Антитеррор: кто платит за безопасность детей?
YAKUTIA.INFO. «Все стало платным – медицина, образование. Почему должны платить еще и за элементарный вход наших детей в школы?», - пишут возмущенные читатели – родители учеников школы №9 Якутска.
Поводом к обращению в редакцию стали установленные в школе турникеты для обеспечения безопасности. По словам родителей, администрация поставила родителей перед фактом: или платите деньги, или ваш ребенок просто не попадет на занятия. Прикрывалось это тем, что теперь обязательно нужно ставить турникеты от террористической угрозы.
Между тем, в самой школе придерживаются противоположного мнения.
«Это же просто вход и выход. Нам же тоже надо ребенка охранять, при этом это федеральное постановление о антитеррористической безопасности. Согласитесь, безопасность также обеспечивается и техническими средствами», - говорит замдиректора по УВР СОШ№9 Якутии Ирина Шишкина.
Так что за турникеты такие?
Турникеты ставит компания «Эксперт-биометрия» - резиденты венчурной компании фонда «Якутия», получившие от нее 19 с половиной миллионов на развитие. Как утверждают руководители компании Максим Курченко и Игорь Чоповский, это не просто турникеты, но «биометрические системы безопасности». Разработка, успешно зарекомендовавшая себя в Москве и уже опробованная в некоторых школах Якутска.
«90% родителей понимают, насколько важна безопасность их ребенка, особенно вне дома, в школе. Многие помнят случаи, когда в школы, особенно большие, где учатся тысячи детей, пробирались торговцы наркотиками, психически нездоровые люди, люди с недобрыми намерениями. Поэтому большинство родителей только «за» внедрение таких систем. Хотя бывает, сталкиваемся с непониманием: некоторые родители считают, что ребенок имеет право на свободу передвижения, некоторые опасаются даже того, что отпечатки пальцев ребенка «выкрадут». Но это невозможно – они надежно хранятся в базе модели отпечатков», – поясняет Игорь Чоповский.
Оказалось, что регистрация учеников проводится добровольно, с письменного согласия родителей. Те, кто не согласны регистрироваться, могут получить магнитные карточки для прохождения через турникеты.
В общем, довольно интересная система призванная не только обеспечить безопасность, но и вообще улучшить условия обучения. Однако, «турникеты преткновения» продолжают будировать общественное сознание.
Проблема в том, что система установлена, но не введена в эксплуатацию в большинстве центральных школ Якутска. Родители возмущены тем, что она просто-непросто не работают.
«Мы сами ремонтируем технику за свой счет, раз в месяц проводим диагностику, оплачиваем интернет и другое. Естественно, подобные нововведения не входят в нашу жизнь слишком легко. От того вопросы и конфликты и существуют. Трудно назвать одного виноватого в том, что турникеты до сих пор не работают: родители захотели их бесплатно, у школы денег нет, Управление образования согласия на поддержку не давало, компания по установке не ожидала, что с людьми работать на «честном слове» не получится, и так далее», - отмечают в «Биометрии».
Не в восторге от сложившейся ситуации и некоторые директора школ.
«У нас есть охранники, работает видеонаблюдение, постоянные проверки по той или иной «безопасности» - пожарной, эпидемиологической ну и антитеррористической. С турникетами тоже не все гладко. Родители возмущаются в первую очередь по удобству. Когда несколько сотен детей заканчивают смену, у нас просто нет место в фойе для того чтобы встретить ребенка», - говорит директор школы №26 Любовь Ноева.
Директор заявила, что возмущений по оплате пока не поступало – брать деньги за тех обслуживание начнут только через год. При этом большинство родителей с понимаем относятся к обеспечению безопасности.
Кто обеспечивает безопасность и сколько это стоит?
Сейчас безопасность в школах обеспечивают ЧОП, средства на которых идут из бюджета. Напомним, еще два года назад на обеспечение охраны приходилось «скидываться» родителям. В этом году на обеспечение антитеррористической безопасности в Якутии за счет бюджета выделено более 53 миллионов рублей. При этом вопрос о том, куда и как уходят эти средства, не раз поднимался не только родителями, СМИ и общественностью, но и представителями органов.
