Александр Дудников: нельзя отдавать строительство моста китайцам
YAKUTIA.INFO. На прошлой неделе делегация якутского правительства посетила Восточный экономический форум, где по уже «сложившейся традиции» обсудила вопрос строительства моста через Лену с потенциальными инвесторами. В частности, министр инвестиционного развития республики Антон Сафронов сообщил о предварительных договоренностях с китайской компанией Power China, которая уже представила два технических параметра строительства объекта.
Однако руководитель компании — застройщика железной дороги «Еловское — Трансстрой», депутат Ил Тумэн Александр Дудников считает, что отдавать строительство моста китайцам нельзя ни в коем случае. Об этом, а также о важности прихода железной дороги в Якутск он рассказал в интервью «Якутия.Инфо».
- Александр Николаевич, простой вопрос — когда все-таки придет «железка» в Якутск?
- Надо принимать решение, проявить политическую волю.
- Мы с вами об этом говорили ровно три года назад.
- Понимаете, строительство железных дорог – это обязанность федерального правительства. То есть железная дорога – это проект федеральный, но активность субъекта тоже важна. То есть правительству республики тоже нужно проявлять активность. Руководство страны сказало: давайте сначала разберемся с мостом через Керченский пролив, а потом возьмемся за мост в Якутии. И это правильно – одновременно тянуть два таких проекта сложновато. Сейчас закончат Крымский мост – вернутся к нашей проблеме. Но надо, чтобы мост был не автомобильный, как сейчас говорят по проекту с китайцами, - этого допускать нельзя, это системная ошибка. Нужно делать такой же мост, который сейчас идет в Крым – совмещенный автожелезнодорожный.
- Вы имеете ввиду то, что если не сделать совмещенный, то Нижний Бестях большегрузами разворотят? Там же будет перегрузочная база с поездов на автомашины.
- Да не только из-за этого – тут комплекс причин! Ведь что такое поезд? На сегодня у нас поезд на Беркакит – Томмот – Бестях запроектирован на груз весом на 3600 тонн. Один большегрузный автомобиль везет 20 тонн. Разделите 3600 тонн на 20 тонн, получится 180 автомашин. Вы представляете поезд из 180 автомашин и поезд с одним машинистом и одним тепловозом, который тянет 3600 тонн? То есть это несопоставимые вещи – все то, что можно перевезти железной дорогой, невозможно перевезти автотранспортом. Все бизнес-проекты становятся рентабельными и конкурентоспособными именно благодаря железной дороге. Идем дальше – в Якутске проживают 300 тысяч человек. На случай техногенных катастроф для города должны решаться мобилизационные вопросы. Как решать – непонятно.
В-третьих, Якутск — огромный пассажирообразующий город – услугами железной дороги будет пользоваться 300 тысяч человек. У нас из Алдана, при численности населения Алданского района в 40 тысяч человек, в год услугами железной дороги пользуются до 100 тысяч человек. То есть получается, каждый житель района один – два раза в год пользуется услугами железной дороги.
Сегодня «Туймаада-Нефть» в Нижнем Бестяхе уже принимает железнодорожные цистерны. Они говорят, что в плане тарифа они выигрывают, но даже не это для них самое главное. Самое главное для них – это то, что они сохраняют качество топлива. Когда идет перекачка с одного транспорта на другой, то теряются, где-то пропадают остатки, где-то попадается недобросовестный перевозчик. А с «железкой» они получают топливо, отгруженное с нефтеперегонного завода — под охраной, под свой автотранспорт, и довозят до речных баз, а дальше отправляют по реке. Они в этом видят огромный шаг вперед, который был бы невозможен без железной дороги. И таких составляющих миллион.
- И все-таки когда придет «железка» в Якутск?
- Я неслучайно уже сказал, что все зависит от политической воли федерального и республиканского руководств. Когда они сойдутся в одном решении, тогда оно и будет принято. Но все специалисты, имеющие отношение к этой теме, говорят о том, что должен быть совмещенный автожелезнодорожный мост.
- Сейчас много говорят о том, что строительство хотят отдать китайцам.
- Этого нельзя допускать. Мост в Крым разве китайцы строят? Мост – это стратегическое сооружение, технические параметры строительства которого должны оставаться в секретности. Нельзя такой стратегически важный объект отдавать иностранным строителям, тем более у нас свои простаивают. Это касается безопасности моста.
- Вы об этом говорили и вас услышали?
- Я бы сказал, что нет. Тем более сейчас с этой идеей привлечения китайцев потихоньку протаскивают идею автомобильного моста.
