Театральный старт «Северного сияния». Даниил Спиваковский
YAKUTIA.INFO. В этом сезоне Филармония Якутии немного отошла от традиции начинать фестиваль «Северное сияние» и, соответственно, открывать новый сезон 1 октября – в Международный день музыки. Старт фестивалю был дан 21 сентября на сцене ГАРДТ имени Пушкина спектаклем «Сказ про Федота Стрельца удалого молодца» в исполнении артиста Даниила Спиваковского и ГКО Якутии под управлением московского дирижера Евгения Волчкова. И при участии других гостей – замечательного исполнителя на гуслях Павла Лукоянова и певицы Марины Горбачевой.
Поскольку Год театра продолжается, то и открытие получилось весьма театральным. А открыли фестиваль первый заместитель министра культуры Якутии Владислав Левочкин и художественный руководитель Филармонии Наталья Базалева.
Многие слушатели наверно помнят, что этот концерт должен был состояться год назад. Но из-за аварии в аэропорту Якутска артист не смог тогда прилететь. А вот музыканты прибыли ранее и поэтому без Спиваковского представили тогда программу-экспромт. Концерт получился довольно интересным. А гусли прозвучали тогда в Якутске вообще впервые. И вот, наконец, слушатели дождались появления в Даниила Спиваковского и соответственно любимого многими «Сказа». Причем сам Спиваковский настаивает, что это все-таки спектакль, а не чтецкая программа под музыку или так называя литературно-музыкальная композиция. И похоже, что это именно так. Читал он очень иронично без того очень ироничное произведение Филатова и довольно весело изображал действующих лиц этой сказки-пародии.
Кстати, его версия или, скажем так, интерпретация «Сказа» довольно хулиганского характера. Музыканты тоже по-своему помогали артисту и не только собственно извлечением звуков, но и изображая героев произведения. А Евгений Волчков в какой-то момент сменил дирижерскую палочку на домбру и на сцене, все увидели человека, виртуозно владеющего этим инструментом. Даниил Спиваковский, кстати, местами довольно весело подпевал, намеренно искажая голос, или просто забавно гримасничал, пританцовывая под музыку. И даже очень энергично пританцовывал. А музыка в этой программе звучала самых разных жанров и из разных эпох, но вместе с тем очень органично в нее вписавшуюся.
Отлично прозвучали и народные песни в исполнении Марины Горбачевой и в особенности можно отметить украинскую песню. В прошлом году мы уже говорили с музыкантами, а теперь слово Даниилу Спиваковскому. Он рассказывает об этом проекте, который как оказалось является частью одного большого проекта.
О БОЛЬШОМ ПРОЕКТЕ
«Этот спектакль является частью проекта Московского дома музыки - «Классика с Даниилом Спиваковским», который был впервые представлен шесть лет тому назад. И мы вместе с оркестром народных инструментов «Рапсодия» под руководством Евгения Волчкова сделали этот проект. И в течение сезона мы представили четыре спектакля. И как раз один из них - это «Сказ про Федота Стрельца», который стал нашей визитной карточкой. Многие, конечно, знают это замечательное произведение и его автора Леонида Филатова. Хотя оно на слуху скорее у моего поколения, а вот молодежь, которая приходит на спектакль, слышит его впервые. А сам проект продолжается до сих пор. Уже 15 спектаклей».
«Я делаю подобные проекты с разными музыкантами. Не только с ансамблем народных инструментов, но еще и симфоническим. Еще есть программа с джазовым пианистом. И я бы не назвал этот проект чтецкой программой – это все же спектакль и мы с музыкантами равноправны на сцене и воздействуем на публику по законам драматического театра. И мы действуем как партнеры – не то, что музыка играет фоном, а актер на переднем плане что-то вещает. У нас просчитана каждая секунда. Мы точно знаем, где вступить, как мне подать музыкантов, как музыкантам преподнести меня. Выражаясь спортивным языком, мы играем в пас. И это очень скрупулёзная работа».
«Для некоторых из наших работ, кстати, специально пишется музыка. А вот, например, для «Мертвых душ», «Маскарад», «Маленькие трагедии» мы используем классическую музыку. С другой стороны, есть еще и «Дон Кихот», «Приключения бравого солдата Швейка», «Москва-Петушки», где мы уже экспериментируем. Мне кажется, что произведение Филатова позволяет музыкальную эклектику. Не ко всякому подойдет музыка разных жанров и разных эпох. А «Сказ» – очень ироничное произведение. Где-то сатира, где-то ирония. И произведение очень актуальное. Обычно я музыкантам «наговариваю» то, что я хотел бы услышать – по жанру, атмосфере, ритму».
О СВОЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Произведение замечательное. Действительно очень остроумное и ироничное. И посмотрите, как реагирует зал. Причем спектакль – это полностью наша интерпретация произведения Филатова. Я знаю, что есть разные версии и в драматических театрах и даже в кукольных. Читают и другие актеры. Но честно говоря, всего этого я не слышал. Признаюсь, что я даже от того, как читает Филатов, слышал только отрывки. В юности. А когда нам предложили сделать спектакль, я тем более не хотел смотреть что то другое. Поэтому в спектакле все наше изобретение».
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ СКАЗА И ЧТЕЦКИХ ПРОГРАММАХ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ
«Например, своим детям, когда они не исполняют каких-то родительских указаний, я в шутку читаю вот этот отрывок:
«Не гунди и не перечь
А пойди да обеспечь
А не то в момент узнаешь
Как башка слетает с плеч»
Ну я это смешно рассказываю, и они смеются. Кстати, к нам на спектакль очень много с детьми приходят. Вообще все эти чтецкие программы имеют просветительскую миссию. Когда наша страна считалась самой читающей, а теперь это не так. И могу сказать, что к нам ходят школьники, бывает целыми классами. И таким образом знакомятся с произведениями литературы».
Возможно, что уже весной Даниил Спиваковский вернется в Якутск с еще одной программой. И причем в планах концерт не только в Якутске, но и в Алдане.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.