Так, 20 августа на заседании антитеррористической комиссии глава региона Егор Борисов узнал, что на 13 августа освоено только 56% от этой суммы. Начальник отдела Управления ФСБ России по республике Владимир Мирошник отметил, что часть денег руководители учебных заведений могли использовать не по назначению. В этой связи глава республики поручил ускорить выполнение работ, усилив контроль расходования средств на уровне учреждений и муниципальных образований.
Также Мирошник сообщил о результатах выборочной проверки образовательных учреждений. В ходе проведенной работы установлено, что большинство объектов соответствует требованиям комплексной безопасности.
"Вместе с тем, в ряде учебных заведений отмечается неудовлетворительное состояние периметрального ограждения, недостаточное освещение прилегающей территории, отсутствие системы наружного видеоконтроля", - предостерег докладчик.
Также он обратил внимание на необходимость усиления в отдельных школах контрольно-пропускного режима, должного учета въезжающих транспортных средств, так как круглосуточная охрана осуществляется формально.
По выявленным недостаткам в адрес руководителей 15 образовательных учреждений республики внесены обязательные для исполнения предписания. Как исполнились предписания – неизвестно, однако в октябре начальник МУ МВД России «Якутское» Юрий Левин заявил, что недостатки в работе с детьми есть. При этом не только в плане предотвращения массовых драк, но в антитеррористической безопасности, профилактики правонарушений и других направлений.
Вернемся к нашим турникетам. Понятно, что эффективность государства в распределении денег и обеспечения безопасности вызывает вопросы. Но откуда вообще они взялись?
Не желая отвечать на прямой вопрос журналиста, в Управлении образования Якутска признались, что некоторое давление на школы все же есть – чтобы они приобретали оборудование. Школы обязывают обеспечить безопасность, ведь в случае, не дай бог, какого-нибудь инцидента, возмущение людей выльется на всех. А брать ответственность напрямую никто не хочет.
Подобная практика, однако, не нарушает права потребителей. В законе прямым тексом написано, что школа может брать деньги на охрану, если того пожелают родители. Вот так получилось, что неофициально, власти сделали все, чтобы не дай бог не брать на себя ответственность за установку новых систем безопасности. Но при этом умудрились создать ситуацию где школы фактически просто обязаны их установить.
Что в итоге?
В ходе изучения ситуации нам не раз приходила к мысли, что пресловутые турникеты – чья-то инициатива с целью обогащения. Но погружаясь в тематику, мы все больше выясняли, что в данном случае мы имеем дело не «с тайной ложей», а «явной лажей».
Управление образования делает самоотвод, намекая школам, что дополнительная безопасность не повредит. То есть школы вроде бы должны самостоятельно принимать решение об установке турникетов. При на всех уровнях власти издаются указы и предписания об увеличении уровня безопасности. Существующие структуры пинают эти указы друг к другу и не желают брать ответственность за внедрение инициативы на себя. Ведь, лоббируя те или иные проекты, они не только будут обязаны следить а их выполнением, но подпадают под прицел СМИ с коррупциногеным фактором.
У семи нянек дитя без глазу. Контролирующим органам, комитетам и различным советам по безопасности и хочется и не можется. При этом сказать – вот закон о безопасности, давайте работать – не хочет никто. В итоге ничего не знающие родители просто не хотят платить за непонятные им турникеты и винить их за это нельзя.
Как это часто бывает в нашем государстве, нежелание брать ответственность в одном, переложить обязанности в другом, и отсутствие хоть какой-то внятной и открытой политики привели к тому, что позитивное, в общем-то, начинание стало выглядеть как ненужное. Хочется заметить, что на фоне событий в Сирии и повышенном вниманием к безопасности турникеты стали бы не лишними. Лучше перестраховаться, чем потом искать виновных.