«Камень счастья»: якутский балет с армянской душой
YAKUTIA.INFO. К 100-летию со дня рождения Гранта Григоряна Театр оперы и балета проведет несколько вечеров, посвященных композитору, стоявшему у истоков якутской симфонической музыки. Откроет этот цикл премьера балета «Камень счастья» на музыку, разумеется, Гранта Григоряна в постановке Марии Сайдыкуловой.
В 80-е годы этот балет уже ставили на сцене ГТОиБ. Но нынешняя постановка, как утверждает балетмейстер, совершенно другая. К тому же интересна сама история этой музыки, поскольку партитуры балета, как оказалось, нет. Была редакция к предыдущей постановке, но и ее не нашли. Поэтому в театре пришлось постараться, чтобы восстановить то, что осталось от незаконченного балета. Почти детектив.
Рассказывает Мария Сайдыкулова.
«Этот балет был написан Григоряном в 1962 году и остался в рабочем виде. Композитор не успел сделать партитуру и есть только клавир. И над этой музыкой работал уже другой композитор - Леонид Фейгин, который сделал оркестровку, но только сюиту из хореографических номеров. Эта работа шла по инициативе Галины Кривошапко. И впоследствии в 1983 в Москве с симфоническим оркестром Большого театра была записана пластинка как раз с этой сюитой. То есть у нас есть только этот диск.
Конечно, очень жаль, что нет партитуры, поскольку музыка очень сочная. А сам спекталь был поставлен в театре Геннадием Баишевым в 1985 году, а оркестровку тогда сделал дирижер Николай Кисленко. Но в репертуаре тогда постановка не задержалась и та оркестровка тоже утеряна. Вообще мы очень много искали оригинальную партитуру по архивам, но в итоге поняли, что ее и не было. Делали запросы даже в Ленинскую библиотеку. Но, может быть, Союз композиторов Якутии или Армении займутся этим вопросом и партитура появится. Мне кажется, что композиторы смогут ее восстановить».
«В том первом спектакле я сама танцевала главную партию. Эта постановка другая. У меня совершенно другое видение. Это не повтор. Таким образом, мы сделали спектакль на основе этой сюиты, записанной на пластинке. Мы ее оцифровали, сделали работу по очистке музыки и сейчас фонограмма звучит достойно. И мне хотелось показать, как записана эта музыка – ведь это сделала Галина Кривошапко, которая очень ценила Гранта Григоряна. Изначально, конечно, сам балет был более объемным – в четырех актах. Мы сделали два акта. Основные моменты сохранены. Сюита очень хорошая. Этот спектакль, конечно, сказка, но либретто написано все-таки великим Суоруном-Омоллооном.
Основа простая – добро побеждает зло, если человек любит свою землю, то она отвечает ему тем же. Вечные идеи. И хоть это и сказка, но все же балет рассчитан на все возрасты, впрочем изначально был все же для взрослых. Так же, как, например, «Щелкунчик» или «Спящая красавица». И в следующем сезоне спектакль обязательно покажем детям».
Что касается хореографии, то балет «Камень счастья» выдержан в изящном классическом стиле, а в главных партиях в этом спектакле заняты ведущие солисты балетной труппы театра – Венера Федотова, Сарыал Афанасьев и Динара Гасанбалаева. «Венера Федотова очень талантливая балерина. Ей подвластны любые партии – от остро характерных до лирических. Она очень думающая балерина и поэтому привнесла свое видение, свою пластику. Сарыал Афанасьев – наш премьер, очень неординарный человек, талантливый танцор. Динара Гасанбалаева тоже очень яркая танцовщица, со своей яркой харизмой. Вообще, когда мы делали «Камень счастья», я позволяла артистам привносить что-то свое. Конечно, я задаю хореографический текст, но дальше мы в сотворчестве уже работаем вместе».
Декораций в привычном смысле фактически нет. На их месте светодиоидные экраны, рассредоточенные группами по несколько элементов и на которых воспроизводятся изображение Ленских столбов и огромной головы быка. «Это все же сказка и нам хотелось как-то оживить историю. У нас здесь на светодиодном экране есть Ленские столбы, ледяной бык или по другому бык Холода. И он у нас совершенно якутский, такой типичный якутский бык, не похожий на картинки из Испании. Или вот взять месяц – это и образ Луны и в тоже время рога огромного быка, сковавшего всю Землю холодом. Еще мы решили использовать экран с проекцией, где будут, например, россыпи драгоценных камней. Мы, конечно, могли делать обычные декорации, но нам показалось, что используя экраны, спектакль будет более приближен к современности» - рассказывает художник-сценограф Саргылана Иванова. Таким образом в репертуаре ГТОиБ появится один из первых национальных балетов в новой редакции. А для какой аудитории эта постановка подойдет больше - для детей или взрослых, решит уже сам зритель. Но кажется, что и тем и другим спектакль должен понравиться.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.