Прохлопали: «ЯТЭК» вытолкнул «Сахатранснефтегаз» с газотопливного рынка
YAKUTIA.INFO. Пока внимание якутян вольно или невольно приковано к предвыборным баталиям в Якутии, произошло интересное событие, внимание к которому республиканские власти предпочитают не привлекать. Многие автолюбители, чьи машины переоборудованы для использования газомоторного топлива, столкнулись с отсутствием газтоплива на заправках ОАО «Сахатранснефтегаз».
Поскольку на рынке есть другой крупный продавец газтоплива в лице «ЯТЭК», в целом ситуация с наличием газового горючего стабильна. Однако за исчерпанием запасов пропан-бутана на принадлежащих «СТНГ» заправках стоит весьма интересная ситуация – коренной передел рынка газомоторного топлива. Теперь его главным и, возможно, единственным производителем стала компания «ЯТЭК», а «Сахатранснефтегаз» лишился такой возможности. Как же так вышло?
«Скрытая угроза» - видели, но не верили
Первую громкую заявку о выходе на рынок газомоторного топлива руководство «ЯТЭК» озвучило осенью прошлого года, широко представив свой смелый проект «Топливо будущего - пропан-бутан». Вкратце замысел проекта был следующим: запустить оборудование комплексной подготовки газа, нарастить производство газомоторного топлива от 15 тысяч тонн в год и расширить сеть газовых автозаправок.
При этом «ЯТЭК» призвал к участию заинтересованных инвесторов. Параллельно подчеркивалось, что перед тем как взяться за его реализацию, необходимо серьезно подготовить рынок. А именно – обеспечить ценовую доступность газового оборудования и услуг по его установке. Иначе нет смысла наращивать объемы производства пропан-бутана, ведь его некому будет потреблять.
Возможно, осторожные заявления «ЯТЭК» усыпили бдительность руководства «Сахатранснефтегаз» или же в компании заявления партнера-конкурента просто не воспринимали всерьез. Ещё в феврале нынешнего года глава СТНГ Иван Макаров смело смотрел в будущее.
«Компания должна иметь такие мощности, чтобы снабжать ГРЭС-2. В этой связи необходимо модернизировать газоперерабатывающий завод, что также даст реальную возможность увеличить производство пропан-бутана до 40 тысяч тонн в год», - заявил Иван Макаров на встрече с коллективом линейно-производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ).
В марте 2016 директор, принадлежащего «Сахатранснефтегазу» Якутского газоперерабатывающего завода, Владимир Романов заявил, что мощность предприятия планируется увеличить в три раза уже в этом году .
«В Якутске пропан-бутан для заправки автомобилей пользуется большой популярностью ввиду своих свойств и низкой цены — 18 рублей за литр. Для сравнения, бензин АИ-95 стоит 48 рублей, а используются эти виды топлива один к одному — литр газа замещает литр бензина», — подчеркнул директор завода в интервью ЯСИА.
В этих словах чувствуется полная уверенность в том, что деятельности «Сахатранснефтегаза» в обозримой перспективе ничего не угрожает.
Но наступил июнь, республика встречала участников шестых международных игр «Дети Азии». На открытие игр приехал премьер министр Дмитрий Медведев. Он много чего посетил и со многими встретился. Между тем среди всех этих мероприятий как-то незаметно пошла церемония запуска установки комплексной подготовки газа «Якутской топливно-энергетической компании» («ЯТЭК»).
Её Медведев запустил лично, причем, как повелось по новой якутской традиции, сделал это дистанционно. И кто же знал, что нажатие символической кнопки премьер-министром поставит крест на планах «Сахатранснефтегаза» увеличить производство газомоторного топлива (пропан-бутана). Теперь республиканская компания не сможет не то что увеличить объемы его производства, а вообще не сможет его производить – не из чего.
ЯТЭК построил свою «Звезду смерти» против «СТНГ»
Так в чём причина отлучения «СТНГ» от рынка газомоторного топлива? Технически причина кроется в установке комплексной подготовки газа (УКПГ) «ЯТЭК». Для того, чтобы понять всю силу и мощь, скрываемую за аббревиатурой «УКПГ», необходимо понять, с какой целью строили Якутский газоперерабатывающий завод (ЯГПЗ). Для этого забиваем в гугле ЯГПЗ и читаем следующее: «Назначение ЯГПЗ – осушка газа и его подготовка к подаче в городскую газовую сеть».
Теперь более подробно. С месторождения в Кысыл-Сыре, которое принадлежит «ЯТЭК», по газопроводу поступает природный газ. Для использования в бытовых целях он не пригоден. Поэтому перед тем как подать его горожанам, на ЯГПЗ из газа отделяют влагу и примеси. Примесь – это собственно пропан-бутан, из которого производится газомоторное топливо. По сути, это отход, возникающий в процессе осушки газа.
Примечательно, что изначально в назначении ЯГПЗ основной деятельностью предприятия указывалась именно осушка газа. И только позже, когда некоторым специалистам отрасли удалось убедить руководство, что отходы осушки являются золотыми и из них можно извлечь прибыль, в назначении ЯГПЗ стало указываться шире – осушка газа и производство газомоторного топлива.