- А что будет. если будем строить автомобильный мост?
- Я вам скажу, что будет. Железная дорога на Нижний Бестях будет нерентабельной. Владельцы грузов, которые будут отправлять груз от Хабаровска или Новосибирска, будут рассуждать так: зачем мне довозить груз до Нижнего Бестяха, чтобы там разгружать и довозить груз через автомобильный мост до Якутска? Потому что основное потребление сосредоточено в Якутске и западных улусах, туда в основном грузы и идут. Поэтому владельцы грузов лучше сразу на фуры загрузят товар и будут везти до дверей клиента в Якутске. Но при этом меня поразила одна цифра: ущерб дороги от прохода одного большегрузного автомобиля равняется ущербу от прохода 20 тысяч легковых автомашин. А содержание автомобильных дорог – это задача государства, всякие транспортные налоги – это мелочь. Сейчас только начали внедрять систему «Платон», чтобы брать с большегрузов деньги на содержание дорог, но это бесконечная песня.
А железная дорога по своей природе, конструкции и контакту металлического колеса с землей и дальнейшего распределения по дороге создана для того, чтобы возить большие грузы без ущерба для самой дороги. Представьте себе – один состав поезда зашел на Жатайскую нефтебазу с грузом 3600 тонн, или 180 цистерн повезут через Якутск или рядом с городом. Какая будет загазованность и какой ущерб будет нанесен городу.
- Если железка все-таки придет в Якутск в совмещенном варианте, как она дальше пойдет?
Есть разные варианты – склоновый, долинный. Остановились на варианте, когда мы переходим через реку на Табаге, проходим поперек долинные земли, заходим на верхнюю террасу, большим кольцом обходим город на удалении 10-15 километров и кольцом заходим в город со стороны Речпорта. Железнодорожный вокзал должен был строиться в 100 метрах от аэропорта. Представляете, как удобно – человек с Севера прилетел, сразу с самолета пошел на железнодорожный вокзал и оттуда поехал, куда захотел – в Хабаровск, Новосибирск, Иркутск, Москву. То есть железная дорога делает революцию в транспорте региона, в который она приходит. Мультипликативный эффект огромен. Помню, мы только зашли в Бестях, а первый груз, который привезли, - это были три вагона племенных коров. По другому их не привезешь – на машине они или ноги поломают, или сдохнут. А по железке их благополучно привезли. Сегодня «Железные дороги Якутии» не спят, а действуют намного умнее многих промышленных предприятий республики. На территории Нижнего Бестяха они создали завод по сжижению газа. Пока они используют его для собственных нужд, но в ближайшем будущем готовы везти его на реализацию в Южную Якутию. Кто думал, что это можно сделать? А «железка» пришла, раз — и одно на другое наслоилось. Рынки есть, технологии есть.
- Таким образом, что должно общество сказать властям?
- Общество должно сказать властям — даешь железную дорогу и совмещенный автожелезнодорожный мост в Якутск. Это нужно каждому гражданину, а не каким-то там слоям и прослойкам. Даже магаданцы хотят, чтобы к ним железка пришла, хотя у них проживает 200 тысяч человек и крупных промышленных проектов нет. Они мечтают о «железке», это у них записано во всех совместных федерально-региональных документах. То есть готовы добиваться этого. А мы пришли в Нижний Бестях и не можем шагнуть в Якутск и сказать людям — все, остров кончился! Я написал статью в «Саханьюс» о том, что Якутску нужна железка и получил отзыв: «Дурачина! Ты в советское время получал все бесплатно и сейчас этого хочешь? Ты не знаешь, что такое логистика!»
- Куда дальше пойдет «железка», если придет в Якутск?
- Смотрите, если мы перешагнем Лену и зайдем в Якутск, я уверен — центр газо и нефтедобычи, АЛРОСА — все будут заинтересованы в «железке». Смотрите, у нам европейский Север, где добываются нефть, газ и все остальное — все освоение основано на железной дороге. От Якутска железка должна пойти на запад, вдоль дороги Вилюй в центр газо- и нефтедобычи и в АЛРОСА, далее до Ленска и Иркутска. Сейчас Россия в связи с санкциями будет вынуждена считать деньги и вернуться к железнодорожному транспорту, как наиболее дешевому.
Почему Сталин пытался опутать железкой весь Север? Потому что это наиболее дешевый вид транспорта, который делает возможным любой проект. Что у нас олово загнулось, что у нас северный завоз каждый год чихает? Да потому что транспортная схема ужасная.