«Белый бизон» – Хроника казни в прямом эфире
YAKUTIA.INFO. Короновирусные времена – это не только «время собирать камни», но еще и попробовать все-таки хоть что-то выбросить. Это и сделал режиссер Сергей Потапов, поставив в условиях санитарных ограничений, а значит, невозможности нормального театрального производства, онлайн-спектакль «Белый Бизон».
Онлайн-спектакль – это театральная постановка в прямом эфире, где действие происходит здесь и сейчас. Обычная или необычная постановка – это уже другой вопрос. Но очевидно, что технические средства или фишки, которые увидит зритель, играют при таком онлайн-подходе весомую роль. Но создатели спектакля посчитали, что эти «фишки» будут лишними, и сделали онлайн-постановку очень аскетично. Трансляцию можно было смотреть в Youtube. Там же, на официальной странице Саха театра, можно его посмотреть. Но это уже будет запись онлайн-спектакля.
Для нового формата Потапов выбрал пьесу своего друга Михаила Башкирова, тем самым наконец-то сделав с ним первый совместный спектакль в Якутске (а совместных работ у них уже несколько). Пьеса больше похожа на рассказ и построена на монологе героини, которая сидит на электрическом стуле. То есть это ее последние минуты жизни перед казнью. Героиня – индеанка, а место действия – Северная Америка. Ее рассказ состоит из воспоминаний – отчасти реальных, а местами смешанных с ее фантазией и, возможно, с помешательством.
Вместе с личными переживаниями в ее рассказе вырисовывается и невеселая доля индейского населения в Америке. Впрочем, почти все ее личные переживания имеют почти прямую связь с общим угнетением, которое испытывает аборигенное население Америки. К основному тексту есть три приложения, из которых можно примерно понять, за что ее приговорили. Но только очень примерно. Приложения сделаны в форме полицейского отчета, а также стенограммы постановления судьи.
Некоторые отсылки в этих отчетах есть и к основному тексту, но они достаточно условные и оставляют место для вопроса. Поэтому не ясно – в чем она виновна и виновна ли вообще. Убийца она, помешанная или жертва обстоятельств? Возможно, справедливо все вместе. Ни автор, ни постановщик ответа не дают. Потапов, когда еще собирался ставить спектакль в обычном формате, говорил, о том, что можно было сделать опрос среди зрителей по этому поводу. И решить, виновна ли она.
Героиня, ее играет Жанна Ксенофонтова, все время сидит на стуле. Да, на электрическом стуле. То есть спектакль начинается с того, что ее усаживают на этот стул, и она начинает говорить. Ее монолог-исповедь на якутском языке прерывается только на зачитывание тех самых отчетов – протоколов. Протоколы голос «за кадром» читает, конечно, на русском. Эта двуязычность, с одной стороны понятна в художественном плане, но зрителю, не знающему якутского языка (и если он даже знаком с текстом), все-таки могли бы помочь титры.
Картинка сделана в сепии, камера смотрит на актрису сверху, немного под углом. Она остается статичной на протяжении всех почти пятидесяти минут, которые длится онлайн-спектакль. Актриса смотрит точно в камеру. Актрисе непросто. Ей некуда деться. Монолог тяжелый, атмосфера гнетущая. Никакой музыки и никаких спецэффектов. Но вместе с тем такое напряжение и создает ощущение казни, которая происходит в прямом эфире. Транс.
Для Жанны Ксенофонтовой это точно и конечно необычная интересная роль в ее актерской карьере. Тем более работа ценна тем, что подавляющее большинство артистов сейчас находятся в режиме ожидания в это непростое для театра время. Это не просто роль, но еще и участие в новом для Саха театра эксперименте времен COVID-19. Это запомнится. А эту пьесу-рассказ Сергей Потапов, возможно, еще поставит в будущем на сцене. Хотелось бы, во всяком случае, чтобы это случилось. Но это будет уже другой спектакль.
Нельзя в связи со спектаклем не вспомнить и то, что происходит сейчас в США. Black lives matter. Черная Америка требует правосудия, справедливости и равенства. А еще на следующий день после премьеры онлайн-спектакля появилось сообщение, что в США будут казнены четверо осужденных. Это при том, что смертные приговоры не исполнялись в этой стране уже с 2003 года. Такие совпадения. Поэтому и создается впечатление, что тюремщики в «ковидных» масках, которые казнят индеанку по имени Анарета, находятся где-то в этом мире.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.