В чём тут хитрость, спросите вы? Как всегда, в нюансах. Внимательный читатель наверняка заметил слово «отход». Почему это важно? Потому что услуга осушки газа полностью оплачивается заводу из бюджета республики. Ещё не понятно? Грубо говоря, это всё равно, что зарабатывать на отжиме белья. Вода для вас отход, вы можете её выливать, а можете копить и продавать, скажем, фермерам как воду для полива.
Так вот для газоперерабатывающего завода отход в виде пропан-бутана стал источником дополнительной прибыли. Дело в том, что всю работу по осушке газа предприятию оплатили из бюджета. Следовательно, отход в виде газомоторного топлива по своей себестоимости должен быть весьма копеечным (но почему на выходе цена за газтопливо «рыночная» - это отдельный разговор).
А теперь о том, что изменила установка комплексной подготовки газа «ЯТЭК». Благодаря её запуску от месторождения в Кызыл-Сыре на Якутский газоперерабатывающий завод поступает уже не природный газ, а подготовленный метан, без примесей. А это значит, что «Сахатранснефтегаз» лишился сырья для производства газомоторного топлива.
Теперь всё производство пропан-бутана сосредоточилось в руках «ЯТЭК».
В этой связи возникли вопросы:
1. Отпадает ли надобность в работе ЯГПЗ (основной функцией которого была именно осушка газа), если теперь «ЯТЭК» поставляет уже подготовленный газ (метан)?
2. Будет ли компания «Сахатранснефтегаз» создавать совместное предприятие по продаже (реализации) газомоторного топлива с ОАО «ЯТЭК»?
3. Намерена ли компания «СТНГ» продать оборудование ЯГПЗ?
Редакция направила эти вопросы в ЯТЭК и «Сахатранснефтегаз» и получила следующие ответы.
В руководстве «Сахатранснефтегаз», отметили, что надобность в работе ЯГПЗ остается, поскольку завод выполняет одновременно функции газораспределительной станции – снижает давление и одорирует газ (добавка для того чтобы можно было установить утечку газа по запаху – прим. ред.) для поставок потребителям Якутска.
Обе компании отрицают заинтересованность в продаже и покупке газоперерабатывающего завода, а также создание совместного предприятия по продаже газомоторного топлива.
Получается, что функции завода (ЯГПЗ) в нынешних условиях свелись к регулированию давления и одорированию газа. Интересно, скажется ли это на снижении тарифов? Ведь их составной частью являлась услуга по осушке природного газа, а теперь эта функция отпала. Отпала и возможность в получении дополнительной прибыли от продажи пропан-бутана. Теперь рынок данного топлива полностью перешел в руки «ЯТЭК».
То есть произошло неприятное событие – потерялось целое направление сбыта. Это ли не показатель уровня эффективности в работе прогосударственной компании. Как можно просто так взять и проглядеть такой ценный рынок?
Чего как раз не скажешь о «ЯТЭК», менеджмент которой в данной ситуации показал себя более дальновидным и результативным. Естественно, одному игроку на рынке куда удобнее управлять ценовой политикой. Есть ли понимание сложившейся ситуации в правительстве республики?
Что мы имеем - заправки «Сахатранснефтегаза» простаивают уже третью неделю. Руководство компании всё ещё оговаривает условия поставки пропан-бутана с «ЯТЭК». Что мешало обговорить условия поставки топлива до запуска УКПГ? Или для «Сахатранснефтегаза» это событие стало неожиданностью как 22 июня 1941 года? В любом случае частник себе такого длительного простоя не позволил бы. А вот госкомпания, субсидируемая из бюджета, видимо, может.
А что происходит с коллективом завода, если одна из его основных функций отпала? Означает ли это что на ЯГПЗ будут сокращения?
Исходя из сложившейся ситуации у «Сахатранснефтегаза» остаются направления по продаже бытового газа и метана как моторного топлива. Как бы и здесь ЯТЭК не переиграл СТНГ. Лиха беда начала. А если учесть то, что ранее наши местные предприниматели неоднократно отмечали - в "Сахатранснефтегазе" любят все издержки перекладывать на потребителей. Не появится ли вновь у руководства СТНГ соблазна компенсировать выпадение дополнительного дохода от продажи газмоторного топлива очередным повышением трифов на газ? При этом повышение тарифов нам, как всегда будут объяснять сложными экономическими условиями, но не как не слабостью в руководстве. В чём ещё проявилась газовая недальновидность в нашей следующей статье.
P.S.
Между тем, в первое воскресенье сентября отмечается День работников нефтяной и газовой промышленности. Очевидно, что его в ЯТЭК праздновать будут с большей радостью чем в "Сахатранснефтегазе". Всё-таки рынок сбыта потерять, это не повод для торжества. Или это был, такой дружеский подарок от руководства СТНГ друзьям в ЯТЭК? Но в любом случае с профессиональным праздником!