решения власти. Я хочу видеть парламент партнером. Именно партнером, а не законодательным придатком, такая крайность тоже вредна. Но для этого в его составе должно быть больше профессионалов и специалистов. Не дело, когда в органе, пишущем законы, есть кто угодно — бизнесмены, директора, общественники, но не профессиональные юристы…»
Таким образом, Айсен Николаев возвышает юристов над бизнесменами, директорами и общественниками. И обосновывает такую позицию тем, что Ил Тумэн — законодательный орган. И именно юристы позволят повысить качество нормативного творчества. Звучит грамотно, но Айсен Сергеевич отводит таким образом внимание от очень важного момента. А он заключается в том, что Ил Тумэн — это прежде всего представительный и контрольный орган. Это означает, что в нём должны быть представлены все слои общества — врачи, педагоги, фермеры, бизнесмены, представители прочих профессий, а также набирающие все больший вес общественники. Именно такой многообразный состав даёт право вещать от имени народа.
В свою очередь контрольные функции дают ему право контролировать власть и задавать ей самые разные вопросы, в том числе и неприятные.
Возникает опасение, что, став «профессиональным», Ил Тумэн не избавится от статуса политической обслуги исполнительной власти, а только усилит его. В принципе, сегодня парламент таковым и является. И в таких обстоятельствах усиление его «профессионализма» даже из благих начинаний может привести к тому, что представительный и контрольный орган превратиться в молчаливую и управляемую бюрократическую машину.
Какие законы она будет производить, если в ней представители общества будут заменены преимущественно на юристов? Допускаем, что с точки зрения оформления законы могут стать безупречными, а будут ли они такими же по содержанию? Ведь прежде чем создать какой-либо закон, нужно понять и описать проблемную ситуацию, которую необходимо исправить. Кто лучше фермера опишет проблемы сельского хозяйства в конкретном районе? Или проблему оленеводов, рыбных артелей. Кто кроме предпринимателей опишет противоречия и не совершенство законов регулирующих их деятельность? Именно эти люди должны формулировать проблематику, а уже юристы должны помогать грамотно облечь её в виде закона. Юристов же может предоставить аппарат.
Если говорить о контрольной форме парламента, то здесь может прозвучать мнение, что именно юристы хорошо справятся с контролем. Но и тут не всё так гладко — одно дело законотворчество. Другое дело — разбираться в экономических и финансовых хитросплетениях. А в таких ситуациях весьма полезен опыт предпринимателей, которые знают цену деньгам. И в этом случае, как ни крути, одними юристами и депутатами на зарплате не обойтись.
Именно контрольные и представительные функции дают депутатам право требовать от власти две вещи. Первое — чтобы бюджет делился по закону, а не по знакомству. И второе — чтобы в республике для людей были созданы честные и равные условия для заработка.
Каким образом Айсен Сергеевич собирается совместить два в одном - «профессиональный парламент на зарплате из ДП» и «независимый партнер исполнительной власти». - не совсем понятно. Ведь только независимый парламент, представляющий реальные интересы народа, может контролировать власть, чтобы она не наглела.
Иначе существует риск, что обновленный парламент, заполненный юристами-формалистами, замкнется в себе и будет производить благозвучные, но бесполезные законы. А вся реальная власть сконцентрируется в руках одного главы. Опыт такого управления мы наблюдали при Егоре Борисове, однако чем это для него закончилось — нам всем известно.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.