Жизнь 8:47 / 18.11.2014 Просмотров: 18453

Анастасию Сон мог убить близкий человек - Эксперт

YAKUTIA.INFO. В деле о загадочном убийства Анастасии Сон, расследование которого ведётся до настоящего времени, появилась ещё одна версия, имеющая обоснованные доводы.

Своим мнением с нами поделился эксперт в области криминалистики, много лет специализирующийся на особо тяжких преступлениях.

Напомним, что с момента убийства Анастасии Сон прошло больше года. Девушка была обнаружена в конце августа 2013 года на Вилюйском тракте в обезображенном виде спустя 10 дней после пропажи.

Однако, на сегодня следователи так и не добились особого результата. Выдвинули лишь туманную версию о возможной причастности к делу некого гражданина, который якобы при схожих обстоятельствах преступления когда-то изнасиловал женщину (правда, убийства в том случае не было).

Нам удалось связаться с экспертом в области криминалистики, на протяжении 30 лет специализировавшегося на особо тяжких преступлениях. Эксперт, по ряду причин пожелавший не называть свое имя, высказал Якутия.Инфо свою версию убийства Сон.

По мнению эксперта, дело Анастасии Сон обнажило глубокий кризис, который сегодня переживает следственная система России и Якутии, в частности.

- Начну с азов – согласно теории криминалистики, 70 процентов убийств с сокрытием трупа совершается близкими, родственниками или лицами, хорошо знавшими погибшего, - говорит эксперт, - почему-то эта версия совершенно не отрабатывается следствием. Хотя проработать необходимо каждую из возможных.

- А если убийца, например, таксист, которому она отказала, ее изнасиловал, убил, а потом решил от тела избавиться? 

- Судя по материалам дела, с которыми мне довелось ознакомиться, следов изнасилования на теле не было обнаружено.

- Но ведь речь шла о найденных биологических материалах убийцы. 

- По всей вероятности, это были следы крови, волосы. Судя по материалам дела. В тот день она выпила пиво, но не допьяна. Ночью вызвала такси, машина не приехала, она остановила какую-то попутку и уехала домой. После этого ее не видели, а труп был обнаружен спустя 10 дней в лесу, около Вилюйского тракта, на довольно открытой местности. Там были следы машины, которая остановилась, из нее выбросили труп, развернулась и уехала. На голове трупа практически отсутствовал кожный покров. И многие поначалу подумали, что ее скальпировали.

Да, но эту версию опровергли следователи. Заявили, что голову обгрызли какие-то дикие зверьки – евражки, бурундуки.   

-
 Очевидно, что это были грызуны. Но казус здесь в том, что дикие зверьки наподобие сусликов-евражек и бурундуков совершенно безобидны. Они в основном травоядные. И еще один нюанс: труп был свежим, хотя прошло 10 дней спустя исчезновения девушки. Экспертиза установила, что смерть наступила за несколько дней до того, как труп оказался на Вилюйском тракте. Отсюда вопрос: где он хранился? Никто не стал этого выяснять. По материалам дела я пришел к выводу, что труп после убийства где-то хранили, скорее всего, в закрытом помещении, прямо на сырой земле. Ведь в те дни стояла довольно теплая погода. Если бы ее убили на свалке, тело бы через несколько дней сгнило, произошло бы его вздутие. Отсюда обоснована версия о том, что ее несколько дней после убийства хранили в холодном земляном подвале или кладовке.

- А какую зацепку дает этот нюанс?

- В подвале могут обитать обыкновенные крысы. Лет 20 назад в Якутии их не было, но в последнее время их стало достаточно много. Завезли на баржах вместе с комбикормами. Это очень агрессивные грызуны. Труп могли  хранить в кладовке или подвале на холодной земле. Но никто эту версию почему-то не выдвинул.

- То есть тут даже логически следователи не изучили поведение диких зверушек, не задались критическим вопросом: а могли ли они так объесть? 

- Да, евражки – травоядные животные, а крысы всеядные.

- А почему тогда крысы объели не туловище, а именно голову? 

- Потому что кожу на целом теле разрывать сложнее, чем обгрызать с места, где уже имеется рана. На трупе были раны в области висков, а также на спине. Несчастная умерла от потери крови. Погибшую связали обыкновенной бельевой веревкой, даже не удосужились ее обрезать.

- Охарактеризуйте портрет вероятного убийцы. 

- Я предполагаю, что убийство совершил человек, не обладающий большой физической силой, но имеющий некоторые навыки в области человеческой анатомии. Ударять человека ножом по голове довольно бессмысленно, поскольку там очень крепкая кость. Но убийца ударил целенаправленно в мягкое место – в район висков. То есть он знал, что именно это место является уязвимым, там очень тонкая кость. Однако раны не очень глубокие, не влекущие за собой смерть. Смерть наступила от ударов ножом в спину. Раны несильно глубокие.

- О чем это говорит? 

- О том, что удары были нанесены слабой рукой и, скорее всего, женской. При этом нож был кухонным, маленьким, китайским. Лезвие у него очень тонкое и часто ломается. Кусочек металла длиной три миллиметра был обнаружен в одной из ран в висках. То есть убийство произошло, скорее всего, на кухне, после ссоры. Можно сделать вывод, что это было обычное бытовое убийство.



- А с кем она могла поссориться? 

