"Пашенные", Аллах и поклонные кресты: Как прошла "православная" экспедиция по Амге
YAKUTIA.INFO. У кого нет прошлого – у того нет будущего. В том числе если это касается вопросов веры. Поэтому историю веры надо хранить и восстанавливать. Этой теме была посвящена недавняя экспедиция Якутского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры по Амгинскому улусу.
Почему выбор пал именно сюда? Здесь одними из первых появились православные церкви в республике. Так, "пашенный" Амгинский улус в этом году отмечает 200-летие своей Преображенской церкви. Она была построена в 1824 году на средства прихожан и священника Алексея Дьячковского. В 1931 году здание церкви сгорело.
В каких местных поселениях раньше были церкви? Что от них осталось? Как восстановить память о них? Подробнее об этом – в материале «ЯИ» об амгинской экспедиции ЯГО ВООПИК.
Что предшествовало Амгинской экспедиции?
В Амгинском улусе образовался интересный русско-якутский субэтнос – "пашенные" или "бааһынай". Они сохранили православную культуру, славянские элементы в гармонии с якутским укладом жизни. Пашенные до сих пор занимаются земледелием на плодородных землях "якутской Швейцарии", как это было изначально.
На амгинской земле происходили одни из самых острых и кровавых эпизодов Гражданской войны. Здесь произошла знаменитая ледовая осада в местности Сасыл Сысы, где был остановлен корпус генерала Пепеляева. Их задачей было снести советскую власть в Якутске. После революции церкви в Якутии использовались как утилитарные строения – склады, клубы или даже коровники. В конце концов они исчезали.
В Амгинском улусе якутское отделение ВООПИК обнаружило три места, где раньше стояли церкви. В память о них на этих местах активисты организации установили памятные кресты с табличками. Что значит "установили"? Это значит, что краевед, историк, секретарь ЯГО ВООПИК Александр Дьяконов совместно с общественницей, краеведом из Амги Алёной Доброскокиной провели научную работу по истории. Этим они занимались около года.
Затем члены ЯГО ВООПИК Изабелла Романова, Любовь Сыдыкова, Андрей Никифоров, Александр Дьяконов профинансировали изготовление массивных поклонных крестов. Андрей Высоких изготовил таблички. Амгинский умелец Алексей Эверстов в свою очередь изготовил кресты. Кстати, отец Павел отозвался о крестах, как об очень правильных, соответствующих канонам. А глава села Эмиссы Прокопий Бубякин отвез на квадроцикле тяжелый крест в Олом Куель, ведь иначе туда в глухую деревушку не добраться.
Далее экспедиция отправилась в Амгинский улус устанавливать кресты. В состав экспедиции, помимо членов ВООПИК, вошли амгинские общественники-краеведы, представители Управления охраны памятников истории и культуры и местных властей.
В селе Олом-Кюёль делегацию встретил Егор Николаевич Кузьмин – эксперт и свидетель событий, связанных со сгоревшей церковью. Он был ребёнком, когда церковь была клубом. Кузьмин поделился своими воспоминаниями о том, как всё происходило.
На второй день экспедиции крест был установлен в местности Аллаах. Некоторые говорят, что здесь жили татары, вследствие чего местность получила такое название. Татары, действительно жили неподалеку, но местность называется так не по этой причине. Просто "аал" – по-якутски означает гребное судно, соответственно Ааллах – что-то типа "Лодочное". Здесь ранее была торговая пристань.
В селе Аллах экспедицию встретил Тимофей Трофимович Никифоров – амгинский краевед, работающий с архивами Якутии. Он также рассказал истории Болугурской Николаевской церкви и первых священников. Местная жительница Екатерина Аманатова поделилась фотографиями своих предков, связанных с церковью. Оказалось, что ее дед служил священником Болугурской Николаевской церкви.
