Культура 17:13 / 19.10.2018 Просмотров: 3944

Сезон открыт. Новая "Золотая маска"?

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. Саха театр открыл свой 113 театральный сезон. В этом году он имеет четкий событийный характер и будет посвящен 125-летию со дня рождения Платона Ойунского, имя которого носит этот ведущий драматический театр Якутии. Соответственно, в этом сезоне в репертуаре театра появятся новые спектакли по его произведением. 

«Этот сезон для нас будет очень ответственным – мы готовим несколько  спектаклей по произведениям Ойунского, которые мы представим в ноябре» - отмечает директор Саха театра Анатолий Николаев

А после этого, по его словам, начнется подготовка различных проектов по проведению Года театра, который объявлен в России в 2019 году. Огромную роль Саха театра для культуры Якутии отметил министр культуры и духовного развития республики Юрий Куприянов, который в течении двух вечеров был  в зрительном зале театра.

   

Открывающими сезон спектаклями стали последние премьеры театра – «Гиганты горы» Луиджи Пиранделло  в постановке Андрея Борисова и Романа Дорофеева, а также «Мой друг Гамлет» по мотивам пьесы Шекспира «Гамлет», режиссера Сергея Потапова. На эти постановки были специально  приглашены эксперты национальной театральной премии «Золотая маска», с целью возможного отбора этих работ для участия в основном конкурсе этой премии и фестиваля. 

Оба спектакля, несмотря на разницу в авторском подходе к работе с материалом, связывает мастерство, с которым выполнены эти две постановки и довольно нестандартные решения, которые не могут не радовать зрителя во время их просмотра. А еще эти спектакли и особенные для Романа Дорофеева, для которого первый спектакль - это его полноценный режиссерский дебют на сцене Саха театра, а второй - это роль Гамлета, исполнить которую традиционно  мечтают многие артисты. Тем более здесь еще и Гамлет - очень нетривиальный, далекий от привычных канонов и эстетических клише.   

Гиганты горы
Мой друг Гамлет

Вот что говорит об увиденом театровед, театральный критик  Алексей Киселев: «Посмотрел впервые спектакли Саха театра вживую. Могу сказать, что они, конечно разные. Если «Гиганты горы» ориентируется скорее на возрастную аудиторию и цитирует приемы старинного театра – немного комеди дель арте, а немного это такой рукодельный театр волшебства, то спектакль «Мой друг Гамлет» - это, конечно, для аудитории, которая родилась уже в девяностые и нулевые. Оба спектакля постомодернистичны - в первом, как я говорю, цитируются старинные формы театра, причем в контексте архитектуры 21-го века и в нем вообще намешано много культурных кодов, а у Потапова постмодернизм - это очевидно его авторский метод. Мне кажется, что эти две постановки - это примеры театрального языка, обладающего яркой индивидуальностью и целостностью. И конечно, они заслуживают очень детального экспертного обсуждения».

Алексей Киселев

В числе экспертов в Якутск приехал театральный критик и драматург преподаватель ГИТИС Александр Вислов, председатель экспертного совета «Золотой маски» 2017-2018. По его словам, он уже не раз видел постановки Саха театра во время гастролей в Москве и на казанском фестивале «Науруз» - «Один из самых интересных национальный театральных миров России это безусловно якутский и я, конечно, уже давно хотел попасть в Саха театр. Спектакль Потапова очень любопытный. ( В связи с занятостью, к сожалению, он посмотрел только  только спектакль Сергея Потапова - авт.) Вообще, получилось так, что эта пьеса как то сильно выстрелила в этом году, Гамлета очень активно ставили. Видимо, время Гамлета пришло, хотя совсем недавно главный специалист по Шекспиру Алексей Бартошевич говорил, что сейчас совершенно не время Гамлета. Но это  время «не прямого Гамлета», а его переосмысления и некоторых рефлексий. И вот на просторах нашей необъятной страны возникло сразу несколько спектаклей, которые вступают во взаимотношение с этим главным театральным мифом, с этой четырехсотлетней традицией. И в этом смысле спектакль Сергея Потапова очень интересен. И вот, с одной стороны, это такая вещь, которая завязана на традиции, а с другой - вспоминается известная статья Бартошевича «Гамлет для пьяных», где он утверждает, что пьеса была написана для простого зрителя и вот и с этой точки зрения Потапов как будто пытается очистить «Гамлета» от всех этих философских пластов и вернуться к этой кровавой истории.

С другой стороны, спектакль, видимо, очень личный, связанный с некой поколенческой темой вхождения молодого человека в культуру через фильмы с Брюсом Ли, компьютерные игры, видеосалоны. И вот это сочетание такой низовой культуры и элитарной –  это и есть по сути «Гамлет», поскольку за все эти столетия литературоведческих и философских анализов почти утерян сам сюжет пьесы и вот как раз за счет этого обращения к низовой культуре, за счет свежести подачи материала у Потапова получается очень любопытный взгляд. И поэтому именно такое прочтение Гамлета в Саха театре мне кажется очень убедительным. В спектакле, как и в пьесе, есть несколько пластов восприятия и каждый воспримет его по своему: ребенок – на уровне компьютерной игры, а шекспировед – на уровне огромной театральной традиции».

Александр Вислов

Заключения экспертов «Золотой маски» будут известны уже в ноября. Но в не зависимости от результата все же хотелось, чтобы эти два спектакля  увидели и за пределами республики. Совершенно очевидно, что они того стоят.  

Спектакль "Гиганты горы". Удивительный театр

«Гамлет» Ли Сергея Потапова