- Логично предположить, что с кем-то из родных и близких. Девушка она, судя по материалам дела, была довольно непослушной, своенравной. На почве её поздних возвращений домой и, вероятно, легкого поведения у нее с кем-то из близкого окружения возникла ссора. Убийца схватила нож и ударила её. Вероятно, та её сильно оскорбила. 

- То есть у убийцы не было такого уж глубокого умысла? 

- У убийцы было состояние аффекта. После нанесения телесных повреждений девушку поместили в подвал или кладовку на полу, причем на тот момент она была еще жива. Связали руки, заткнули  рот. Видимо, связывал не один человек, а двое. И несчастная там, на месте, истекая кровью, умерла. Возможен несколько другой сценарий: ее вначале связали, а уже потом ударили ножом. А там, в подвале или кладовке, ее обгрызли крысы. Это всеядные животные, которые могут перегрызть даже кабель, находящийся под напряжением, и бетон. Сколько было случаев в Якутске, когда у маленьких детей крысы легко откусывали части тела.  

- Вы интересовались, есть ли у них дома что-то наподобие подвала или холодной кладовки? 

- В том-то и дело, что я просил полицейских, чтобы они установили конкретное место ее убийства. По их данным, у семьи есть частный дом, а также дача.

- А как вы относитесь к версии о неком маньяке, орудующем в городе, которую выдвинул питерский сыщик? Даже составил его портрет – мужчина приезжий, славянин, среднего возраста.   

- Нет никакого маньяка. Повторюсь, что согласно криминалистике, убийства с сокрытием трупа совершаются близкими и знакомыми людьми. Помните, в Москве был скандал, когда муж убил свою жену и прятал на балконе зимой? А потом горевал, просил о помощи в поисках супруги в интернете. Это очень характерный случай. Или помните скандал, когда мать оставила около магазина коляску с ребенком, вышла – а ребенка нет. Позже труп ребенка обнаружили возле дороги. Потом выяснилось, что женщина сама убила ребенка, чтобы избавиться от него, потому что у нее быль хахаль, которого мог не устроить чужой ребенок. Еще раз повторюсь: трупы прячут чаще не какие-то маньяки, а близкие люди, чтобы отвести от себя подозрение. Зачем маньяку, как чужому человеку прятать труп, если никто не видел его в момент совершения преступления? Это лишние телодвижения для него. Случайный убийца оставляет труп там, где убил.

- А почему следователи не могут разрабатывать именно эту версию? Насколько нам известно, вы излагали свои измышления по делу руководителю Следственного комитета по Якутии Олегу Мезрину. 

- Потому что есть негласная установка для прокуратуры, Следственного комитета и полиции о том, чтобы во избежание жалоб со стороны родственников тех не беспокоили. Кстати, именно по этой же причине до сих пор не могут раскрыть дело синских девочек. Там тоже родня замешана – я в этом уверен на 100 процентов. Зачем следователям поднимать скандал на свою голову, тогда родные примутся писать жалобы в генеральную прокуратуру и так далее. Зачем им лишняя головная боль? В Татарстане ведь целый отдел в свое время расформировали, когда родные стали жаловаться на необоснованные обвинения со стороны следствия. И на этой почве были изданы очень грозные приказы, защищающие права родных и близких потерпевших. Поэтому все боятся и оглядываются друг на друга – следователь на опера, опер на следователя, а следователь боится дать указание на родных.

- Но это же порочная система. 

- Конечно, о какой эффективности следственной системы может идти речь, когда всех запугали? Система зависит от исполнителей, а когда их запугали так, что они не хотят брать на себя ответственность. А кто не берет на себя ответственность, тот и не работает толком, тот бесполезен.

- Чем вы думаете, закончится дело в итоге? 

- Я верю, что оно все-таки будет раскрыто. И я уверен, что моя версия рано или поздно подтвердится. Но случится это лишь тогда, когда петух в одно место клюнет. То есть пока сверху из Москвы не придет большое указание, например, о том, что следователи и полицейские в Якутии работают из рук вон плохо. Приедет бригада из Москвы и начнет наводить порядок. Помню, в советское время, если не раскрывали простое одиночное убийство, из московского уголовного розыска прибывала бригада и наводила здесь порядок. Сейчас такого не хватает: человека убили – никто пальцем не пошевелит.

- То есть наши следователи могут раскрывать простые дела, где все лежит на поверхности. А когда речь идет о делах позаковыристее, они теряются и не хотят ничего делать? 

- Наши оперативники и следователи работают над преступлениями, которые и раскрывать-то не надо. Вот тебе убийца, вот тебе труп, вот тебе топор, который лежит рядом. А следователю остается только заактировать это. О творческой работе нет и речи, следователи превратились в обыкновенных собирателей бумаг. Головой работать не хотят.

- Но недавно вроде вышли на одного подозреваемого, который якобы при схожих обстоятельствах когда-то совершил изнасилование женщины. Правда, как может иметь схожесть дела, где не было убийства, с убийством Сон, не совсем понятно. 

- Потому что это проще всего. Они добиваются признания от одного человека, но после этого никаких других версий не разрабатывают. Такого понятия, как критический подход, у наших следователей вообще нет. А судьи работают по трафарету – как в обвинительном заключении написано, так и выносят решение.

Беседовал Денис АДАМОВ

P.S. Мнение автора и редакции может не совпадать с мнением респондента.