Когда клиент Сбербанка всегда не прав
YAKUTIA.INFO. Представьте себе ситуацию: вы являясь добропорядочным клиентом банка, приходите в офис платить по счету. Банк отказывается принимать деньги, обвиняет вас в терроризме, незаконно задерживает и делает крайним в собственной некомпетентности. Сказки? Отнюдь. Недавно журналист Якутия.Инфо стал невольным участников произвола со стороны сотрудников одного из филиалов Сбербанка.
Довольно часто нам приходится слышать сакраментальное:
- Ты что, самый умный что ли?
Вот и журналисту Якутия.Инфо тыкали этой фразой в тот злополучный день буквально каждые 15 минут. К двадцатым числам каждого месяца автору этих строк, как и тысячам простых граждан России, приходит срок оплачивать ипотеку. Месяц назад нелегкая меня занесла в филиал Сбербанка по Дзержинского, 25, в Якутске.
Провести операцию через терминал не удалось – банкомат говорил о внутренней ошибке. Пришлось обратится к оператору. Как оказалось, оператор провести операцию также не может. Выходило, что оплатить ипотеку я не могу по причине какого-то сбоя в программе банка.
В договоре сказано, что в случае непоступления средств на счет банк имеет право применять штрафные санкции. Не желая санкций, испорченной кредитной истории и прочих штрафов от могучего кредитора, я попросил дать расписку о том, что операция не провелась – будет что показать.
Тут и начался конфликт.
Опыт показывает, что без доказательств или бумаг, удостоверяющих прецедент, никто и никогда вам не поверит. Банки, государственные структуры, органы и даже журналисты склонны больше верить бумажкам чем самым честным показаниям. Как доказать тому же Сбербанку, что операция не прошла по вине сбоя его программ? Только с бумажкой – об этом и было сказано оператору.
- НИКАКИХ СПРАВОК НЕ ДАЕМ! – отвечает операционист.
Позвольте, как же так? В большинстве филиалов Сбербанка написано - «Клиент всегда прав». Глава «Сбербанка» Герман Греф, будучи в Якутске, говорил, что главный постулат успеха – относиться к клиенту как к родному человеку. Как к матери, сестре, отцу, сыну. И если вы этого не делаете, значит, что-то в вашей работе и жизни не так.
В филиале по Дзержинского 25, к клиенту отнеслись, как будто в работе и жизни что-то не так. Ни оператор, ни старший специалист не хотели давать справку о невозможности провести операцию. Получался замкнутый круг, где виноватым всегда выходит клиент.
- Клиент не может оплатить кредит – Клиент не прав - Клиенту применяют штраф – Клиент не может доказать – Клиент не прав – Клиент хочет получить доказательство – Клиент не прав.
В качестве доказательной базы мной было решено произвести видеосьемку процесса или хотя бы зафиксировать слова оператора о том, что операция не проходит. Как оказалось с точки зрения сотрудников банка, снимать сотрудников банка приравнивается к терроризму.
Меня на просто заперли вместе с другими клиентами банками, нарушив тем самым статью №127 Уголовного Кодекса России «Незаконное лишение свободы».
- Он снимает! Снимает!
Причитали сотрудницы банка, нажимая тревожную кнопку. Видимо, 29 статья Конституции, Федеральный Закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон РФ «О защите прав потребителей», а также Гражданский Кодекс Российской Федерации не имеют законной силы на территории, вверенной им в защиту от посягательств «шибко умных» клиентов.
Весь этот бедлам стал приобретать мрачные тона, когда прибыли крепкие сотрудники ЧОП «Голиаф». Небрежно проводя дулами боевых автоматов, они настоятельно рекомендовали удалить запись.
- ПУСТЬ ВСЕ УДАЛИТ ПРИ НАС, САМИ УДАЛИТЕ!
Вторили им сотрудники банка. Под дулами автоматов орудие преступления (обыкновенный телефон) было изъято сотрудниками ЧОП. Не исключено, что в ходе этого была нарушена одна из статей Главы 21 Уголовного Кодекса РФ (Преступления против собственности).
Объективность не позволяет в красках расписывать все мучительные кары, обещанные «Голиафом» и сотрудниками банка из-за нежелания удалить запись. Терроризм, посягательства на личную жизнь, частная территория, права ЧОП, угрозы судом – все аргументы были нагло мной проигнорированы.
- Ты что, самый умный что ли? Какое право ты имеешь снимать на территории банка? Это частная территория!
В общем, в ожидании компетентных органов время пролетело в духе высокой морали и защиты прав банка. В какой-то момент, осознав всю духовную низость своих мечтаний о гражданском обществе, даже хотел удалить запись. Но являясь идейным вдохновителем проекта «Гражданин» отстаивающего права всех граждан, просто не смог не довести до читателей то, что в подобных ситуациях нарушаются их права.
Надо заметить, что претензий к сотрудникам полиции или самому Сбербанку нет никаких. Так, в отделении банка по проспекту Ленина 17, куда я обратился после, спокойно выслушали и смогли провести операцию. В чем отличие двух филиалов, кроме как в личном отношении сотрудников к клиентам, непонятно.
Как мы выяснили, к подобным конфликтам приводит незнание собственной компетенции, а также элементарных прав и свобод граждан. В нас крепко застряла мысль, что если есть запрет – то он обоснован. Мы попросили прокомментировать ситуацию юриста ООО «Единый Центр юридической помощи» Сергея Осипова.
«Запрет на фото и видео съемку в общественных местах незаконен. Любое должностное лицо, препятствующее съемке, нарушает закон и может быть привлечено к ответственности. Внутренние правила и приказы в любых учреждениях и организациях распространяются только на работников и сотрудников этих учреждений и организаций», - констатирует юрист.
Исходя из возможности дальнейших нарушений подобного рода, просим прокуратуру дать правовую оценку действиям сотрудников банка и ЧОП «Голиаф». Также обращаемся к руководству Сбербанка в Якутске с просьбой провести служебное расследование инцидента.