На третий день были установлены памятные таблички на сохранившиеся здания Болугурской Николаевской и Абагинской Николаевской церквей. Болугурская построена в 1887 г. Закрыта в 1920 г. Сруб перенесен на противоположный берег селения Чакыр-2. Абагинская церковь была заложена в 1882 году и достроена в 1887 г. на средства прихожан-якутов трех наслегов Ботурусского улуса, на месте часовни.
«Якутский человек не зря пришел от язычества к православию»
Ярким моментом экспедиции стал приезд в село Покровка – столицу пашенных. Здесь гостей встретили максимально гостеприимно и с фанфарами. Выступили музыкальные коллективы и певцы из местных. Концерт получился по-настоящему фееричным. На фоне умопомрачительного пейзажа над рекой напротив километров зеленых лугов и горы. Эдакий зеленый каньон. А над этим каньоном стоит новая часовня, свежая и красивая.
Гости отведали каравай с солью, послушали песни. Согласитесь, удивительно наблюдать в якутской глубинке на фоне какого-то чуть ли не альпийского пейзажа людей славянской и якутской внешности и метисов в старинных русских одеждах, поющих русские народные песни. Затем "сап саха" играли на кырыымпе и якутских музыкальных инструментах. Всех покорил парень в якутских сапогах, исполнивший «Выйду в поле с конем». Его требовали на бис. Кстати, на таких мероприятиях гораздо мощнее ощущается душевность, чем, например, на городских концертах.
Важной частью мероприятий экспедиции стал священный молебен в честь 200-летия Амгинской преображенской церкви. Для его проведения в Амгу специально прибыл протоирей Якутской епархии – отец Павел.
— Якутский человек был крещен совсем недавно, поэтому православное сознание было в зародышевом состоянии. Сейчас мы созидаем якутскую народную религию. Но якутский человек не зря пришел от язычества к православию. Это сейчас язычество облагорожено православием, а раньше оно было нелегким. Говорят, что нас заставили креститься насильно. Но если бы так, в том же Олом-Кюеле такого шикарного храма бы не было. Почитайте, как люди возили по бревнышку на быках. Никто никого не заставлял – это было личное желание человека. Попробуйте силой заставить – появился бы Манчаары, который сжигал бы эти храмы. Храмы если и сгорали, но только по нерадению, а не как террористические акты со стороны языческого сознания, - подытожил отец Павел.
По итогам экспедиции своими впечатлениями и мыслями поделились ее участники.
Николай Макаров, руководитель Управления по охране объектов культурного наследия Якутии:
— В Амгинском улусе отметили 200-летие Амгинской Преображенской церкви. По благославлению епископа Иркутского Иннокентия (Неруновича) в 1742 г. было начато строительство Амгинской церкви. По косвенным свидетельствам известно, что храм был беден, как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Новая церквоь была построена в 1824 году на средства прихожан и священника Алексея Дьячковского. В 1931 году здание церкви сгорело. Мероприятия, посвященные 200-летию церкви, прошли в нескольких населенных пунктах улуса. Организаторами выступили администрации Амгинского улуса, Якутское городское отделение ВООПИК, администрации наслегов Амгинского улуса и прихожане Амгинской церкви. Управление по охране объектов культурного наследия республики выразило благодарность ответственному секретарю ЯГО ВООПИК Александру Дьяконову и энтузиастам из Амгинского улуса – заместителю главы улуса Ньургуйане Илларионовой и учителю, и краеведу Алене Доброскокиной.
Андрей Высоких, председатель Якутского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
— Мы обязаны помогать местным властям в сохранении и возрождении истории. ЯГО ВООПИК помогло Амге, поскольку у нас там есть друзья и очень активный амгинский приход. Поэтому, даже не выиграв грант, мы организовали все на свои деньги. На личном энтузиазме поехали в Амгинский улус и сделали запланированное. Проехались по тем местам, где раньше стояли храмы. Поставили поклонные кресты. Встретились с общественностью, с православными, с руководством Амгинского улуса. Это делается не для галочки, не для отчета перед вышестоящими структурами, а от чистого сердца. Обратно реакция была такой же. Везде по району живут замечательные люди. Многие говорили – да, мы немного отошли от веры, но тем не менее, их предки были православными.
В связи с этим полагаю, что в Амге нужно делать полноценный православный храм. Но пока сами люди этого не захотят, ничто само собой не появится – всё это только по желанию жителей. И всю жизнь церкви и часовни строились на деньги меценатов. Поэтому если после нашей экспедиции что-то поменяется, думаю, это будет замечательно.
Нюргуяна Илларионова, заместитель главы Амгинского улуса по социальным вопросам:
— Администрация Амгинского улуса выражает благодарность руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Макарову Николаю Афанасьевичу, председателю ЯГО ВООПИК Высоких Андрею Анатольевичу и ответственному секретарю ВООПИК Дьяконову Александру Васильевичу за инициативу и организацию проекта «История православных храмов Амгинского улуса», посвященного 200-летию Амгинской Преображенской церкви. Совместно с ними были установлены поклонные кресты по маршруту Олом-Кюёль – Аллах, размещены информационные таблички в стенах Болугурской Николаевской и Абагинской Николаевской церквей. Особая благодарность выражается отцу Павлу, который освятил Болугурскую Николаевскую церковь и Белогорскую Николаевскую церковь на горе Короленко. В экспедиции приняли участие многие жители Амгинского улуса, включая глав наслегов. Цель проекта – сохранить историю православных храмов и передать ее будущим поколениям. Поклонные кресты были изготовлены руками местного жителя Алексея Гаврильевича Эверстова, который сделал их согласно канонам и правилам.
Таким образом, экспедиция объединила многих людей. Мы поддерживали и дальше будем поддерживать людей, которые не на словах, а на деле воплощают в жизнь свои идеи и увековечивают память о духовности Амгинского улуса.
Алена Доброскокина, учитель, краевед и общественник:
— Мы должны были выявить неизвестные факты из истории Амгинских православных храмов, установить памятные информационные таблички. С участием руководителей наслегов, краеведов, прихожан, жителей сел Олом-Куель, Покровка, Бологур, Амга, Абага был пройден исторический маршрут по местам православных храмов Амгинского улуса. В основе культуры пришедших на Амгинскую землю русских землепашцев стояла православная вера. Все храмы с приходом советской власти были утрачены.
За всей этой важной для амгинцев исторической и духовной работой стоит человек, без идей, энергии и веры которого не состоялась бы эта поездка. Это Александр Васильевич Дьяконов – ответственный секретарь ЯГО ВООПИК. Их подарок для амгинских прихожан храма-часовни Александра Невского – образ Спаса Нерукотворного 17 века теперь будет святыней, напоминающей о пройденном пути.
Огромную благодарность от лица всех участников экспедиции выражаем главе Амгинского наслега Михаилу Артемьеву и заместителю главы Нюргуяне Илларионовой.
Александр Дьяконов, ответственный секретарь ЯРО ВООПИК:
— Я очень рад. Амга – самая хлебосольная земля, а 200-летие Амгинской преображенской церкви – это важная дата для православного мира. Огромное спасибо одному из создателей проекта Алене Доброскокиной, благодаря архивной деятельности которой он во многом осуществился. Отрадно, что всё запланированное нами осуществляется. Также я испытываю чувство благодарности всем, кто принял участие в нашей экспедиции и оказал ей содействие.
***
Но это не всё. Как отметила Алена Доброскокина, День Амги 11 сентября станет завершающим этапом экспедиции. Закончится работа в архивах, будут подведены итоги летней поездки, отец Павел проведет молебны на местах утраченных церквей. В храме-часовне на август месяц запланирован ремонт. В сентябре состоится фестиваль русской песни «Колокольный звон». По результатам экспедиции будет разработан паломнический маршрут.
Так что интересные события нас ждут еще осенью.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.