Культура 13:30 / 19.3.2021 4897

Драма почти без мистики: О фильме «Пугало»

Драма почти без мистики: О фильме «Пугало»
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Кадр из фильма "Пугало"

YAKUTIA.INFO. Фильм «Пугало» режиссера и сценариста из Якутии Дмитрия Давыдова уже стал настоящей фестивальной сенсаций последнего времени. Да и не только фестивальной. Тех россиян-киноманов, кто еще не был знаком до этого с «феноменом якутского кино» (в этой связи нельзя не вспомнить и «Царь птицу», а также «Надо мной солнце не садится»), «Пугало» с «феноменом» наконец познакомило.

Впрочем, и у рядового российского зрителя такая возможность появилась – фильм вышел в российский прокат. Что тоже является вехой в развитии кино Якутии и России, кстати, тоже. Очевидно, что очень немногие региональные фильмы выходят в российский прокат. Ну и как-то получилось, что на волне успеха «Пугала» журнал «Искусство кино» посвящает целый номер якутскому кинематографу и анонсирует создание документального фильма собственно о «феномене». А тем временем «Пугало» уже выдвинут в трех номинациях на «Нику» и на премию гильдии кинокритиков «Белый слон». На IMDB рейтинг картины 7,1. И это довольно высокий рейтинг.

Фильм сделан по «самым-самым» критериям независимого артхауса – за небольшие деньги (1,5 млн. рублей) и с непрофессиональными артистами, но с большой душой и талантом. Действие картины происходит в небольшой деревне (селе или наслеге) в Якутии. По сюжету главная героиня обладает даром врачевания и дар этот у нее где-то на грани помешательства. Сцена в самом начале фильма стала самой откровенной и натуралистичной иллюстрацией ее необычных способностей. Описать ее можно так. На кушетке в фельдшерском пункте лежит раненая из ружья девушка. Героиня раздевается по пояс, с безумными глазами залазит туда, где лежит раненая, и начинает с грудными звуками буквально облизывать ее раны, высасывая хворь. Девушка постанывает от боли, героиня похрипывает своей знахарской энергией. По окончанию, и это повторяется каждый раз после таких сеансов, героиню начинает тошнить. Процесс очищения.

А потом снова транс, но уже водочный

А потом снова транс, но уже водочный. Она пьет и забывается, танцует в одиночестве среди скопища хлама, которым наполнен ее дом. В деревне ее не любят. Она – пугало. Растрепаная, кое как одетая в какие-то лохмотя, да и валенки разные. Таких людей называют либо чудаками, либо юродивыми. Но это почти мягко. Есть и более грубые слова. Автор придумал пугало и актриса Валентина Романова-Чыскыырай сыграла его потрясающе (это оценили на «Кинотавре»). Возможно, идею этого образа ему навеяла другая героиня-изгой из фильма «Чучело», с которым перекликается и название. Или Джон Коффи из «Зеленой мили»? А у героини, у Пугала, и имени как будто бы и нет, поэтому Пугало можно писать просто так, с большой буквы, как имя, без кавычек. Пугало. Но если продолжить о параллелях, то Пугало немного напоминает героинь трилогии Триера «Доброе сердце», особенно Бесс из «Рассекая волны». Конечно, если принимать условность такого сравнения. Но вот как раз ключевое здесь – это доброе сердце. Хотя конечно якутская героиня все-таки такая более брутальная в сравнении с европейскими женщинами датского режиссера. Это якутский экстрим. Впрочем, в случае этого фильма экстрим довольно сдержанный.

Некоторые журналисты и критики, давая жанровое определение «Пугалу», почему-то называют картину мистикой. С тем же успехом можно, например, роман «Сто лет одиночества» назвать мистикой или «Мастера и Маргариту», вместе с «Жертвоприношением», между прочим. И так далее. Где-то было написано «хоррор». Но это уже совсем не о том. Стоит еще добавить в связи с мистикой: пусть она даже и есть, способности все-таки сверхъестественные. Но все-таки это драма. Без сопутствующих слов. И еще важно то, что в картине показана без прикрас жизнь российского захолустья, с его перекошенными пейзжами и нравами, общая его неустроенность. И никакой мистики. А вот тут как раз слово «хоррор» в голову и приходит, то есть ужас от действительности.

В фильме довольно много интересных визуальных решений, сделанных оператором Иваном Семеновым. Например, расфокус на переднем плане, где находится героиня, которую тошнит, и при этом четкий задний план, где из дома выходят люди, которых она вылечила. Расфокус на переднем плане не так часто можно увидеть в кино. И такой прием повторяется несколько раз. Много сцен, снятых одним планом, как будто откуда-то со стороны, и тем они кажутся достовернее, без лишнего приукрашивания, но при этом в такой простоте, конечно, есть своя фишка. Характерна в этом смысле сцена разговора героини с участковым у него в кабинете. Или разговор из-под полуопущенного стекла автомобиля, на который направлен объектив, и откуда видно человека, а его собеседника – в отражении стекла. Вся сцена также снята статично, одним планом. Просто и изящно.

Примерно половину хронометража картины Пугало занимается врачеванием

На протяжении всего экранного повествования, которое, кстати, довольно коротко – час плюс двенадцать минут, Пугало исцеляет несколько односельчан и параллельно ищет какого-то человека, как оказывается, свою потерянную дочь. Последняя, кажется, что есть то единственное, что хоть как-то связывает ее с реальностью и придает Пугалу смысл жить дальше. Ибо окружающие односельчане почему-то всячески только и стараются как ее унизить. Конечно, это кажется странным. Поскольку такие способности обычно вызывают только уважение или даже страх. Но здесь наоборот. Хотя наоборот тоже не совсем. Поскольку даже вчерашние обидчики идут за помощью к Пугалу. А она их прощает и помогает.

Кстати о помощи. Примерно половину (может быть треть) хронометража картины составляют сцены, где Пугало занимается врачеванием. Чаще приходят к ней, но и она «ходит» на вызов. (Эта медицинская тематика напоминает по структуре другой фестивальный хит - «Аритмию», где главный герой-врач ездит с вызова на вызов и потом запивает это алкоголем. Но там все, конечно, без «мистики»). Вот она обещает пожилой женщине, что та родит кошку, оглядывая ее безумным взглядом. Или просит мужчину, страдающего нарушениями потенции, снять свои трусы, а сама начинает несколько застенчиво улыбаться от увиденного. А заикающийся мальчик – это не цитата из «Зеркала»? Впрочем, просто заикающийся мальчик. При этом все сцены врачевания сняты так, что почти в каждой из них есть какая-то изюминка. Это не фиксация врачевания, но некий акт. Причем без лишнего натурализма. Только первая описанная выше сцена, где зритель знакомится с героиней, была довольно детализирована.

Героиня в финале умирает как раз после одного из таких сеансов. Что характерно, это произошло после того, как она «потеряла» свою дочь, которую нашла в одном из городских борделей. А последним человеком, кому она отдала свою энергию, стала совсем tot юная девушка. Прикованная к постели уже два года, та после визита знахарки встала на ноги. Умирает Пугало в котельной. И, наверно, это неслучайно. Громкое и не совсем приятное место, но которое отдает тепло людям. При этом одним из двух людей, которые ее «не поносят» в деревне, является кочегар (второй – это милиционер). У него на руках она и умирает. И последнее тепло этой не от мира сего женщины улетает в топку и находит тех, кто ее обижал и не принимал. Но это все уже домыслы. А кино это непременно стоит посмотреть.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров